Связь с мэрией

Мэр поставил задачи социально-экономического развития города на 2013 год

Добрый день, уважаемые коллеги!
Закончился 2012 год, год, и мы должны дать оценку наших результатов и обозначить приоритетные задачи на год наступивший. Для нас прошедший год был в целом успешным. Основные задачи, которые мы ставили перед собой год назад, выполнены.
Главным показателем успешного развития города я бы назвал рост численности населения. Население Новосибирска превысило полтора миллиона человек, он остается третьим по численности городом России. Произошло это и за счет миграционного прироста, который свидетельствует об экономическом потенциале города, о том, что он является центром притяжения деловой активности сибирского макрорегиона, и за счет естественного прироста, что является показателем развития социальной сферы города, прежде всего, системы здравоохранения. Рождаемость по сравнению с прошлым годом выросла на 8%, естественный прирост составил около 1,5 тысяч человек (на 01.12.2012 — 1306 чел.).
Главной нашей целью остается стабильное повышение качества жизни горожан, и по многим показателям мы превысили уровень, определенный стратегическим планом устойчивого развития города до 2020 года. Реализуются стратегические проекты и программы в социальной сфере и отраслях городского хозяйства, проведена административная реформа, направленная на повышение эффективности работы органом местного самоуправления.
Но самое главное — это изменения, происходящие в городском сообществе. Растет социальная активность горожан, они все больше включаются в решение вопросов, стоящих перед городом, и это позволяет нам принимать более взвешенные решения.
Вместе с тем, существует целый ряд проблем, сдерживающих развитие города.
И главная из проблем — это ограниченность наших бюджетных ресурсов: объемов собственных доходов, к сожалению, недостаточно для решения задач развития города. Это проблема не только Новосибирска, и здесь я вижу свою задачу как мэра, как президента Ассоциации сибирских и дальневосточных городов по отстаиванию интересов местного самоуправления в вопросе формирования стройной системы межбюджетных отношений. Работа в этом направлении ведется на федеральном уровне, и я надеюсь, мы скоро сможем ощутить ее результаты.
В своей деятельности мы сталкиваемся с целым рядом проблем, которые не являются специфическими только для нашего города, но, решение которых должно вывести развитие нашего города на новый уровень.
Так, необходимо дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, которая отстает от темпов развития города в целом;
растет потребность в качественных услугах пассажирского транспорта;
проблемной остается сфера ЖКХ;
потребность в новых местах в детских садах все еще является одной из важных городских проблем;
очевиден общественный запрос на места семейного досуга, новые скверы и парки, находящиеся в шаговой доступности.
Требуют решения целый ряд вопросов в социальной сфере, в вопросах совершенствования деятельности органов местного самоуправления и оптимизации оказания муниципальных услуг.
Решение этих вопросов, а также ряд событий предстоящего года определяют наши задачи на 2013 год.
2013 год пройдет под знаком двух юбилеев.
В первую очередь, это 120-летие города. Наш город — молодой, и каждый юбилей становится важной вехой. Поэтому хочется, чтобы этот год оставил след в истории и на карте Новосибирска.
Эту дату мы должны отметить достойно. И в первую очередь это касается внешнего облика города. В рамках празднования необходимо в первую очередь сделать город особенно ухоженным и благоустроенным.
В контексте празднования в городе пройдут первые Международные детские игры «Спорт. Искусство. Интеллект». Получены предварительные заявки на 2,5 тысячи участников из 27 городов, не только российских, но и городов ближнего и дальнего зарубежья: Ришон-ле-Циона (Израиль), Саппоро (Япония), Нюрнберга (Германия), Минска (Беларусь), Харькова (Украина), Бишкека (Киргизия), Ташкента (Узбекистан). Организация такого масштабного мероприятия — показатель слаженности нашей работы, поэтому достойное проведение этого спортивного праздника должно стать знаковым для города, его визитной карточкой, позволяющей и в будущем претендовать на проведение крупных международных мероприятий.
