Убедиться, что особенные дети включены в жизнь

4 апреля 2019

2 апреля, в Международный день распространения информации об аутизме, департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска провел конференцию «РАС: Стратегии социализации» (РАС — расстройства аутистического спектра). По словам начальника департамента Ольги Незамаевой, главная цель конференции — создание в Новосибирске условий для социализации детей-аутистов.

«Опубликовано исследование, получены новые данные. Если раньше считалось, что каждый 90-й ребенок младших классов страдает различными заболеваниями аутистического спектра, то сейчас, по уточненным данным, это каждый 68-й. Среди мальчиков эти цифры еще выше — каждый 41-й. Несмотря на то что, как правило, эти дети не только не менее развитые, но и опережают в развитии своих сверстников, проблемы в общении не дают им возможности нормально социализироваться. Наша задача — сделать так, чтобы эта проблема решалась», — отметила Ольга Незамаева

За последние десять лет во всем мире детей с аутизмом стало больше в десять раз. Аутизм не лечится, но с использованием способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. В Новосибирске работают восемь комплексных центров социального обслуживания населения районов (округа по районам) города, муниципальное бюджетное учреждение города Новосибирска «Городской центр социальной помощи семье и детям «Заря»; муниципальное бюджетное учреждение города Новосибирска «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся», специалисты которых оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра. По словам заместителя начальника департамента — начальника управления социальной поддержки населения мэрии города Новосибирска Марины Хрячковой, наиболее востребованной услугой во всех комплексных центрах являются: арт-терапия, изотерапия, музыко- и цветотерапия, а также сенсорно-интеграционная терапия.

Важное условие обучения детей с РАС — подготовка и квалификация учителей для работы с такими детьми. «В 2017 году в двух образовательных учреждениях города — школе „Перспектива“ и образовательном центре „Горностай“ были открыты ресурсные классы для детей с РАС. В этом году таких учреждений у нас уже три — к ним присоединилась школа № 82. С учетом результатов ресурсных классов, более успешной адаптации и социализации детей, а также востребованности среди родителей, во вновь строящихся школах — а в этом году к 1 сентября планируется открыть три новые школы в Кировском, Октябрьском и Ленинском районах — также будут открыты ресурсные классы», — рассказала начальник управления образовательной политики и обеспечения учебного процесса мэрии города Новосибирска Елена Кащенко.

Контакты комплексных центров социального обслуживания населения, МБУ «Городской центр социальной помощи семье и детям «Заря» и МБУ «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся» — на сайте social.novo-sibirsk.ru.

Справочная информация:

Аутизм (расстройства аутистического спектра, РАС) — это группа расстройств развития, проявляющихся в раннем возрасте и характеризующихся нарушениями социальной коммуникации и наличием специфических повторяющихся паттернов поведения и/или ограниченности интересов. В настоящее время точные причины аутизма не установлены.