Муниципалитетам нужен новый закон по пассажирским перевозкам

По инициативе ряда субъектов Федерации и крупных городов России и под руководством комитета Госдумы по транспорту и энергетике в Пятигорске состоялось совещание о перспективах работы пассажирского транспорта. Наш город представляли специалисты департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса во главе с начальником Владимиром Кривушкиным.

В работе общероссийского совещания приняли участие более 30 представителей субъектов Федерации и крупных городов. Основным вопросом столь представительного форума стало обсуждение законопроекта о пассажирском транспорте в Российской Федерации. О необходимости общего закона, где был бы прописан порядок организации пассажирских перевозок в современных условиях и который решил бы многие транспортные проблемы городов, говорили давно. Начиная с 90-х годов, Министерство транспорта фактически перестало руководить пассажирскими транспортными предприятиями, взвалив их содержание на местные муниципалитеты. Не имея конкретного общероссийского закона, каждый муниципалитет собственными силами решал проблемы, возникающие в сфере пассажирских перевозок. Например, обновление подвижного состава муниципального транспорта, урегулирование отношений между перевозчиками, борьба с нелегалами.

Сегодня рынок пассажирских перевозок значительно изменился. Появились немуниципальные перевозчики и новые формы взаимоотношения между всеми участниками этого рынка. Пришло время принимать современную законодательную базу тарнспортной отрасли. К этому активно подключились депутаты Госдумы и подготовили законопроект, основой которого стали предложения от всех регионов страны. Их неоднократно обсуждали на различных форумах. Например, в сентябре прошлого года в Новосибирске прошло крупное собрание представителей автотранспортной отрасли Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов России, на котором прозвучало предложение объединить автотранспортные предприятия в единый союз для эффективного решения вопросов совершенствования законодательства.

Участники пятигорского совещания уверены, что новый закон поможет решить многие вопросы. Например, как отрегулировать рынок пассажирских перевозок, как увязать межведомственные интересы. Законопроект предоставляет муниципалитетам больше рычагов воздействия на перевозчиков. Именно на муниципалитеты возлагается ответственность за организацию пассажирских перевозок на территории. Между тем, лицензии на право перевозок выдает Российская транспортная инспекция, причем в неограниченном количестве, не учитывая при этом потребности городов в перевозчиках. В результате городские дороги переполнены коммерческими автобусами, количество которых муниципальная власть не праве ограничить, не нарушая антимонопольного законодательства.

Сейчас обсуждение законопроекта начнется повсеместно во всех регионах страны. Оценить его основные положения должны и в Правительстве. Законопроект уже направлен в Минтранс и Минэкономики. На совещании принято решение о создании специальной группы для доработки законопроекта. От Новосибирска в нее вошел начальник управления пассажирских перевозок мэрии Валерий Новоселов.

Окончательный вариант законопроекта будет рассмотрен в двух чтениях и принят Госдумой РФ.