Вторя важная дата — это 100-летие со дня рождения нашего знаменитого земляка Александра Ивановича Покрышкина. В связи с юбилеем запланированы торжества на улицах Новосибирска, в школах и воинских подразделениях. Оба этих события необходимо использовать и для того, чтобы стимулировать интерес молодежи к истории вообще и истории нашего края, нашего города, в частности. Потому что воспитание молодого поколения в русле патриотизма, любви к Родине является одной из приоритетнейших задач.
Задачи развития социальной сферы
Первоочередной задачей является воспитание молодого поколения. Это — будущее нашего города. И создание комфортной среды для жизни и развития ребенка — залог развития Новосибирска в будущем.
Нам необходимо изменить свой подход к решению этой задачи. Профильные структурные подразделения должны руководствоваться не своими ведомственными интересами, а интересами всей отрасли, за развитие которой на них возложена ответственность. Должна быть разработана стратегия развития по каждому из ключевых направлений, не ограниченная интересами подведомственных учреждений. Наши инвестиции в муниципальную сеть должны сочетаться с поддержкой частных проектов общественных и коммерческих организаций, если они работают на решение стоящих перед нами задач.
Именно анализ и выработка предложений по повышению эффективности работы всех структурных подразделений этой отрасли и будет одним из направлений деятельности рабочей специальной группы по оптимизации системы управления в I квартале 2013 года.
Социализация ребенка начинается с детского сада, поэтому первая задача, которая стоит перед нами — это развитие системы детских дошкольных учреждений.
Начиная с 2008 года, мы приступили к строительству новых детских садов, а с 2011 года реализуется пятилетняя программа по увеличению мест в детских садах. В прошлом году мы ввели 3 700 новых мест для дошкольников, причем основное количество мест появилось благодаря открытию 13-ти новых зданий — это абсолютный рекорд для города. За последние 5 лет было построено 25 новых детских дошкольных учреждений на 5251 место, еще 3350 мест было создано за счет возврата и капитального ремонта помещений.
Наша основная задача — до 2015 года ликвидировать очередь в детские дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Требуются и качественные изменения в системе дошкольного образования, повышение квалификации педагогов, привлечения молодых кадров. В этих целях с января 2013 года за счет средств муниципального бюджета нам предстоит довести среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы работников учреждений общего образования.
Кроме того, необходимо поощрять частную инициативу по созданию центров развития и творчества для детей, спортивных секций, мест временного пребывания дошкольников, развлекательных центров, коммерческих детских дошкольных учреждений. У нас есть опыт работы в этом направлении, и соответствующие структурные подразделения должны взять на себя их методическую поддержку и сопровождение.
Главным институтом, направленным на формирование личности у подрастающего поколения, на ее вхождение в общество через восприятие культуры и активное включение в нее, является школа. Наша главная задача на современном этапе — обеспечить высокое качество образовательного процесса, сбалансированное сочетание образовательной и воспитательной функций.
Ее выполнение осложняется тем, что на накопившиеся проблемы в результате длительного недофинансирования средней школы накладываются вопросы ее реформирования. Поэтому сейчас нам необходимо решать целый комплекс задач.
Во-первых, это развитие материально-технической базы школ.
В последние годы была проведена большая работа в этом направлении, и видны позитивные итоги. Ведется капитальный ремонт, обновляется материально-техническая база, проведена компьютеризация школ. В 2012 году на подготовку школ города к новому учебному году было направлено более 600 миллионов рублей, что в три раза превышает объемы 2011 года. После комплексного капитального ремонта открыли два учреждения образования в Заельцовском районе: школу № 120 и Дом детского творчества.
Рост новых микрорайонов требует также строительства новых школ. В 2013-14 годах появятся 2 новые школы — на 6 микрорайоне и микрорайоне «Горский». Уже сейчас необходимо прогнозировать потребность в местах массовой застройки — на Плющихинском жилмассиве, в микрорайоне Чистая слобода, по улице Петухова в Кировском районе, в микрорайоне «Березовый».
