В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 313 обращений, из них по товарам — 229, по услугам —84.
По товарам:
эл. бытовые машины и приборы — 35, в т.ч.: холодильники — 8, стиральные машины — 4
радиоэлектронная аппаратура — 26, в т.ч. телевизоры — 8
компьютерная техника —14
мебель —12
телефонные аппараты — 37
одежда —18
обувь — 15
продукты —5
автомобили — 8
объекты недвижимости — 0
и другие —59
По услугам:
жилищно-коммунальные —7 (по оплате за услуги, ненадлежащее качество работ по замене кровли, затопление квартиры, отсутствие горячей воды);
ремонт бытовой техники —12 (нарушение срока и ненадлежащее качество ремонта);
почта — 0
связь —4 (некачественно оказанные услуги);
медицинские — 3 (ненадлежащее качество услуг);
изготовление мебели — 7 (нарушение сроков изготовления, ненадлежащее качество изготовления);
изготовление и установка окон — 14 (нарушение сроков доставки, ненадлежащее качество монтажа окон, лоджии);
дверей — 4 (ненадлежащее качество изготовления, нарушение срока доставки, нарушение срока монтажа);
финансовые — 7 (отказ в одностороннем порядке потребителя от исполнения договора, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, предоставление ненадлежащей информации об услуге);
пошив и ремонт одежды — 2 (ненадлежащее качество услуг);
туристские — 0
услуги химчистки — 0
СТО —3 (ненадлежащее качество услуг);
риэлтерские — 3 (ненадлежащее качество услуг);
культурно-развлекательные — 0
транспортные — 1 (ненадлежащее качество услуг);
общественное питание — 0
образовательные услуги — 0
прочие — 20 (ненадлежащее качество ветеринарных услуг, ремонта водопровода в индивидуальном доме, ненадлежащее качество услуг по прокату велосипедов и др.).
Пример обращения граждан.
Потребитель заключил с индивидуальным предпринимателем договор на изготовление мебели. В соответствии с предметом заключенного договора, исполнитель обязался изготовить и произвести монтаж изделия (кухонный гарнитур) в течение 25 рабочих дней с момента контрольного замера изделий и внесения предоплаты. Общая стоимость договора составила 259 900. В соответствии с условиями договора потребитель внес предоплату в размере 150 000 рублей. Потребитель принял решение отказаться от договора и обратился с уведомлением к исполнителю о возврате уплаченной предоплаты в размере 150 000 рублей. Впоследствии потребителю было возвращено 109 600 рублей. В возврате оставшейся части предоплаты было отказано. Исполнитель услуг сослался в отказе на то, что он понес расходы, которые фактически документально не смог подтвердить. Кроме того, в условиях договора предусмотрено, что при отказе потребителем от исполнения договора с него будет удержано не менее 30 % от стоимости изделия.
Не согласившись с этим, потребитель обратился к специалисту по защите прав потребителей в администрацию Дзержинского района города Новосибирска для получения правовой консультации и помощи в составлении искового заявления.
В силу статьи 32 Закона, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Согласно статье 16 Закона, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В результате судебных разбирательств требование потребителя было удовлетворено в полном объеме. Решением суда с ответчика взыскано в пользу истца: остаток стоимости услуг по договору в размере 40400 рублей, моральный вред в размере 5000 рублей, а также взыскана с ответчика в пользу истца сумма штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя