22 сентября мэр Анатолий Локоть выступил на сессии Совета депутатов Новосибирска

Полный текст доклада:

Уважаемые депутаты!

В своём выступлении коротко расскажу о решении основных вопросов городского хозяйства, ремонте дорог и работах по благоустройству.

В этом году нам удалось привлечь существенные дополнительные средства на развитие Новосибирска. Мы в месте с вами откровенно говорить о необходимости решать проблему хронического недофинансирования дорожной отрасли крупнейшего муниципалитета страны Новосибирска. И эта совместная работа принесла ощутимые результаты. Мы получили поддержку.

Дороги, тротуары, городская инфраструктура.

Основные усилия за счет дополнительных ресурсов мы сосредоточили на ремонте и реконструкции дорог и тротуаров в чрезвычайно сжатые сроки. К сожалению, значительную часть работ пришлось разворачивать в середине и даже в финале летнего ремонтного сезона. Поздно выделяются средства из вышестоящих бюджетов. Тем не менее, принципиально важный результат ‑ наши с вами усилия по взаимодействию с Правительством Новосибирской области и Законодательным собранием позволили суммарно привлечь дополнительно 823 миллиона рублей на дорожную отрасль (674 тыс.м2). С учётом программы БКД мы вышли на 1, 7 млн. кв. м — это 10% от общей площади всех дорог Новосибирска.

На что были направлены эти средства? На 278 млн. рублей из областного бюджета, полученные в июле, мы привели в порядок наиболее проблемные участки, список которых определили совместно дорожный департамент, администрации районов и Минтранс области. На сегодняшний день из 85 объектов завершены работы на 84.

Ещё 365 млн. рублей (281 млн. руб. из федерального и 84 млн. из областного бюджетов) удалось получить дополнительно в рамках нацпроекта БКД для ремонта 10 улиц (Плановая, Кирова, Гоголя, Ленина и другие). Также в этом сезоне приводим в порядок 5 гостевых маршрутов.

Мы с вами постоянно ищем возможность дополнительных вложений в ремонт дорог частного сектора и тротуаров. В этом году на наше предложение откликнулись депутаты Законодательного Собрания. Дополнительно Новосибирск получил из резервного фонда правительства области 180 млн. рублей. Из них 130 млн. — на отсыпку дорог частного сектора и 50 млн. — на ремонт тротуаров. Да, эти средства поступили под занавес ремонтного сезона. Тем не менее, в этом году будет обновлено 94 участка дорог частного сектора (из них 37 — за счет средств городского бюджета).

Благодарность за поддержку — губернатору, депутатам Законодательного собрания, и в вопросах контроля тоже.

Продолжается реализация национального проекта БКД. В этом сезоне работаем на 35 объектах. Отмечу очередные этапы переходных объектов реконструкции Гусинобродского шоссе, ул. Кедровой и ул. 2-й Станционной общей стоимостью 337 млн. рублей (ввод запланирован на 2022 год). Также в работе пять крупных объектов ремонта, четыре из которых будут сданы в этом году (это улицы Хилокская, Сибиряков-Гвардейцев, Волочаевская и Петухова) а также улица Ипподромская (срок сдачи — 2023 год).

Должен сказать, что трудности проезда вызывали претензии новосибирцев. Не буду всё перечислять — много возникало узких мест из-за проведения дорожных работ. Согласен, что всё надо делать в кратчайшие сроки. Но сдвиг ремонтов на осень в большинстве случаев связан со сроками получения дополнительного финансирования. Поэтому крайне важно сосредоточить усилия на том, чтобы средства для наших проектов появлялись раньше, и подрядчики успевали уложиться в летний сезон.

К сожалению, сдвинулись сроки капитального ремонта одной из важнейших артерий города — Октябрьского моста. Требуется порядка 1,6 миллиардов рублей — неподъемный для местного бюджета объем средств. Ищем финансирование, это наша общая задача на ближайший период. Сейчас ремонтируем дорожное полотно моста. Конкурс состоялся 14 сентября, из городского бюджета выделяем 44 миллиона рублей.

Продолжаются работы на важных инфраструктурных объектах: надземно-подземном переходе под дамбой Октябрьского моста и новой станции метро «Спортивная». Строители уже завершают заливку бетона под перрон станции. Работы синхронизированы по целому ряду объектов. Это строительство пешеходного перехода в нескольких уровнях, дорожные развязки на площади Лыщинского, ливневая канализация, очистные сооружения. В этом году планируется завершить надземно-подземный переход к станции через дамбу моста. После сдачи «Спортивная» станет полноценным объектом транспортной инфраструктуры Новосибирска.

