Об окружном совещании с участием Минфина

25 апреля 2005

У местных властей появится стимул развивать экономику города — Минфин РФ предлагает дать субъектам Федерации право на закрепление некоторых налогов за муниципальными образованиями.

Об этом на окружном совещании СФО с участием Минфина РФ, которое проходило в субботу в Кемерово, говорили представители министерства.

С вступлением в силу федерального закона № 131 у крупных муниципальных образований не стало мотивации заниматься экономикой города, хозяйствующими субъектами: налоги (в частности, на прибыль, НДС) поступают не в местный бюджет, а в бюджеты вышестоящих уровней. Как отметил один из участников совещания мэр Новосибирска Владимир Городецкий, в субботу руководство министерства предложило частичное решение этого вопроса.

Минфин РФ предлагает дать право субъектам Федерации некоторые налоги закреплять за муниципальными образованиями. «Мне понравился настрой Минфина — вникать в ситуацию на местах, и, если нужно, поправлять ее, регулировать, находить консолидированные подходы», — отметил Владимир Городецкий.

Как сообщил директор департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Антон Силуанов, после вступления в силу федерального закона № 131 субъектам РФ нужно будет больше внимания уделять межбюджетному выравниванию. «Мы обсудили с регионами и муниципалитетами ряд поправок в федеральное законодательство, в Бюджетный кодекс. Они бы позволили субъекту Федерации больше средств концентрировать для маневра по межбюджетному выравниванию. Речь идет об изменении методики отрицательного трансферта, а также о предоставлении права аккумулировать 10 % подоходного налога, которые субъекты РФ должны передавать муниципальным образованиям, исходя из их бюджетной обеспеченности», — отметил Антон Силуанов.

Накануне совещания в Кемерово специалисты Минфина побывали в Ставропольском крае (как и в Новосибирской области, федеральный закон № 131 здесь вступил в силу с 1 января 2005 года) и выяснили, что предложение министерства о замене части дотаций управлением отдельными налогами очень своевременно. Представители муниципальных образований говорили только об одном: после перехода на ФЗ-131 они стали получать больше дотаций и меньше налогов. Перечень налогов, закрепленных за муниципалитетами, уменьшился. Для того чтобы у муниципальных образований появился стимул собирать налоги, Минфин предлагает изменить законодательство и предусмотреть право субъекта РФ в счет финансовой помощи передавать помимо подоходного налога другие федеральные и региональные налоги и сборы (которые поступают в бюджет субъекта РФ). Закрепление налоговых источников должно происходить с согласия муниципального органа и на срок не менее 3 лет, чтобы у муниципалитета была заинтересованность в сборе тех налогов, которые передаются им субъектом Федерации.

Министерство предлагает изменить и методику отрицательного трансферта. Регионы и муниципалитеты настаивали на том, чтобы в бюджет субъекта РФ уходила часть сверхдохода муниципального образования (если в муниципалитете среднее подушевое бюджетное обеспечение выше среднего показателя по субъекту в 2 раза). Как пояснил министр финансов РФ Алексей Кудрин, чтобы не снизить возможности субъекта по межбюджетному выравниванию, министерство предлагает разрешить превышение уровня бюджетного обеспечения над средним региональным показателем на 30 %. А половину суммы сверх 30 % перечислять в бюджет субъекта как отрицательный трансферт. Эти новации будут действовать в переходный период — на протяжении примерно 5 лет. Еще одно новшество: субъект РФ будет самостоятельно принимать решение — вводить отрицательный трансферт или выравнивать доходы муниципальных образований через подоходный налог.

Кроме того, в ходе совещания с руководством Минфина мэру удалось решить и практические вопросы: в частности, договориться с директором департамента межбюджетных отношений Минфина РФ о погашении задолженности по компенсациям льгот.