Защита прав потребителей – на контроле специалистов мэрии

6 апреля 2016

За первые три месяца 2016 года специалисты отделов по защите прав потребителей мэрии и районов города рассмотрели 6747 обращений. Благодаря их работе за некачественные товары и услуги новосибирцам возвращено 10 млн 145 тыс. 360 рублей.

В Новосибирске активно работает городской отдел по защите прав потребителей в составе департамента по социальной политике мэрии. В администрациях районов приём жителей ведут отделы потребительского рынка и защиты прав потребителей. Они оказывают реальную помощь пострадавшим от недобросовестной деятельности на потребительском рынке продавцов, исполнителей работ и услуг, предприятий-изготовителей. Основной акцент в работе специалистов направлен на консультирование и досудебное решение вопросов потребителей. Подтверждением эффективности работы является то, что 93% обращений решены в досудебном порядке.

«За первый квартал 2016 года специалисты рассмотрели 6747 обращений горожан по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. Из этого количества по 76% жалоб даны устные правовые консультации. 1639 случаев потребовали детального рассмотрения с привлечением других организаций и служб, надзорных и судебных органов. В целях установления фактов нарушений или ущемлений продавцами и исполнителями услуг прав потребителей проанализировано 1230 договоров, составлены претензии и исковые заявления», — рассказала начальник отдела по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска Елена Михайлова.

Только за январь-март 2016 года благодаря работе специалистов администраций районов и отдела по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии за некачественные товары и услуги новосибирцам возвращено 10 млн 145 тыс. 360 рублей. За 2015 год потребители вернули более 37 млн рублей.

Наибольшее количество жалоб и заявлений граждан касается торговли, бытового обслуживания, жилищно-коммунальных, финансовых услуг, а также услуг по изготовлению мебели и других. Необходимо отметить, что 71% обращений потребителей связан с качеством реализуемых товаров, предоставлением ненадлежащей информации или непредставлением информации о товарах, остальные обращения связаны с качеством предоставляемых услуг — 29%.

За первый квартал 2016 года в связи с реализацией розничными предприятиями некачественных товаров непродовольственной группы (электробытовых машин и приборов) получено 4712 обращений, продовольственной группы товаров — 89 обращений, предоставленными услугами — 1946. Стабильно преобладают вопросы, связанные с последствиями приобретения технически сложных товаров ненадлежащего качества, из них наибольшая доля обращений приходится на качество телефонных аппаратов. Каждая тринадцатая консультация касается проблем качества мебели, а каждая восемнадцатая — качества одежды. Из сферы услуг основной объём обращений граждан касается изготовления и установки окон. Здесь жалобы потребителей связаны с нарушением сроков доставки и монтажа, ненадлежащим качеством изготовления окон и балконных дверей, некачественно произведенных замеров.

На втором месте по количеству рассмотренных обращений среди услуг находятся потребительские взаимоотношения в сфере ЖКХ. Основные жалобы потребителей связаны с качеством предоставления услуг обслуживающими организациями (ненадлежащим отоплением квартир, подачей холодной и горячей воды, претензии к качеству обслуживания общего имущества, протеканием кровли и пр.). Также поступали обращения, связанные с расчетами за коммунальные услуги и капитальный ремонт.

Одним из важных направлений работы специалистов городского отдела по защите прав потребителей является информационно-просветительская деятельность. Регулярно проводятся семинары и круглые столы для предпринимателей, горячие телефонные линии с населением, выступления в средствах массовой информации и др.

«Информирование о правах потребителей мы рассматриваем как превентивную меру, позволяющую гражданам применять на практике знания в различных ситуациях и побуждать хозяйствующие субъекты, реализующие товары и услуги населению, работать в соответствии с законодательством. Защита прав потребителей становится особенно актуальной в условиях кризиса, когда бизнес, желая сократить издержки, начинает нарушать права своих клиентов», — подчёркивает начальник отдела по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска Елена Михайлова.