В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 310 обращений, из них по товарам — 185, по услугам — 125.
По товарам:
эл. бытовые машины и приборы — 37, в т.ч.: холодильники — 8, стиральные машины — 2
радиоэлектронная аппаратура — 23, в т.ч. телевизоры — 7
компьютерная техника — 13
мебель — 10
телефонные аппараты — 25
одежда — 8
обувь — 14
продукты — 3
автомобили — 5
объекты недвижимости — 1
и другие — 46
По услугам:
жилищно-коммунальные — 10 (некачественное обслуживание общедомового имущества, по вопросам вывоза ТБО, о поверке счетчиков);
ремонт бытовой техники — 28 (нарушение срока и ненадлежащее качество ремонта);
почта — 4 (нарушение сроков пересылки почтового отправления, утеря отправления);
связь — 3 (некачественная установка телевизионной антенны, необоснованная смена тарифного плана);
медицинские — 9 (расторжение договора об оказании услуг в одностороннем порядке, отказ в госпитализации пациента);
изготовление мебели — 5 (нарушение сроков изготовления, ненадлежащее качество изготовления);
изготовление и установка окон — 10 (ненадлежащее оказание услуг, нарушение сроков доставки);
изготовление и установка дверей — 11 (ненадлежащее качество услуг, нарушение сроков);
финансовые — 2 (отказ банка в предоставлении отсрочки оплаты кредита);
пошив и ремонт одежды — 7 (некачественно оказанные услуги);
туристские — 7 (расторжение договора об оказании услуг в одностороннем порядке);
услуги химчистки — 1 (некачественное оказание услуг по чистке вещей)
СТО — 3 (некачественный ремонт);
риэлтерские — 2 (ненадлежащий подбор квартиры риелтором);
культурно-развлекательные — 0
транспортные — 8 (расторжение договора перевозки в связи с отменой авиарейса, отказ перевозчиком в возврате стоимости билета)
общественное питание — 2 (несвоевременная доставка еды на дом);
образовательные услуги — 0
прочие — 13 (жалобы на отказ в обслуживании из-за масочного режима в НСО, отказ кафе вернуть полученную предоплату за свадебный банкет, консультация по исполнению судебного решения, некачественные ритуальные услуги, услуги ломбарда и др.).
Пример обращения граждан:
Потребитель приобрел на сайте посадочный материал (лиственницу) стоимостью 6 900 рублей. Товар был оплачен сразу после оформления заказа. В ходе приемки лиственницы выяснилось, что ее качество оказалось низким, дерево оказалось непригодным для посадки. Кроме того, оплаченный товар был доставлен с нарушением сроков доставки. Потребитель обратился к продавцу с требованием о замене товара, но получил отказ.
Потребитель обратился к специалисту по защите прав потребителей администрации Калининского района города Новосибирска, который предоставил ему правовую консультацию и оказал помощь в составлении претензии, в которой потребовал замену лиственницы и выплату неустойки за нарушение срока передачи товара.
В соответствии с п.1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно п.2 статьи 231 Закона в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
Пунктом 3 вышеназванной статьи Закона предусмотрена ответственность продавца за нарушение, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю в виде выплаты неустойки (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
После вручения претензии продавец согласился с доводами потребителя¸ произвел замену товара, при этом отказал в выплате неустойки.