Достижение стратегических целей развития города – приоритет департамента экономики мэрии Новосибирска

8 февраля 2021

Итоги деятельности экономического блока мэрии города Новосибирска в ходе первого этапа реализации Стратегии развития Новосибирска до 2030 года рассмотрели на расширенном заседании экономического Совета.

Заседание провел первый заместитель мэра города Новосибирска Борис Буреев. «Экономический совет создан в 2019 году для рассмотрения вопросов и предложений, направленных на совершенствование экономической политики в городе Новосибирске», — отметил он, приглашая собравшихся к обсуждению перспектив достижения стратегических целей Новосибирска в 2020 году.

Результаты мониторинга реализации основных направлений Стратегии социально-экономического развития города Новосибирска до 2030 года представила начальник департамента экономики и стратегического планирования мэрии города Новосибирска Лариса Уткина.

Стратегия — главный документ целеполагания города — утверждена в 2018 году решением Совета депутатов города Новосибирска. Главная цель Стратегии — стабильное улучшение качества жизни новосибирцев. Она разбивается на три приоритета: «Развитие человеческого потенциала», «Рост экономического потенциала», «Формирование современной и безопасной городской среды». Они собраны в пять целевых блоков и далее раскрываются набором задач и направлений. Общее количество направлений — более 100.

В 2020 году завершился первый, самый короткий этап реализации Стратегии, ориентированный преимущественно на подготовительные работы. В ходе первого этапа был разработан План мероприятий по реализации Стратегии, сформирован новый пакет муниципальных программ, проведен предварительный мониторинг достижения стратегических целей по 10 контрольным показателям Стратегии, а также по 125 индикаторам текущего мониторинга для оценки ежегодной динамики.

В ходе реализации первого приоритета — развитие человеческого капитала — решается задача обеспечения эффективной занятости и роста реальных доходов населения. Департамент участвует в работе по легализации трудовых отношений, ликвидации задолженности по заработной плате, сокращению скрытых форм оплаты труда, регулированию трудовых отношений в муниципальном секторе экономики, соблюдению трудовых прав и гарантий работников в организациях города.

В ходе реализации второго приоритета — рост экономического потенциала — департамент проводит экспертизу финансово-экономических моделей, оценку рентабельности и окупаемости инвестиций. В 2020 году проведена оценка более 20 инвестиционных проектов и предложений. «Если ранее объемы предложений инвесторов не превышали 500 млн рублей, то в 2020 году наметилась тенденция к более масштабному характеру проектов», — рассказала Лариса Уткина.

По третьему приоритету — формирование современной и безопасной городской среды — подведены промежуточные итоги участия в реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Департамент координирует деятельность структурных подразделений мэрии по разработке показателей, необходимых для расчета индекса качества городской среды Новосибирска. В целях обеспечения достоверности, качества и полноты исходных данных для формирования индекса подготовлено распоряжение мэрии «Об организации работы по сбору данных для формирования индекса качества городской среды города Новосибирска». «По форме федерального статистического наблюдения № 1 — индекс КГС информация сформирована и представлена в министерстве ЖКХ Новосибирской области. Расчет и опубликование значения индекса за 2020 год будет произведено Минстроем России в апреле 2021 года», — сообщила докладчик.

Собственные потребности города, его жителей оформлены в виде наказов избирателей. «В новом созыве в работу поступило 16,5 тыс. предложений избирателей по городским наказам, кроме того, 1196 наказов перейдет в новый План реализации наказов из шестого созыва», — рассказала Лариса Анатольевна. Самые насущные для избирателей вопросы жизнедеятельности города касаются благоустройства (в т. ч. частного сектора), озеленения, экологии, здоровья, спорта, образования. Эти направления присутствуют в Стратегии, но их приоритетность должна выстраиваться в соответствии с потребностями населения. Механизм сбора и реализации наказов является базисом для уточнения Стратегии и муниципальных программ. План наказов избирателей депутатов нового созыва будет сформирован к концу первого полугодия.

Работу департамента оценил председатель профильной комиссии Совета депутатов города Кирилл Покровский: «Департамент экономики очень важен для работы депутатов и выполняет сложнейшие функции аналитического и стратегического характера. Большое внимание депутаты уделяют исполнению наказов избирателей, где департамент экономики активно участвует. От комиссии по бюджету благодарим вас за эту работу».

В развитие основного доклада в выступлениях приглашенных экспертов были высказаны оценки сложившейся ситуации в различных сферах экономических отношений, предложены направления совершенствования работы, в том числе в рамках реализации Стратегии города.

