В органы прокуратуры поступают многочисленные обращения от родителей (законных представителей) по вопросу посещаемости детей, не прошедших туберкулинодиагностику, в
образовательных организациях.
Заявители обжалуют действия должностных лиц образовательных учреждений по отказу в допуске детей не прошедших медицинское обследование на туберкулез.
В соответствии со статьями 41,42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ)
законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и
состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральные санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, утверждаются по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
При этом граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-
эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других
граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) провозгласил основные принципы охраны здоровья, которыми в том числе являются: соблюдение прав
граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
(статья 4). Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (статья 7 Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ).
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: -осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению
социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;-проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством
Российской Федерации;-осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской
Федерации (статья 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих
опасность для окружающих" туберкулез входит в перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
На основании п.п.5.1.,5.2.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13
"Профилактика туберкулеза" в целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возраста и до
достижения возраста 18 лет. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином ( проба Манту) ставят 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб. Проба Манту проводится 2 раза в год
детям, не вакцинированным против туберкулеза по медицинским противопоказаниям, а также не привитым против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения
ребенком прививки против туберкулеза.
Проба Манту не относится к прививкам, а является диагностической пробой.
В соответствии с пунктом 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 22.10.2013 № 60 (далее - СП 3.1.2.3114-13), дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители
которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.
Отказы законных представителей детей от прививок, проведения диагностических проб, предусмотренных действующим законодательством, создают угрозу возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и влекут за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Учитывая опасность туберкулеза для здоровья граждан требования пунктов 5.1, 5.7 СП 3.1.2.3114-13 являются правомерными.
Указанные нормы санитарного законодательства направлены на реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную
окружающую среду и согласуется с требованиями российского законодательства о приоритете охраны здоровья детей и профилактики в сфере охраны здоровья. В случае, когда ребенок не
допущен в детскую организацию по причине не предоставления его родителями или иными законными представителями заключения фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом,
действительно возникает препятствие для реализации его права на образование. Однако это нарушение обусловлено невыполнением его родителями требований санитарного законодательства, а
также статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, которая возлагает на родителей ответственность за воспитание своих детей, обязывает их заботиться о здоровье своих детей и
обеспечить получение ими общего образования. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (статья 65 СК РФ). Непринятие родителями (иными законными
представителями) мер к медицинскому обследованию ребенка при наличии врачебного направления, свидетельствует о ненадлежащем выполнении ими родительских обязанностей и может служить
основанием для привлечения виновных к установленной законом ответственности (административной, гражданско-правовой, уголовно-правовой).
Помощник прокурора Центрального района г.Новосибирска Е.В.Балакина