В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 357 обращений, из них по товарам — 202, по услугам — 155.
По товарам:
эл. бытовые машины и приборы — 52, в т.ч.: холодильники — 9, стиральные машины — 7
радиоэлектронная аппаратура — 25, в т.ч. телевизоры — 6
компьютерная техника — 15
мебель — 12
телефонные аппараты — 29
одежда —15
обувь — 12
продукты — 7
автомобили — 6
объекты недвижимости — 1
и другие — 28
По услугам:
жилищно-коммунальные — 6 (ненадлежащее обслуживание придомовой территории, несвоевременная уборка подъездов обслуживающими организациями, начисление пени за услуги ЖКХ в условиях карантина и др.);
ремонт бытовой техники — 33 (нарушение срока и ненадлежащее качество ремонта);
почта — 4 (утеря почтой отправления, нарушение срока пересылки почтового отправления);
связь — 6 (ненадлежащее качество связи, ненадлежащее качество интернета — низкая скорость, несогласие потребителя с предъявленной сумме к оплате за полученные услуги связи и др.);
медицинские — 12 (ненадлежащее качество стоматологических услуг, услуг УЗИ, односторонний отказ потребителя от получения части косметологических услуг);
изготовление мебели — 9 (нарушение сроков изготовления, ненадлежащее качество изготовления мебели);
изготовление и установка окон — 15 (навязывание дополнительных услуг, нарушение сроков доставки конструкции, ненадлежащее качество установки окон);
дверей — 10 (ненадлежащее качество дверей, а также услуг по монтажу, нарушение сроков изготовления и монтажа);
финансовые — 4 (не согласие потребителя с размером суммы, подлежащей к выплате при наступлении страхового случая, отказ страховой организации выплачивать страховые суммы при наступлении страхового случая)
пошив и ремонт одежды — 9 (некачественно оказанные услуги);
туристские — 10 (обращения граждан за получением консультации о расторжении заключенного договора, отказ туроператора в возврате денежных средств за отмененный тур, жалобы на изменение условий договора туроператором по заселению в одностороннем порядке);
услуги химчистки — 1 (некачественное оказание услуг)
СТО — 2 (некачественное оказание услуг по ремонту и диагностике автомобиля);
риэлторские — 0
культурно-развлекательные — 2 (односторонний отказ потребителя от получения услуг);
транспортные — 7 (отказ авиаперевозчиком в возврате денежных средств за покупку возвратных билетов);
общественное питание —0 (предоставление ненадлежащей информации об услуге)
образовательные услуги — 1 (расторжение договора об оказании услуг по инициативе потребителя);
прочие — 20 (аренда велотранспорта, некачественные услуги визажиста и др.).
Поступило 61 обращение от социально-незащищенных потребителей, из них 1 обращение от инвалидов, 60 от пенсионеров.
За истекший период оказана помощь потребителям в составлении 6 исковых заявлений в суд, 2 из которых в связи с приобретением некачественных товаров, 4 по приобретению некачественных работ и услуг.
Возвращено за некачественные товары и услуги 762650 рублей.
Пример обращения граждан:
Потребитель заключил в магазине розничный договор купли-продажи керамического сантехнического оборудования на общую сумму 56000 рублей. В момент заключения договора продавец предложил осуществить доставку товара своими силами, однако потребитель отказался от услуги. После погрузки сантехники в собственный автомобиль и перевозки до своего дома, потребитель обнаружил механические повреждения на сантехнике в виде трещин и сколов. Обратившись в магазин с просьбой обменять товар, потребителю был дан отрицательный ответ.
По данному вопросу потребитель обратился за получением консультации в отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Калининского района. Потребителю была предоставлена правовая консультация. Согласно статье 459 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». Таким образом, на покупателя, принявшего у продавца товар надлежащим образом, при этом подписав акт приема-передачи товара, переходит ответственность за риск случайной гибели или повреждения товара. Отказ продавца в такой ситуации правомерен.