Работа по улучшению материально-технической базы школ должна быть продолжена. На эти цели направлена реализация проекта «Комплекс мер по модернизации системы общего образования Новосибирской области», с которым согласуются и наши планы. Необходимо решить все проблемы, вызывающие нарекания со стороны контролирующих органов, обеспечить в ближайшей перспективе как минимум удвоение объемов капитального ремонта школ.
Поэтому в I квартале Главному управлению образования необходимо утвердить комплексную целевую программу по развитию материально-технической базы системы образования, чтобы систематизировать нашу работу в этом направлении.
Но главное — стоит задача за счет развития материально-технической базы и организационных мер сформировать безопасное и отвечающее всем современным требованиям образовательное пространство.
Во-вторых, это вопрос заработной платы.
В течение 2012 года нам удалось выполнить одну из первоочередных задач комплекса мер по модернизации системы общего образования — довести средний уровень заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике в регионе (средняя заработная плата по экономике региона — 20 916,9 рублей, у учителей города Новосибирска — 23 486 рублей).
В декабре 2012 года заработная плата повышена всем другим категориям педагогических работников школ города (педагогам — психологам, учителям-логопедам, социальным педагогам, преподавателям организаторам ОБЖ). Уже практически год успешно действует «социальный пакет».
Эти меры, направленные на сохранение квалифицированных кадров и привлечение молодых специалистов, должны сохраняться и усиливаться.
Одна из наших основных задач — постоянная и всесторонняя оценка качества образования. Совершенствование материально-технической базы, рост заработной платы учителей должны найти отражение в мотивации педагогов на достижение результатов, основным из которых на современном этапе являются результаты единого государственного экзамена.
Выпускники города Новосибирска в текущем году показали результаты по обязательным предметам «русский язык» и «математика» выше, чем их сверстники в целом по России и Новосибирской области. Наметилась устойчивая тенденция увеличения числа выпускников, показавших результат от 80 до 99 баллов, существенно уменьшился показатель выпускников, не получивших аттестат.
Но если мы претендуем на звание научно-образовательного центра, лидера современного общего образования, мы должны стремиться к получению результатов выше среднего по России по всем предметам, особенно по тем, которые выпускники выбирают осознанно. К сожалению, по целому ряду предметов это не так. Более того, мы можем говорить и о неоднородности результатов по территориальному принципу: уровень оценки образования в 6 районах города из 10 ниже среднего по России. Главное управление образования должно проанализировать эту ситуацию и представить меры по ее исправлению. Следует обратить внимание на результативность работы каждого учителя, повысить персональную ответственность за конечный результат.
Дальнейшего развития требует формирование современной системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей.
Необходима дальнейшая работа в таких важных направлениях, как профессиональная ориентация подростков и школьников, интеграция учреждений дополнительного, школьного и общего образования. Это должно лечь в основу создания эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг необходимыми специалистами.
Несколько значимых шагов в этом направлении было сделано в 2012 году. Был открыт детско-юношеский центр «Планетарий» как учреждение дополнительного образования, завершается разработка программы по воспитанию креативной молодежи.
Мы долго шли к тому, чтобы создать инструмент для консолидации усилий всех ступеней образования города, органов власти в достижении главной цели — построения системы подготовки кадров в прорывных направлениях науки, технологий и инновационной экономики. Как и Стратегический план развития города, послуживший основанием для ее разработки, Программа рассчитана до 2020-го года и будет реализовываться в два этапа.
Стоит первоочередная задача — до 2015 года начать создание Сибирского центра образования, науки и высоких технологий, а также сети организаций детско-юношеского технического творчества, технологического института НГУ — СО РАН и межвузовского кампуса.
Функции образования не должны ограничиваться только получением знаний, необходимо обеспечить организацию досуга школьников и молодежи, привлечь их к участию в культурно-массовых и спортивных мероприятиях.
Поэтому профильные подразделения должны найти новые формы работы учреждений культуры и молодежной политики, механизмы повышения качества предоставляемых ими услуг, оказание поддержки одаренным детям в области культуры и искусства.
Центром притяжения для школьников должны стать территории школ, пребывание в которых не должно ограничиваться школьными занятиями, но и создает условия для всестороннего развития.
