История 1920–1940

В апреле 1920 года в Новониколаевске проводятся выборы городского Совета рабочих и крестьянских депутатов, утверждается власть Советов.

К началу Первой мировой войны Новониколаевск, население которого составляло около 60 тысяч человек, являлся центром магистральных путей сообщения, в котором судоходная Обь пересекалась с Великим Сибирским путем и Алтайской железной дорогой. Строилась железная дорога, которая должна была соединить город с Кузнецким каменноугольным округом (Кольчугинские копи), предстояло строительство железной дороги до городов Верного и Ташкента.

Красный проспект. Конец 1920-х
  • 1926

    12 февраля Постановлением ЦИК СССР утверждается решение Краевого съезда Советов о переименовании города Новониколаевска в город Новосибирск. В городе проживает уже 120 128 человек.

  • 1934

    С постройкой железнодорожной линии Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий и паровозоремонтного завода город превратился в крупнейший транспортный узел азиатской России.

  • 1937

    Постановлением ВЦИК Западно-Сибирский край разделен на Новосибирскую область и Алтайский край. Новосибирск получил статус областного центра.

С образованием 25 мая 1925 года Сибирского края Новониколаевск становится административным центром всей Сибири. 12 февраля 1926 года Постановлением ЦИК СССР утверждается решение Краевого съезда Советов о переименовании города Новониколаевска в город Новосибирск. Город вновь начинает быстро расти. В 1926 году в городе проживало уже 120 128 человек. Началось строительство необходимых государственных зданий, несмотря на первоначальный недостаток средств: Сибдальгосторга (1923 — 1925), Текстильсиндиката (1925), Госучреждений (1923 — 1926, архитектор А.Д. Крячков). Строились здания «Совкино» (1924), Сибревкома (Крайисполкома, 1925, архитектор А.Д. Крячков), Дом Ленина (Дом Советов, 1925), клуб Совторгслужащих (1926, инженер И.А. Бурлаков), Дворец Труда (1927, инженеры С.А. Шестов, И.И. Загривко).

Строительство дома под часами. 1931-34

Строится швейная фабрика «Автомат», завод по переработке растительного масла, шорная фабрика, хлебокомбинат, продолжает работать завод «Труд» в составе литейного, механического, меднокотельного и модельного цехов. Хлебокомбинат ЦРК на ул. Фабричной объединяет хлебозавод, хлебопекарню, макаронную фабрику, мельницы ЦРК, крупорушку и зерносушилку. В 1928 году строится трикотажная фабрика «Динамо». Оживляется жилищное строительство (из дерева),строятся двухэтажные 6-квартирные дома с общей кухней, с теплым санузлом, печным отоплением.

В 1921 году начали активно действовать профессиональный союз работников искусств и первая артель поэтов и писателей. 22 марта 1922 года выходит первый номер литературно-художественного и общественно-политического журнала «Сибирские огни», 15 ноября 1922 года оперой А. С. Даргомыжского «Русалка» в городе открылся Сибирский государственный театр музыкальной драмы. Новониколаевск явил редкий пример: здесь первым появился профессиональный театр самого сложного жанра. Город становится музыкальной и театральной столицей огромного края.

В течение десяти лет, являясь центром сибирского края, город концентрировал в себе все финансовые и экономические ресурсы. Столичное положение вывело Новосибирск на широкую дорогу промышленного и социально-культурного развития.

Уже в 1925 года здесь было положено начало развитию научного потенциала. Создано общество изучения Сибири и ее производительных сил (ОИС), а в 1928 году организовано Сибирское краевое отделение Всесоюзной ассоциации работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО). В декабре 1926 года состоялся первый сибирский краевой научно-исследовательский съезд. На нем присутствовало 326 делегатов, выступило около 100 человек. В тридцатые годы в городе были созданы десятки научных лабораторий, ряд научно-исследовательских и проектных институтов. 24 января 1930 года прошел первый съезд научных работников Западной Сибири.

Строительство здания Крайисполкома. 1932

С 30 июля 1930 года, в связи с разделением Сибирского края, Новосибирск становится центром Западно-Сибирского края. В 1930 году в левобережной части Новосибирска началось строительство крупного завода «Сибкомбайн» (ОАО Сибсельмаш). В правобережной — в 1931 году закладывается другой крупный машиностроительный комплекс — завод горного оборудования (впоследствии — Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова), строится станкостроительный завод им. XVI партсъезда (ОАО Станкосиб), паровозоремонтный завод, предприятия легкой и пищевой промышленности. В 1934 году сооружен новый двухпутный железнодорожный мост через реку Обь, Инская сортировочная станция, при которой формируется новый, быстрорастущий жилой микрорайон. Численность городского населения к 1934 году выросла до 294 тысяч человек, в 1939-му — до 406 тысяч человек.

Большой толчок экономическому росту города дало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, начатое в 1927 году и законченное в январе 1931 года. С постройкой железнодорожной линии Новосибирск—Ленинск-Кузнецкий в 1934 году и паровозоремонтного завода город превратился в крупнейший транспортный узел азиатской России.

28 сентября 1937 года Постановлением ВЦИК Западно-Сибирский край разделен на Новосибирскую область и Алтайский край. Новосибирск стал областным центром.