В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 402 обращения, из них по товарам — 268, по услугам — 134.
По товарам:
эл. бытовые машины и приборы — 45, в т.ч.: холодильники — 15, стиральные машины — 11
радиоэлектронная аппаратура — 29, в т.ч. телевизоры — 17
компьютерная техника —27
мебель —22
телефонные аппараты — 53
одежда −16
обувь — 18
продукты —5
автомобили — 5
объекты недвижимости — 1
и другие —47
По услугам:
жилищно-коммунальные — 48 (установка индивидуальных приборов учёта, исполнение управляющими компаниями договоров по содержанию жилья, оказание услуг по вывозу ТБО, ненадлежащее качество работ по замене кровли и др.);
ремонт бытовой техники —15 (нарушение срока и ненадлежащее качество ремонта);
почта — 2 (ненадлежащее качество услуг);
связь — 6 (ненадлежащее качество услуг);
медицинские — 1 (ненадлежащее качество услуг);
изготовление мебели — 3 (нарушение сроков изготовления, ненадлежащее качество изготовления);
изготовление и установка окон — 11 (нарушение сроков доставки, ненадлежащее качество монтажа окон, лоджии);
дверей — 3 (ненадлежащее качество услуг);
финансовые — 8 (отказ в одностороннем порядке потребителя от исполнения договора страхования, незаконное взимание комиссий, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, предоставление ненадлежащей информации об услуге);
пошив и ремонт одежды — 3 (ненадлежащее качество услуг);
туристские — 5 (неисполнение договора турагентством, необоснованный отказ по исполнению договора исполнителем услуг);
услуги химчистки — 4 (некачественно оказанные услуги);
СТО — 0
риэлтерские — 4 (непредставление полной и надлежащей информации);
культурно-развлекательные — 0
транспортные — 7 (некачественно оказанные услуги);
общественное питание — 0
образовательные услуги — 0
прочие — 14 (ненадлежащее качество услуг по прокату велосипедов, парикмахерские услуги, юридические услуги).
Пример обращения граждан.
Потребитель приобрел в автосалоне легковой автомобиль стоимостью 638 250 рублей. После первой эксплуатации автомобиля были обнаружены дефекты производственного характера. Потребитель обратился в салон с требованием устранить возникшие недостатки. Автосалон свою вину не признал, в требовании потребителя отказал.
Потребитель обратился в отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Калининского района города Новосибирска, где ему была предоставлена правовая консультация и оказана помощь в составлении претензии, в которой потребитель предъявил требование о расторжении договора и возврате денежных средств в полном объеме.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Получив претензию, продавец удовлетворил требования потребителя о расторжении договора купли-продажи и вернул денежные средства в полном объеме.