В городе создана разветвленная система организации содержательного досуга детей, подростков и молодежи по месту жительства которой охвачено около 23 000 человек.
Работают подростковые клубы по месту жительства, патриотические клубы, создан Координационный Совет по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания населения города, возрождено движение студенческих строительных отрядов.
Но интересы молодежи быстро меняются, и чтобы соответствовать запросам этой группы горожан, нужен постоянный поиск и внедрение новых направлений, инновационных форм работы. Наиболее перспективным видится содействие в реализации молодежных инициатив в досуговой, спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности. И необходимо более активно использовать молодежь, их инициативу и творчество при планировании проведения общегородских мероприятий.
Наряду с воспитанием молодежи, формированием современной образовательной системы, инфраструктуры досуга и творчества, важную роль в развитии человеческого капитала играет охрана здоровья.
В 2012 году вполне успешно завершилась реализация масштабной федеральной программы модернизации здравоохранения. Всего за два года в рамках программы мы капитально отремонтировали и обеспечили современным оборудованием около 60 объектов здравоохранения. Особое внимание уделялось детским учреждениям здравоохранения и объектам родовспоможения. За два года в Новосибирске отремонтированы все родильные дома и детские больницы, поликлиники.
Была продолжена главная линия работы муниципалитета на амбулаторно-поликлиническом этапе: повышение доступности медицинской помощи и усиление профилактики. В 2012 году на территории пяти районов города были открыты полностью оснащенные семь общеврачебных практик, а в Кировском и Первомайском районах — два детских «Центра здоровья».
Кроме того, мы продолжали работать над улучшением оказания скорой медицинской помощи. В прошедшем году введена новая подстанция в верхней зоне Академгородка на улице Мусы Джалиля; отремонтированы две работающие станции; приобретены три новых реанимобиля.
С этого года система здравоохранения перешла на уровень субъекта Федерации, однако это не означает, что муниципалитет устранится от такой актуальной темы, как здравоохранение.
Мы на 2013 год предусмотрели, чтобы специалисты райздравов, которые продолжат работать уже в структуре министерства здравоохранения области, смогли находиться в территориальных органах управления города и обеспечивать оперативное взаимодействие с администрациями районов.
Теперь для нас на первый план выйдут не вопросы медицинского характера, а вопросы охраны здоровья, и в первую очередь, здоровья детей и школьников.
Необходимо обеспечить раннюю диагностику и профилактику заболеваний у школьников за счет внедрения современных методов мониторинга здоровья и формирование навыков здорового образа жизни за счет взаимодействия школы, семьи и медицинских учреждений.
Одним из таких инструментов является летняя оздоровительная кампания. Организационными формами отдыха, оздоровления и занятости в 2012 году было охвачено 87 % от общего количества обучающихся школьников города Новосибирска, и задачей на 2013 год должно стать увеличение охвата детей организационными формами отдыха, оздоровления и занятости до 95 %.
Уже сегодня нужно решать все организационные проблемы, разработать план мероприятий по подготовке детских лагерей к оздоровительному сезону, чтобы как можно больше школьников смогли отдохнуть и успешно подготовиться к новому учебному году.
Следующим направлением по укреплению здоровья населения, стимулированию здорового образа жизни является развитие массового спорта.
В течение года в городе проводится более 500 общегородских спортивных мероприятий, в которых принимает участие около 350 тысяч горожан. В городе традиционно проводится Открытый Всероссийский день бега «Кросс Нации», массовая лыжная гонка «Лыжня России», легкоатлетические соревнования «Твой километр планеты — Кубок Славы», легкоатлетическая эстафета памяти маршала А. И. Покрышкина. Уже семь лет проводится Открытый турнир федераций единоборств города. В День города организован фестиваль молодежных спортивных субкультур.
В 2012 году активизирована работа по адаптивной физкультуре. Всего было проведено более 30 спортивных праздников с инвалидами и инвалидами с детства с охватом более 2000 человек.
