В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 334 обращений, из них по товарам — 225, по услугам — 109.
По товарам:
эл. бытовые машины и приборы — 33, в т.ч.: холодильники — 8, стиральные машины — 4
радиоэлектронная аппаратура — 17, в т.ч. телевизоры — 5
компьютерная техника — 8
мебель —16
телефонные аппараты — 34
одежда — 21
обувь — 17
продукты — 6
автомобили — 12
объекты недвижимости — 3
и другие — 58
По услугам:
жилищно-коммунальные — 8 (ненадлежащее качество уборки снега, ненадлежащее качество устранения недостатков выполненных ремонтных работ МКД, ненадлежащее качество работ по замене прибора учета воды, и др.);
ремонт бытовой техники — 17 (нарушение срока и ненадлежащее качество ремонта);
почта — 1 (ненадлежащее качество услуг);
связь — 6 (ненадлежащее качество услуг, списание денежных средств со счета абонента за дополнительные платные услуги);
медицинские — 0;
изготовление мебели — 5 (нарушение сроков изготовления, ненадлежащее качество изготовления);
изготовление и установка окон — 15 (нарушение сроков доставки, ненадлежащее качество монтажа окон);
дверей — 13 (ненадлежащее качество услуг, ненадлежащая информация об услуге);
финансовые — 6 (отказ в одностороннем порядке потребителя от исполнения договора страхования, незаконное взимание комиссий, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, предоставление ненадлежащей информации об услуге);
пошив и ремонт одежды — 6 (ненадлежащее качество услуг);
туристские — 1 (ненадлежащее качество услуг);
услуги химчистки — 1 (некачественно оказанные услуги);
СТО — 2 (ненадлежащее исполнение услуг);
риэлтерские — 6 (ненадлежащее качество услуг);
культурно-развлекательные — 2 (односторонний отказ потребителя от договора услуг);
транспортные — 0;
общественное питание — 0;
образовательные услуги — 1 (ненадлежащее исполнение услуг);
прочие — 19 (по организации праздничного банкета, юридические услуги, ненадлежащее качество услуг в маникюрном салоне — нанесена травма и др.).
Пример обращения граждан.
Потребитель приобрел в магазине модульную стенку, предварительно оплатив за товар 32 тысячи рублей. Когда указанный в договоре срок доставки истек, потребитель обращался к продавцу для того, чтобы уточнить день доставки. Продавец предложил потребителю продлить срок доставки мебели, поскольку ее еще нет в наличии, но скоро будет.
Потребитель обратился в отдел по защите прав потребителей за получением консультации. Специалист отдела оказал правовую помощь потребителю в составлении претензии в адрес продавца, в которой потребитель потребовал передачи оплаченного товара в установленный им новый срок, а также оплатить потребителю неустойку за нарушение срока доставки мебели.
В соответствии с п. 1 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.
Согласно п. 2 ст. 23.1 Закона в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
В соответствии с п. 3 ст. 23.1 Закона в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (п. 4 ст. 23.1 Закона).
Требования потребителя, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 5 ст. 23.1 Закона).
Получив претензию от потребителя, продавец произвел доставку стенки в установленный потребителем новый срок, а также оплатил неустойку за нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара в размере 2 240 рублей.