Заместитель министра экономического развития Новосибирской области Виталий Шовтак отметил: «Документы стратегического планирования Новосибирской области и Новосибирска приняты, пройден первый этап реализации. Тем не менее в ближайшее время стоит задача по их корректировке, поскольку существенно изменилась ситуация по сравнению с периодом, когда велась работа над Стратегией, а значит, надо менять и действия по достижению поставленных целей с учетом указа Президента РФ о национальных целях развития до 2030 года, который серьезно скорректировал параметры действий по реализации национальных проектов».

Начальник управления инвестиционной политики и территориального развития экономики министерства экономического развития Новосибирской области Павел Волокитин рассказал, что инвестиционная активность в регионе за последние пять лет возросла, абсолютный объем инвестиций достиг исторического максимума. Несмотря на пандемию, по итогам девяти месяцев объем инвестиций в Новосибирскую область составил 160 млрд рублей.

«Регион показывает темпы роста инвестиций выше общероссийских и выше, чем в СФО. Безусловно, успехи области во многом определяются вкладом города Новосибирска. Основные отрасли, привлекающие инвесторов: перерабатывающие производства, транспорт, логистика, сельское хозяйство. Существенно улучшился инвестиционный климат — мы единственные в округе вошли в двадцатку рейтинга инвестиционной активности. Действует программа поддержки инвесторов, предполагающая налоговые вычеты и субсидии, механизмы поддержки постоянно обновляются.

Тема развития человеческого капитала города с точки зрения подготовки кадров представлена в выступлении ректора НГУЭиУ Павла Новгородова. «При реализации стратегии возникает вопрос кадрового прогнозирования. Методики до сих пор нет, и в этих условиях органы власти должны задать ориентир для сферы образования. В вузах должны реализовываться программы с учетом интересов регионов и муниципалитетов. Среди перспективных направлений сотрудничества можно выделить проектную деятельность, аналитическую поддержку и научные исследования. Муниципалитет может выступать заказчиком в проведении исследований по дефициту компетенций, а также в определении тематики научных исследований для студентов и аспирантов вузов», — предложил эксперт.

Свои оценки ситуации на рынке труда города и реализации совместных действий по легализации трудовых отношений представили директор Центра занятости населения города Новосибирска Ирина Соголаева и начальник отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по НСО Ирина Демиденко.

Предложения экспертов будут рассмотрены детально на следующих заседаниях экономического Совета. Задачи департамента экономики и стратегического планирования мэрии города Новосибирска на 2021 год обозначил первый заместитель мэра Борис Буреев: «Продолжить работу по совершенствованию документов стратегического планирования и разработке новых муниципальных программ в 2021 году. Следующий момент — наказы избирателей. Год у нас особенный, мы одновременно подводим итоги реализации наказов предыдущего созыва и утверждаем план исполнения наказов нового созыва. Благодарен и департаменту экономики, и коллегам из других подразделений, депутатскому корпусу за эту работу. Безусловно, надо продолжать и работу по экономической экспертизе инвестиционных проектов. Индекс качества городской среды — тоже важный аспект, мы должны укрепить свои позиции в рейтинге. Задача первого этапа — добиться, чтобы те данные и материалы, которые мы представляем в областное министерство, не вызывали вопросов по полноте и качеству. Понимаю, что департамент находится на своде, но надо обратить внимание на работу с подразделениями мэрии, чтобы все цифры были представлены в полном объеме».


Справочная информация:

Деятельность департамента экономики и стратегического планирования мэрии ориентирована на организацию и методическое сопровождение стратегического планирования в городе Новосибирске. Основной инструмент — это муниципальные программы. В 2020 году департамент актуализировал перечень муниципальных программ, планируемых к разработке в 2021 году; содействовал разработке 13 новых муниципальных программ, в том числе в части обеспечения соответствия целям, задачам и направлениям стратегии. Рассмотрено 72 проекта внесения изменений в муниципальные программы, реализуемые в 2020 году, в целях приведения в соответствие с решением Совета депутатов о бюджете города. В Новосибирске муниципальные программы покрывают почти все сферы жизнедеятельности города. Более 80% расходов бюджета города — программные расходы.

Специалисты департамента формируют основные положения тарифной политики мэрии, совершенствуют систему оплаты труда работников муниципальных учреждений города Новосибирска, руководителей муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска. Также департамент формирует политику мэрии в сфере социально-трудовых отношений, развитии системы социального партнерства. В конце прошлого года подписано Территориальное соглашение между Новосибирским областным союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Новосибирской области», Новосибирской областной общественной организацией «Союз руководителей предприятий и работодателей» и мэрией города Новосибирска на 2021 — 2023 годы.