Кроме бюджетных возможностей, стараемся привлекать и средства частных инвесторов. С появлением услуг проката электросамокатов возникли новые предложения по развитию инфраструктуры. С компанией «ВУШ» запущен большой инвестиционный проект реконструкции сети велодорожек. Рассматриваем его как одну из составляющих благоустройства в проекте «Академгородок 2».

Общественный транспорт

Приобретено 55 новых автобусов. На прошлой неделе объявлен конкурс на закупку ещё 150 автобусов (100 автобусов большого класса и 50 автобусов среднего класса). Согласно условиям контракта, первая сотня поступит до конца 2021 года, ещё 50 автобусов — во втором квартале 2022 года. Проведена большая работа организационная работа по подготовке транспорта к эксплуатации.

На нескольких ключевых магистралях Новосибирска сейчас идёт создание выделенных полос для общественного транспорта. Мы знаем, что у части новосибирцев это вызывает недовольство, поскольку убираются парковочные карманы. Но есть несколько объективных причин.

Во-первых, мы следуем решениям, которые зафиксированы в «Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирска до 2030 года». Многие общественники выступали за создание выделенных полос.

Во-вторых, протяженность выделенных полос — одно из условий нашего участия в федеральных программах.

В-третьих, это современный подход к организации движения в мегаполисе. Только так мы разгрузим магистрали, увеличим их пропускную способность за счет использования больших вместительных автобусов.

Сейчас выделенных полос в Новосибирске — 39 км. Мы до 2030 года должны улучшить наш показатель — ввести 74 км выделенных полос.

Зелёные зоны, дворовые территории

Началось строительство крупного природного парка «Арена», который изменит облик левобережья. Это большая территория — 15 га. Впервые за долгое время мы создаём парк с нуля. Сейчас объёмы работ уже близки к 50% от плана. Не вызывает сомнений, что мы сдадим этот объект в срок.

Парк «Арена» станет уже пятой масштабной зелёной территорией после «МихайлОвской набережной», парка у Монумента славы, Затулинского и Заельцовского парка, где сейчас тоже полным ходом идёт реконструкция. Подрядчик нацелен на то, чтобы основную часть работ в Заельцовском завершить в этом году.

Масштабные изменения произошли в десяти скверах Новосибирска. Комфортная городская среда должна начинаться у порога дома каждого новосибирца.

В этом году обновили 156 дворов многоквартирных домов. (119 по муниципальной программе «ЖКХ г. Новосибирска» и 37 федеральной программе «Формирование современной городской среды» за счёт бюджетов трёх уровней). Кроме этого, порядка 250 детских и спортивных площадок устанавливаем и обновляем в этом году, в том числе по наказам избирателей и депутатов.

Образовательные учреждения

Зарезервированы 12 площадок для детских садов. Поданы заявки в правительство Новосибирской области, чтобы при федеральной поддержке сразу начать строительство.

Строятся три школы, две из которых планируем сдать до конца года. Две недели назад заключили контракт и началось строительство школы № 54 в Центральном районе. Удалось попасть в первую очередь программы национального проекта «Образование» (На основе ГЧП) .

Надеемся начать строительство шести школ на 6 тысяч мест. Площадки под них готовы. Все они расположены в растущих микрорайонах, где проблема нехватки мест очень острая.

Напомню, что в этом году был организован летний отдых для 150 тысяч школьников. Финансирование превысило 140 миллионов рублей, и при этом родители несли меньше расходов из семейного бюджета — все желающие по федеральной льготе получают 50% компенсации собственных расходов.

Важная тема — жильё для детей-сирот. Выдано порядка 120 социальных сертификатов — это новая форма обеспечения жильём молодых людей, которые росли без родителей. Механизм только недавно начал работать, сложности с превращением сертификата в собственное жильё, конечно, существуют. Но всё же — сделан большой шаг.

В завершение несколько слов о задачах городского хозяйства. Город был своевременно подготовлен к отопительному сезону. Сейчас идет разворот системы отопления, первыми подключаем социальные объекты.

В этом году принято важное решение об ускорении реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 31 декабря 2023 года. Ранее реализация программы была рассчитана до 1 сентября 2025 года. Городу необходимо обеспечить расселение всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в срок до 1 января 2017 года. На данные цели Новосибирску будет оказана финансовая поддержка в размере1 миллиарда 316 миллионов рублей.

Благодарю за внимание! Желаю плодотворной работы сессии! Готов ответить на ваши вопросы.