Связь с мэрией

Задачи социально-экономического равзития города на 2015 год: доклад мэра Новосибирска Анатолия Локтя

«Уважаемые товарищи, добрый день. Итоги прошедшего года нам предстоит подвести на ближайшей сессии Совета депутатов. Сейчас на расширенном аппаратном совещании мы должны определить цели и задачи уже на этот год, 2015-й год.
Хочу подчеркнуть: важнейшим событием в этом году я считаю и думаю, это мнение разделяют, без всякого преувеличения, большинство граждан России, новосибирцев, 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это удивительная дата, важное событие, которое имеет консолидирующий потенциал колоссальной силы. И те, кто замахивается сегодня на итоги этой Победы, по сути дела занимается тем, что расшатывает устои государства Российского.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ.
Прежде чем перейти к конкретике, мне хотелось бы обозначить проблему, которая, на мой взгляд, является главной, определяющей работу мэрии, муниципалитета на предстоящие несколько лет. Что это за проблема, что это за противоречие? Я его формулирую таким образом: это отставание развития инфраструктуры (транспортной, коммунальной и социальной) от темпов развития мегаполиса в целом. Это длительно так сложилось и, наверное, это не только для Новосибирска характерно, но мы столкнулись с этой проблемой в полный рост.
За 11 месяцев 2014 года количество жителей Новосибирска выросло более чем на 17 тысяч человек (2475 — за счет естественного прироста, остальные — за счет миграции). По году эта цифра может приближаться к 20 тысячам. И это — не считая жителей области, которые приезжают к нам, работают, являются полноправными участниками общественной и экономической жизни Новосибирска.
Увеличение числа жителей дает импульс развитию города (в первую очередь, строительной отрасли), но также очень серьезно нагружает инфраструктуру — инженерные коммуникации, детские сады, школы, учреждения допобразования, дороги, транспорт, и так далее, и так далее.
Бюджетных средств для того, чтобы это отставание разрешать, проблему решать, безусловно, недостаточно. Нужно искать и привлекать другие источники: за счет привлечения ресурсов застройщиков, государственно-частного партнерства, оптимизации работы мэрии, более активного участия в областных и федеральных программах. Ну, и другие могут быть варианты.
БЮДЖЕТ. Учитывая сокращение бюджета на 4,6 млрд. рублей и масштабы задач, которые стоят перед городом, мэрия просто обязана сделать свою работу более эффективной. Тот план доходов, который был утвержден при принятии бюджета, должен быть, безусловно, исполнен. Это касается налоговых платежей, взыскания задолженностей за аренду земли, увеличения эффективности использования земель и муниципального имущества в целом. Также обращаю внимание на вопрос оптимизации расходов. В условиях кризиса и жесткого исполнения бюджета, которое нам с вами предстоит, я ограничиваю немотивированные дорогостоящие закупки, поскольку были уже примеры. Ситуации бывают разные, и могут потребоваться средства для чего-то важного, необходимого, например, для спасения жизни или решения сложных экономических задач. Но немотивированные дорогостоящие закупки, безусловно, необходимо ограничивать и я буду этим заниматься. Вопрос обеспечения доходной части, целесообразность расходов и оптимизация управленческих решений находятся под моим личным контролем и контролем моих заместителей.
ТРАНСПОРТ. В настоящее время, по данным всех соцопросов, самая значимая проблема для жителей Новосибирска — это транспортная доступность, пробки. И это проблема уже не только комфортного проживания, но это проблема развития экономики города. Потери рабочего времени и сбои в логистике объективно мешают развитию Новосибирска. Как решать эту задачу, эту проблему? Мы видим несколько путей.
Первое — достроить те объекты, которые уже начали. Это развязка на ул. Петухова, расширение Мочищенского шоссе, продолжение строительства ул. Колонды.
Второе — оптимизация транспортного трафика за счет специальных программных и аппаратных средств. Речь о комплексной транспортной модели, разработанной специалистами СГУПС, и АСУДД. Разработанные модели и системы управления дорожным движением должны быть совместимы, мы должны научиться эффективно их использовать.
