Актуальные вопросы по защите прав потребителей

30 октября 2019
За 9 месяцев 2019 года  в отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей обратилось 1263 человека. Структура обращений на протяжении многих лет как в районе, так и по городу сохраняется прежней: обращения по товарам от общего количества составляют около 70 %, по услугам — примерно 30 %. Основной объем обращений граждан в сфере услуг приходится на изготовление и установку окон — 23,5 %. Данная позиция остается лидирующей на протяжении последних лет.
С целью информирования населения о проблемах, которые могут возникнуть при заключении договора на изготовление и установку окон, отделом постоянно размещается информация в СМИ. Кроме этого, на 13 ноября запланировано проведение прямой телефонной линии «Проблемные вопросы потребителей по изготовлению и установке окон».
Увеличилось количество обращений по вопросам юридических услуг, в том числе жалоб на организации, которые через СМИ приглашают потребителей на бесплатные консультации по защите прав потребителей, а в итоге потребитель заключает с ними договор на подготовку пакета документов и оплачивает данным организациям сумму, превышающую цену его претензии в несколько раз. Как правило, подготовленный пакет документов стандартный, содержит в большом объеме выписки из законодательства, в некоторых случаях даже не по проблеме потребителя. В сравнении с прошлым годом увеличилось количество обращений по мебели на 32,4 % и впервые в 2019 году в структуре обращений по товарам преобладают вопросы, связанные с последствиями приобретения мебели по образцам — 16,7%.
В 2019 году темой расширенного приема стала продажа товаров по образцам. Прием в данном формате проводился в Советском районе впервые. В нем приняли участие специалист управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, юрист по административному судопроизводству Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в г. Бердске, главный специалист отдела защиты прав потребителей департамента социальной политике мэрии города Новосибирска, адвокат, член Новосибирского регионального отделения ООО «Ассоциация юристов России». В ходе двухчасового приема за консультациями обратилось 36 потребителей.
 В 2019 году одними из наиболее актуальных вопросов были обращения потребителей, связанные с автомобилями:
 — в этом году впервые были обращения на работу аварийного комиссара и ГИБДД;
 — увеличилось количество обращений на гарантийное обслуживание автомобилей; по продаже автотоваров.

Особенностью 2019 года можно назвать увеличение количества обращений граждан к СНТ. Но в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" отношения граждан с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями законодательством о защите прав потребителей не регулируются.
 Актуальными остаются обращения потребителей, связанные с дистанционным способом продажи. Самыми распространенными ошибками потребителей при заключении договора являются: — оформление заказа по телефону, в этом случае практически невозможно доказать при получении товара его несоответствие заказу;
— невнимательное оформление заказа по интернету: потребитель не обращает внимания на то, что на сайте отсутствует информация о продавце (наименование организации, адрес), в результате отправителем товара являются физические лица.
 Специалисты отдела всегда рекомендуют потребителям быть внимательными при совершении и оформлении покупок и договоров. Напоминаем, что у каждого гражданина есть одно из основополагающих прав потребителя — право выбора, в связи с чем рекомендуем пользоваться этим правом, чтобы избежать возникновения сложных ситуаций.

Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей