В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 377 обращение, из них по товарам — 268, по услугам — 109.
По товарам:
эл. бытовые машины и приборы — 42, в т.ч.: холодильники — 11, стиральные машины — 7;
радиоэлектронная аппаратура — 18, в т. ч. телевизоры — 9;
компьютерная техника — 21;
мебель — 20;
телефонные аппараты — 31;
одежда — 17;
обувь — 21;
продукты — 10;
автомобили — 11;
объекты недвижимости — 0;
и другие — 77;
По услугам:
жилищно-коммунальные — 7 (по вопросу обслуживания в многоквартирном доме);
ремонт бытовой техники — 10 (ненадлежащее качество ремонта, нарушение срока);
пошив и ремонт одежды — 2 (ненадлежащее качество услуг);
изготовление и установка окон — 9 (нарушение сроков доставки конструкции, ненадлежащее качество изготовления и установки окон);
дверей — 2 (ненадлежащее качество услуг монтажа);
изготовление мебели — 9 (ненадлежащее качество изготовления мебели, повреждения, товар не соответствует эскизу);
услуги химчистки — 6 (ненадлежащее оказание услуг);
медицинские — 6 (ненадлежащее оказание услуг, установка зубных протезов);
связь — 7 (ненадлежащее качество услуг мобильной связи, интернета, навязывание услуг);
почта — 0;
финансовые — 7 (страхование, перевод денежных средств через банкомат);
туристские — 3 (по возврату авиабилета, возврату денежных средств за тур);
СТО — 2 (ненадлежащее оказание услуг ремонта);
услуги автостоянок — 0;
риэлтерские — 2 (ненадлежащее оказание услуг);
культурно-развлекательные — 0;
транспортные — 5 (ненадлежащее качество услуг автомобильным наземным транспортом, спор по стоимости услуг перевозки пассажиров);
общественное питание — 4 (ненадлежащее качество услуг);
образовательные услуги — 0;
гостиничные —2 (ненадлежащее оказание услуг);
прочие — 26 (отказ в обслуживании без маски, возврат предоплаты за беседку для проведения детского праздника, претензии к качеству лампочек и др.).
Поступило 41 обращение от социально-незащищенных потребителей, из обратившихся: 35 пенсионного возраста, 3 представителя в отношении несовершеннолетних, 3- инвалид.
За истекший период оказана помощь потребителям в составлении 5 исковых заявления в суд.
Возвращено за некачественные товары и услуги 225 580 рублей.
Пример обращения граждан:
Потребитель приобрел в конце 2019 года в интернет — магазине телевизор LED Schaub Lorenz, стоимость 13 490 рублей. В мае 2021 года было обнаружено, что телевизор перестал включаться. Гарантийный срок на товар не истек. Потребитель обратился в интернет — магазин, где его направили в сервисный центр для проведения гарантийного ремонта. Однако в сервисном центре потребителю было предложено провести только возмездный ремонт, стоимость которого составила 4 500 рублей. По истечении нескольких дней после ремонта телевизор перестал работать. Потребитель повторно обратился в этот же сервисный центр, с этой же проблемой, после повторного ремонта телевизор снова перестал включаться.
Потребитель обратился в отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Советского района для получения правовой консультации по данной ситуации. Специалист отдела предоставил потребителю консультацию, оказал помощь в составлении претензии.
Согласно п.1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», далее Закон, в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли — продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
— обнаружение существенного недостатка товара;
— нарушение установленных настоящим Законом сроков установления недостатков товара;
Невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Исходя из преамбулы Закона под понятием существенный недостаток товара принято понимать — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В данной ситуации видно, что в товаре неоднократно устранялся недостаток, который можно считать существенным.
Потребитель предъявил требование интернет — магазину о расторжении договора купли — продажи и возврате стоимости телевизора в размере 13 490 рублей. Также была вручена претензия в сервисный центр, в которой было выдвинуто требование о расторжении договора об оказании услуг и возмещении стоимости в размере 4 500 рублей. Обе претензии были удовлетворены.