Кроме того, я ставлю задачу перед департаментом в этом году разработать транспортную карту города Новосибирска, ну, или, если хотите, карту транспортной инфраструктуры города. Туда должны войти и маршруты, и виды транспорта, и светофоры, и развязки, и пешеходные переходы, и так далее, и так далее. Видеть дальнейшее развитие города без подобного документа — проблематично.
Необходимо усилить ответственность за качество уборки улиц (от пыли, от грязи, от снега). Нам необходимо взяться за решение проблемы перехватывающих парковок, продолжить создание выделенных полос, развитие трамвая и других видов общественного транспорта, в первую очередь, большой вместимости. Я это открыто говорю и хочу еще раз обозначить, потому что это вызывает всегда какие-то вопросы, ставку на транспорт большой вместимости, который должен постепенно замещать маршрутные такси. Это предстоит сделать, в том числе, за счет участия в федеральной программе по софинансированию перехода на газомоторное топливо. 12 новых газомоторных автобусов мы должны получить в этом году. Необходимые документы все оформлены. Важный вопрос, на который в прошедшем году обращали внимание депутаты Совета депутатов города — это контроль работы подрядчиков, качества работ по ремонту дорог. Эти и другие меры носят организационный характер, не всегда требуют больших расходов бюджета, это просто нормальная организационная работа, которую необходимо делать. И она должна существенно улучшить положение дел на дорогах города.
Четвертая задача вытекает из итогов заседания Государственного совета РФ, который состоялся в Новосибирске 8 октября, когда происходила сдача Бугринского моста и в наш город прибыл Президент Российской Федерации В. В. Путин. В перечне поручений Президента Российской Федерации к правительству РФ обозначены вопросы, которые напрямую затрагивают жизнь нашего муниципалитета. Это касается вопроса о наделении владельцев автомобильных дорог полномочиями по обеспечению фиксации правонарушений с использованием специальных технических средств. Совещание под руководством губернатора В. Ф. Городецкого уже проходило, мы обсуждали наше участие в этой работе. Кроме того, Президентом РФ был поднят вопрос о целесообразности взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам крупнотоннажными грузовиками. Я поручаю профильному департаменту взять этот вопрос под контроль.
СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА. Задачи по развитию строительной сферы были поставлены губернатором и обсуждались нами с представителями этой отрасли 30 декабря при подведении итогов работы отрасли в 2014 году.
Какие задачи мы видим? Прежде всего, не снижая темпов гражданского строительства (а у нас рекордные темпы, мы всегда ими гордились, — в 2014 году построено более 1 млн 300 тыс кв. метров жилья) нужно заниматься проблемой отставания социальной инфраструктуры. И один из способов решения этой задачи — развитие — развитие государственно-частного партнерства. Надо привлекать на строительство объектов социальной инфраструктуры и дорог застройщиков, инвесторов. Этот вопрос, в частности, также был обозначен и в перечне поручений Президента РФ на Госсовете 8 октября. В целом, по вопросу привлечения инвестиций, у нас есть несколько успешных примеров — в частности, по расселению ветхого и аварийного жилья. За прошлый год был заключен ряд договоров на развитие застроенных территорий, по которым застройщиками было вложено порядка 215 млн рублей частных инвестиций.
Вторая задача — реализация плана по расселению ветхого и аварийного жилья. Управлению по жилищным вопросам предстоит приступить к расселению 65 домов. 20 домов — в ходе реализации 185-ФЗ, еще 45 — в ходе двух ведомственных целевых программ. Но обращаю внимание: совершенно недостаточно заниматься просто расселением. Перед нами встал вопрос о качестве тех домов, которые мы с вами вводим в строй и куда переселяем людей из ветхого жилья. Я нацеливаю департамент, УКС на то, чтобы качество вводимого жилья было соответствующим.
Третья задача — это решение проблем обманутых дольщиков. Это касается реализации уже принятого плана работ по утвержденному перечню объектов и созданию нового алгоритма работы, который позволит нам решать эту проблему в дальнейшем. Напомню, с 1 марта 2015 года вступает в силу федеральная норма о распределении земельных участков исключительно в рамках конкурсных процедур. Есть слабая надежда, что наши обращения будут приняты во внимание и в федеральный закон будут внесены изменения (чтобы сделать исключение для ситуаций с обманутыми дольщиками), но пока предпосылок к этому нет. Поэтому мы с 1 марта не сможем выделять застройщикам земельные участки в обмен на их обязательства по достройке проблемных домов. Создание нового алгоритма решения проблемы обманутых дольщиков — это очень актуальная задача. Я не исключаю, что для решения этой проблемы придется создавать специализированное подразделение.
Четвертое — борьба с незаконным строительством многоквартирных домов в частном секторе. Мы оказываемся в очень непростой ситуации и испытали ее в прошлом году. С одной стороны, разрушать дома, где живут семьи, в том числе и с детьми, это очень непросто. С другой стороны, застройка многоквартирников под видом частных домов создаёт серьезные точки социального напряжения, конфликты с соседями, живущими в частных домах, а также перегружает инфраструктуру, которая в этих местах просто не готова к таким нагрузкам. Возникает масса юридических проблем, нарушается нормальный ход развития отрасли. Задача очень непростая, но ее в любом случае нужно решать. Совместными усилиями департамента строительства и архитектуры, правового департамента и, обращаю на это особое внимание, районных администраций. Конечно, вы к земле поближе и инициатива районной администрации здесь — на первом месте.
Пятая задача — и о ней очень подробного говорил губернатор — решение вопроса с предоставлением земли под индивидуальное жилищное строительство льготным категориям жителей. Есть указ Президента РФ и его нужно выполнять. В городе порядка 8000 очередников, а свободной земли практически нет. И варианта решения этого вопроса мы видим всего два — либо выделять землю в области, либо увеличивать площадь города. В любом случае нам нужна здесь совместная работа, совместное решение — с областью.
Шестая задача — увеличение доли квартир, сдаваемых «под ключ», и усиление контроля за отделочными работами. Всего в прошлом году сдано свыше 21 тыс. квартир, из которых «под ключ» — только 4 тыс. В сравнении с 2013 годом, где доля таких квартир составляла всего 13%, в 2014 году этот показатель вырос до 19%, но в любом случае — большинство квартир сдается под самоотделку. У нас значительная часть отрасли находится в тени, там не платятся налоги, а самое главное — контроль за качеством никто не ведет. Здесь возникает очень много вопросов, поэтому контроль в этом направлении нужно усилить. Конкретный механизм работы УАСИ имеет смысл проработать совместно с Государственной жилищной инспекцией, управляющими компаниями и ТСЖ.
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. В сфере ЖКХ у нас тоже стоит целый ряд очень важных проблем и задач, которые нужно решить в текущем году. Одна из главных задач, с которой предстоит работать, — это капитальный ремонт около 850 многоквартирных домов. В 2013 году изменилось федеральное законодательство, в прошлом году — была запущена региональная программа капитального ремонта, начал свою работу региональный оператор. Процедуры взаимодействия всех участников процесса еще не отработаны, мы столкнулись с рядом проблем, мы подробно несколько раз их обсуждали. Но работа еще только началась. И надо понимать, что за нас эту проблему никто решать не будет. Поэтому обращаю внимание руководства профильного департамента, что для проведения работ нужно своевременно получить решение жителей. И эту очень трудоемкую оргработу нужно вести уже сейчас, не откладывать на конец года. Иначе, конечно же, этот объем — 850 домов — мы просто не успеем сделать.
Второе — обновление инженерных коммуникаций. В этом году запланировано ремонт 135 км теплосетей. Это серьезный очень уровень, серьезный объем работ. Другое важное направление — инвестиционная программа МУП «Горводоканал». Обращаю особое на это внимание, потому что она запускается в этом году. Планируемый объем инвестиций — порядка 5 миллиардов рублей. За счет реализации этой программы мы получим 15 площадок перспективной комплексной застройки и они будут обеспечены коммуникациями. Это перспектива строительства и развития города Новосибирска.
План мероприятий по строительству, модернизации, реконструкции объектов систем тепло-, водоснабжения и водоотведения должен быть выполнен, включая мероприятия по энергосбережению с привлечением частного капитала.
Третье — программа модернизации лифтов. Да, ситуация непростая с финансированием. В прошлом году было модернизировано 665 объектов. В этом году работа должна быть продолжена. Успешное завершение программы возможно лишь при поддержке областного бюджета.
КУЛЬТУРА И СПОРТ. Я говорил уже о знаменательной дате, о 70-летии Победы. И говоря о задачах, которые перед нами стоят в культуре, в общественной деятельности, безусловно, начинать нужно именно с этого. Эта дата никого не оставляет равнодушными и все департаменты, все подразделения мэрии должны иметь свои планы участия в подготовке и проведении мероприятий, ей посвященных. Здесь не должно быть равнодушия, думаю, что новосибирцы примут активное участие в подготовке и проведении празднования. Но перед нами стоит ряд задач, которые нужно решить. Во-первых, мы взяли на себя обязательство по строительству памятника труженикам тыла в саду Дзержинского. Проведен уже конкурс. И надо, чтобы эти работы уже продвигались очень быстро, потому что у нас время очень быстро уходит. Во-вторых, это приведение в порядок памятных мест и памятников. В том числе аллею с памятником на Бориса Богаткова в Октябрьском районе, закончить до конца Аллею блокадников и другие места, на которые нужно обратить особое внимание. И здесь мы должны очень активно поработать.
Вторая задача — создание концепции развития зеленых зон. В прошлом году был проведен аудит в этой сфере. Выявлен целый ряд нарушений. Это и заниженные арендные ставки для арендаторов (в том числе на аттракционы), несвоевременно оформленные документы, незаконные постройки, использование помещений не по назначению. Все эти недостатки должны быть исправлены, а сами парки должны развиваться в единой концепции. Мы уже знакомились с чужим опытом, и в Москве посмотрели парк Горького. У нас большие перспективы в этом отношении, и самое главное, что новосибирцы готовы нам помогать в решении этой проблемы. Поэтому это очень важная задача для нас.
Третья задача — развитие массового спорта. Нашим приоритетом должно стать развитие массового, особенно детского спорта, в том числе и дворового. Я прошу профильный департамент сформулировать конкретный план действий в этом направлении и представить его мне. Да, мы будем заниматься в том числе и профессиональным спортом, но упор будет делать именно на массовый спорт, в первую очередь, на детский. И об этом новосибирцы в своих наказах нам говорят.
Четвертая задача, на которую я бы хотел обратить внимание — профилактика наркомании. По данным соцопросов, эта проблема становится все более актуальной. Конечно, её решение в первую очередь зависит от работы правоохранительных органов. Но свой вклад может и должен внести и муниципалитет. Задача 2015 года — обязательное тестирование школьников. Важно, чтобы это не вызывало конфликты с родителями. У нас нет еще опыта, надо начинать эту работу, нарабатывать практику. И здесь очень большое поле деятельности. Другое направление — это проведение профилактических мероприятий. Я уверен: необходимо создать общественное мнение в городе, необходимо создать среду нетерпимости к этому явлению. Чтобы было позорно заниматься покупкой, распространением, употреблением наркотиков, смесей, каких-то других препаратов. Создание общественного мнения — это то, чем мы с вами должны заниматься.
В решение этой задачи должны включиться департамент культуры, спорта и молодежной политики, департамент информационной политики, Главное управление образования, а также комитет рекламы и информации. В соответствии с условиями конкурсов рекламные операторы имеют обязательства по размещению социальной рекламы. Исполнение этого обязательства нужно проконтролировать. Эту работу я поручаю провести департаменту информационной политики.