Ведется работа по развитию детско-юношеского спорта. При управлении физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска работают 17 учреждений дополнительного образования.
Все эти направления работы необходимо не просто продолжить, а усилить в этом году, в том числе и в связи с проведением в городе международных детских игр.
Наш ориентир в этом направлении — увеличение количества регулярно занимающихся физической культурой и спортом с 284 тысяч человек в 2012 году до 292 тысяч в 2015 году. А губернатором Новосибирской области поставлена задача довести этот показатель до 30 процентов горожан.
Развитие массового спорта невозможно без дальнейшего развития материально-технической базы. Обеспеченность населения города Новосибирска спортивными сооружениями составляет 17,4 % от нормы, что свидетельствует о том, что наш город нуждается в строительстве новых спортивных объектов.
В ближайшее время стоят задачи:
завершить строительство фехтовального центра и крытого катка по улице Тюленина,
обеспечить ввод в эксплуатацию детского спортивного центра по улице Кропоткина в Заельцовском районе,
решить все вопросы по передаче лыжной базы имени Алика Тульского в муниципальную собственность и обеспечить реконструкцию данного спортивного объекта.
В этом году должен быть завершен процесс инвентаризации и принятия на баланс МУДО «Спортивный город» бесхозяйных спортивных площадок по месту жительства, обеспечение их функционирования и текущего содержания.
Необходима координация проведения физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства с органами территориального общественного самоуправления.
Нравственным долгом любого цивилизованного общества является поддержка людей, по разным причинам — в силу возраста, здоровья или стечения обстоятельств — оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Поэтому нам необходимо сохранить и развивать систему оказания адресной социальной поддержки гражданам, содействовать их интеграции в общественную жизнь. Социальному блоку в течение ближайших лет на территории муниципалитета нужно создать современную систему социальной поддержки и комплексной реабилитации нуждающихся в этом граждан.
Для повышения уровня жизни горожан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в городе работает программа «Социальной поддержки населения города Новосибирска».
Налажено оказание помощи гражданам через комплексные центры обслуживания населения районов города на социальные выплаты, приобретение одежды, продуктов питания, лекарственных препаратов, ремонты жилья и многое другое.
В 2012 году мы ввели новую меру социальной поддержки для пенсионеров — компенсацию в размере 50 % расходов гражданам — собственникам жилых помещений на замену (модернизацию) лифтов. Помощь оказана 2250 гражданам, более 90 % из них — инвалиды, одиноко проживающие ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны. Всего было выплачено 9 млн. рублей. Этот пример показывает, что мы выверенно подошли к решению вопроса.
Организована работа по оказанию адресной социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны на ремонт жилья и решение других социальных вопросов.
Эти меры поддержки сохранятся и в будущем.
Многое делается по интеграции инвалидов в общественную жизнь города. В первую очередь, это обеспечение доступности городской среды для маломобильных граждан.
На текущий момент работает и постоянно расширяет перечень и повышает качество предоставляемых услуг муниципальное бюджетное учреждение по обслуживанию лиц пожилого возраста и инвалидов «Ветеран». В 2012 году служба Социальное такси была преобразована в Социальную службу сопровождения. И она остается очень востребованной.
Отдельное направление нашей деятельности — комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями. В 2012 году в трех районах города были открыты Лекотеки — центры социально-психологической адаптации детей-инвалидов, а в Ленинском районе открылся Центр комплексной реабилитации для людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 17 лет.
С начала года в загородной зоне заработает новое муниципальное реабилитационное учреждение, предназначенное для детей-инвалидов, их комплексной и семейной реабилитации — центр «Обские зори».
Мы начинаем новый масштабный и уникальный проект — строительство центра «Олеся» для детей-инвалидов с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В этом году мы приступим к его строительству.
В ближайшее время необходимо проанализировать результаты предыдущей программы и разработать и утвердить ведомственную целевую программу «Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска» на 2014-2016 гг.
