В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 343 обращение, из них по товарам — 211, по услугам — 132.
По товарам:
эл. бытовые машины и приборы — 38, в т.ч.: холодильники — 7, стиральные машины — 3;
радиоэлектронная аппаратура — 13, в т. ч. телевизоры — 4;
компьютерная техника — 20;
мебель — 11;
телефонные аппараты — 31;
одежда — 10;
обувь — 24;
продукты — 4;
автомобили — 8;
объекты недвижимости — 0;
и другие — 52;
По услугам:
жилищно-коммунальные — 7 (по вопросу качества обслуживания в многоквартирном доме);
ремонт бытовой техники — 19 (нарушение срока, ненадлежащее качество ремонта);
пошив и ремонт одежды — 4 (ненадлежащее качество услуг, нарушение сроков пошива одежды);
изготовление и установка окон — 12 (ненадлежащее качество услуг, нарушение срока изготовления);
дверей — 6 (ненадлежащее качество услуг изготовления и монтажа);
изготовление мебели — 11 (нарушение сроков изготовления мебели, ненадлежащее качество изготовления мебели);
услуги химчистки — 3 (ненадлежащее оказание услуг);
медицинские — 4 (ненадлежащее оказание услуг);
связь — 3 (ненадлежащее качество услуг мобильной связи, интернета);
почта — 1;
финансовые — 4 (перевод денежных средств через банкомат);
туристские — 6 (по возврату авиабилета);
СТО — 9 (ненадлежащее оказание услуг ремонта автомобиля);
услуги автостоянок — 0;
риэлтерские — 2 (ненадлежащее оказание услуг);
культурно-развлекательные — 2 (ненадлежащее оказание услуг);
транспортные — 11 (ненадлежащее качество услуг автомобильным наземным транспортом);
общественное питание — 0
образовательные услуги — 0;
гостиничные — 0;
прочие — 27 (несоблюдение масочного режима; несоответствие работы магазина указанному режиму работы, ненадлежащего качества услуги косметолога, и др.).
Поступило 56 обращение от социально-незащищенных потребителей, из обратившихся: 49 пенсионного возраста, 3 представителя в отношении несовершеннолетних, 4 — инвалидов.
За истекший период оказана помощь потребителям в составлении 6 исковых заявления в суд.
Возвращено за некачественные товары и услуги 118 190 рублей.
Пример обращения граждан:
Потребитель заключил договор с организацией на изготовление жалюзи. Свои обязательства по оплате потребитель выполнил в полном объеме.
В установленный договором срок исполнитель работ передал потребителю изготовленные жалюзи. В момент осмотра потребителем были обнаружены недостатков, о которых он заявил исполнителю работ в письменной форме и потребовал их устранить в установленный им срок. Исполнитель работ оставил заявление без рассмотрения.
Потребитель обратился к специалисту по защите прав потребителей за консультацией, которым была проанализирована ситуация и оказана помощь в составлении претензии. Потребителем выставлено требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работ, а также выплате неустойки за нарушение сроков окончания выполнения работ.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу, качество которой соответствует договору.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы;
— соответствующего уменьшения цены выполненной работы;
— безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы, а если цена выполнения работы договором о выполнении работ не определена — общей цены заказа.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором о выполнении работы.
Исполнитель работ, после получения претензионного письма в полном объеме удовлетворил требование потребителя — устранил указанные потребителем недостатки и выплатил заявленную в претензии неустойку.