ОБРАЗОВАНИЕ. Мы провели здесь большую работу. В прошлом году было построено и реконструировано 9 детских садов. И достигнутые темпы нам надо не просто сохранить. Нам их надо даже увеличить. Чтобы решить задачу, которую ставит Президент РФ, нам в этом году надо построить 14 детских садов. У нас есть площадки, у нас есть места, у нас есть понимание и документация — все готово, заложены средства в бюджете города, в бюджете области. Мы рассчитываем, безусловно, на федеральную часть. И если это будет решено, то мы 14 детских садов построим и эту задачу выполним. Если будет какой-то сбой, мы все равно должны эту задачу решить. Как это будет происходить, в кредит или нет, практика покажет. Но вот эту задачу мы должны решать.
Вторая задача, которая перед нами стоит, — строительство новых школ. Мы начали реконструкцию школы № 183 в Кировском районе. И должны ее до конца года закончить обязательно. Мы рассчитываем при поддержке областного бюджета решить проблему со школой № 37, не проблему, а достроить ее. Это необходимо сделать. Подрядчик готов работать, здесь нам необходимо принять решения — в том числе, волевые решения, с тем, чтобы закончить этот объект в этом году, переносить его дальше просто невозможно.
Третья задача — проведение аудита всех помещений детсадов и школ, которые используются не по назначению. В прошлом году удалось вернуть в муниципальную собственность два объекта по улице Тимирязева. Это было непросто, мы (город) занимались этим несколько лет. Практика показывает, что это непростое дело. Но это дает конкретные результаты. Поэтому мы должны заниматься этим и в этом году. Здания детских садов, требующие затратного капитального ремонта, могут быть сданы в концессию, либо какие-то другие формы управления, частно-государственное партнерство. Это серьезно усилит наши возможности в решении задач, которые поставлены Президентом Российской Федерации.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Предстоящее празднование 70-летия Победы заставляет нас уделять особое внимание ветеранам. Ветеранам Великой Отечественной войны, которых не так уж много и осталось, участникам ВОВ, труженикам тыла, детям войны, тем, кто посвятил свою жизнь и здоровье строительству нашего города, и мы должно особое внимание обратить на эти категории. У нас есть программы, у нас запущены серьезные очень программы с 2009 года, где прописана поддержка этих категорий. И здесь у нас есть хорошие результаты. И важно не просто не ослаблять эту работу, но наоборот, усиливать.
Серьезной задачей в текущем году для нас является сохранение городской системы социального обслуживания. Мы не должны допустить, чтобы она дала сбой. Действуют 16 учреждений социального обслуживания, которые работают с пожилыми, людьми с ограниченными возможностями и другими социально незащищенными категориями населения. Услуги специализированных центров получают около 130 тысяч горожан. Всего мерами социальной поддержки охвачено на сегодняшний день 246 тысяч горожан. Это серьезная очень цифра, вообще говоря, я не раз об этом упоминал, такой развитой системы социальной поддержки я не встречал ни в одном городе РФ. Но с 1 января 2015 года начал действовать 442-ФЗ, который может серьезно повлиять на работу самой системы социального обслуживания. По закону вводится новый тип услуги — социальная услуга, на которую не может быть муниципальный, а только госзаказ, формируемый субъектом федерации. По сути, в отрасль социального обслуживания приходит рынок. Частные компании и предприниматели становятся его равноправными участниками наряду с действующими в настоящее время муниципальными бюджетными учреждениями (КЦСОНами). Это реальность, в которой нам предстоит работать.
Вторая задача в этой сфере — организация бесперебойной работы пунктов временного размещения вынужденных переселенцев из регионов юго-восточной Украины. Мы проделали большую работу в предыдущем году. У нас фактически работают 8 ПВР (я имею в виду городские), сегодня задействованы активно 2. Но мы должны быть готовы к тому, что в любой момент эти ПВРы могут опять понадобиться, посмотрите, что за события происходят у наших соседей. Поэтому ослаблять эту работу ни в коем случае нельзя. Люди, приезжающие сюда, не должны чувствовать себя лишними. Они должны чувствовать поддержку. И мы с вами заинтересованы в скорейшей их социализации, чтобы они быстрее выходили на работу, чтобы они могли зарабатывать и освоиться в нашей жизни, в наших климатических условиях.
