В Музее Новосибирска на набережной открывается выставка уникальной коллекции подстаканников известных отечественных мастеров. На ней представлены не только подстаканники, но и другие предметы, выполненные в особой технике филиграни. Посетители впервые смогут увидеть пояс кавказского дизайна из серебряной скани с позолотой, подстаканники с фарфором, инкрустированные полудрагоценными камнями, а также посвящённые знаковым событиям российской истории.
Выставка называется «Кружево металла» и в нашем привычном понимании такое словосочетание редко применяется к знакомым нам подстаканникам, «спутникам» чаепития в путешествии по железной дороге. На этой выставке у нас не останется сомнений, что кружево можно плести не только из ниток, но и из такого сложного материала, как металл.
Мы увидим более 350 художественных изделий, среди которых не только подстаканники. Все они принадлежат частному коллекционеру Валерию Волынцу, который впервые предоставил свою коллекцию для экспонирования в Новосибирске. Она является одной из крупнейших в России и насчитывает к настоящему моменту около 1000 предметов. Выставка представляет большую ценность для всех, кто интересуется историей развития русской традиции чаепития и предметами художественного промысла.
Особое место в коллекции занимают изделия фирмы «Александр Качъ». В середине ХIХ века Александр Кач основал в Санкт-Петербурге свое дело по производству мельхиоровых изделий. Под его эмблемой выпускались мельхиоровые корзинки для хлеба, чайники на конфорке, самовары и подстаканники. Эта фирма была известна по всей Европе, а в России являлась поставщиком двора Его Императорского Величества.
Подстаканники того времени часто были сделаны в ювелирной технике — филигрань или скань (от лат. filum — «нить», granum — «зерно»), а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Техникой ажурного или напаянного на металл узора из проволоки можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений. Эта техника задает и основную тематику — витиеватые узоры и растительный орнамент.
В советский период наиболее популярными являлись мельхиоровые подстаканники (сплав медь — никель). Они считались лучшим мужским подарком и несли значительную пропагандистскую нагрузку. Были обязательным атрибутом кабинетов членов партийного аппарата, зачастую служили наградой победителям социалистических соревнований в трудовых коллективах или спортивных состязаниях.
На начальном этапе небольшие партии подстаканников для внутренних нужд Министерства Путей Сообщения изготавливали мелкие частные артели по технологии литья и ручной гравировки. С началом всеобщей индустриализации появилась высокоточная штамповка, центробежное литье и автоматическая пайка. Наряду с этими технологиями возродилась и скань. В Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов.
Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий. Серебряные подстаканники в качестве художественных произведений выпускались в уникальной технике нанесения черни, возродившейся в нашей стране в 1933 году. Великоустюгский завод «Северная чернь» делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Завод «Ленэмальер» — серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.
Наиболее редкими экспонатами выставки являются подстаканники и женские украшения
Приглашаем вас познакомиться с антикварными предметами изящной старины.
Выставка откроется 24 января в 16:00 по адресу ул. Обская, 4 и продлится до 15 марта. Вход в день открытия — свободный. Возрастного ограничения нет. Справки по телефону 222-67-42.
Пресс-служба Музея Новосибирска