Третья задача — обеспечение жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе детей-сирот, многодетных семей, инвалидов, работников муниципальной бюджетной сферы, граждан проживающих в аварийном жилищном фонде города. На данные цели из федерального, областного и городского бюджета в 2015 году выделяется сумма в размере около 400 миллионов рублей.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И НАУКА. У нас город науки. И прежде всего я ставлю перед профильным департаментом научиться использовать тот технологический, промышленный задел, который существует в наших научных учреждениях, институтах, для того, чтобы использовать их в развитии города Новосибирска. Эта задача должна стоять в повестке дня у департамента, департамент должен об этом постоянно думать.
Кроме того, реконструкция и реиндустриализация старых промышленных зон. В советское время в городе работало множество крупных промпредприятий. Сейчас значительная часть занимаемых ими площадей пустует — в результате экономических преобразовании, реструктуризации или из-за внедрения технологий более компактного производства, — не важно. У нас свободны сегодня огромные промышленные площадки, касается ли это Оловокомбината, Сибсельмаша, НЗХК или других крупных предприятий. наша задача, задача мэрии — создать условия для того, чтобы эти площадки эффективно использовались.
В целом я вижу задачу мэрии в том числе в том, чтобы оказывать поддержку предприятиям. У нас прошли встречи с вице-премьером Д. О. Рогозиным. Мы получили заверение в поддержке ряда программ наших предприятий, в частности, программы выпуска 18 самолетов Су-34 на авиазаводе имени Чкалова. Хочу напомнить, что у нас ряд предприятий имеют крупный оборонный заказ: завод им. Коминтерн, бывший завод им. Ленина — сегодня АО «Швабе — Оборона и Защита» и так далее. Наша задача оказывать поддержку постоянно с тем, чтобы наши предприятия развивались, потому что это — рабочие места, это налоги, это развитие инфраструктуры города.
Еще одна задача — её можно назвать и общим принципом работы. Мы против того, чтобы город превращать в спальный город. Нельзя идти на то, что промышленные предприятия эвакуировались, уезжали из Новосибирска, необходимо, чтобы они оставались и развивались в городской черте. Потому что вся практика на Западе и в других городах говорит о том, что если это происходит, то перенапрягается вся транспортная инфраструктура, это создаст очень серьезные проблемы и транспортный коллапс будет неизбежен в Новосибирске. Развитие города, как города промышленного — это важная задача.
Отдельная задача, на которую хотелось бы обратить внимание — проведение выборов в депутаты Совета депутатов города и Законодательного Собрания Новосибирской области. Все необходимые организационные действия, чтобы избирательные участки работали нормально, должны быть выполнены, с тем, чтобы обеспечить избирательный процесс. Все это должно быть сделано в соответствии с законодательством РФ, федеральным, областным.
И в завершении хочу обратить внимание на совместную работу с Советом депутатов, с общественными советами и структурами ТОС. Новосибирск показал пример консолидации различных политических сил для всей России. В прошлом году нам удалось доказать, что это возможно, и наладить нормальную совместную работу. Достигнутый уровень общественного согласия позволил Новосибирску создать надежный заслон экстремистским акциям. Вы помните, что попытки такие были — превратить Новосибирск в полигон обкатки новых оранжевых западных технологий. У нас здесь очень серьезный задел, хороший опыт, его важно не растерять.
Очень важно, особенно в преддверии выборов, когда политическая конкуренция за поддержку избирателей обостряется, такой стиль работы сохранить.
В этой связи призываю руководителей всех структурных подразделений мэрии помнить, что Совет депутатов является равноправным органом муниципального самоуправления, своевременно и по существу отвечать на все запросы, которые поступают от депутатов, и взаимодействовать с депутатами максимально конструктивно.
Наступивший год для каждого из нас будет непростым. Экономика находится в сложных условиях, а стоящие перед городом задачи масштабны и требуют безотлагательного решения. Но дорогу осилит идущий. Поэтому, за работу, товарищи!"