Важное место мы отводим учреждениям культуры, и прежде всего — библиотекам. Эти учреждения традиционно являлись центрами доступа населения к информации, но в современных условиях их роль будет продолжать снижаться, поэтому неизбежно изменение формата их работы, расширение их функций, участие в организации культурно-досуговых мероприятиях. Все это мы учли в ведомственной целевой программе по развитию муниципальных библиотек города Новосибирска на 2013-2016 годы, и необходимо приступить к реализации.
Расширение функций требует привлечения квалифицированного персонала, а это невозможно при нынешнем уровне заработная плата в сфере культуры. Поэтому необходимо рассмотреть возможности по кардинальному изменению этого вопроса.
Еще раз повторюсь, социальная сфера, качество социальных услуг в значительной мере определяют качество жизни в городе, уровень развития человеческого капитала.
Важность этих задач подтверждает и структура бюджета города: на содержание и развитие системы образования, культуры, спорта, социальной политики, работу с молодежью нами запланировано выделение почти 22 миллиардов рублей, это 63% бюджета города на 2013 год.
Задачи развития городской среды
Комфортность проживания в городе определяется уровнем развития городской среды. Это особенно актуально в наших сибирских условиях, где эта среда становится не только элементом комфорта, но и важным условием выживания.
К сожалению, городская среда Новосибирска, несмотря на значительные финансовые вложения и позитивные изменения последних 10 лет, не может считаться в полной мере комфортной.
В последние годы большие объемы вложений привели к улучшению качества дорожной инфраструктуры, но темпы ее развития отстают от темпов роста автомобилизации.
Я вижу пять основных направлений:
— реализация крупных инвестиционных проектов развития дорожно-транспортной инфраструктуры;
— меры по организации движения, повышению безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог;
— обеспечение высокого уровня содержания улично-дорожной сети, искусственных сооружений;
— оптимизация парковочного пространства;
— организация транспортного обслуживания населения.
Мэрией города Новосибирска совместно с Правительством Новосибирской области ведется работа с Федеральными структурами в части выделения инвестиций и субсидий из средств федерального бюджета в строительство, ремонт и развитие улично-дорожной сети города Новосибирска.
Приоритетным направлением является строительство мостового перехода через реку Обь по Оловозаводскому створу. Это стратегический проект в транспортном комплексе Новосибирской области, который определит развитие города и Юго-Восточного направления России на ближайшие десятилетия.
Мостовой переход обеспечит движение транзитного транспорта, минуя центр города, разгрузит существующие два моста, пропускная способность которых полностью исчерпана, создаст условия для формирования единой системы скоростных автомагистралей России. Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса необходимо обеспечить сдачу объекта в 2014 году.
Но строительство третьего моста с развязками на пересечении с улицами Ватутина и Большевистской — это только один из шагов по решению транспортных проблем южного направления. К 2014 году необходимо завершить строительство развязок на Южной площади и на улице Петухова. Первый пусковой комплекс на Южной площади должен быть введен в конце 2013 года.
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса в течение 2013 года должен завершить подготовку проектной документации по реконструкции развязки на въезде на Коммунальный мост и строительству развязки в районе Матвеевки.
Мы уже приступили к разработке технических условий для проектирования четвертого моста. Стоит задача подготовить проектно-сметную документацию к моменту ввода в эксплуатацию третьего моста. Этот мост станет продолжением Ипподромской магистрали.
Не менее значимым проектом является строительство автодороги по ул. Объединения от Красного проспекта до ул. Фадеева.
Развитие транспортной инфраструктуры должно дополняться мерами по организации движения, прежде всего, в центральной части города, совершенствованием регулирования движения.
На повышение пропускной способности улиц направлены и мероприятия по снижению числа ДТП. С 2008 года на обеспечение безопасности движения направлено 223 миллиона рублей. Все наши задачи на ближайший год связаны с реализацией ведомственной целевой программы «Безопасность дорожного движения в городе Новосибирске на 2011-2013 годы», на мероприятия которой в 2013 году в бюджете города Новосибирска предусмотрены ассигнования в объеме 74 миллионов рублей.
Снижению показателей аварийности и увеличению пропускной способности на дорогах города должно способствовать оперативное и плотное взаимодействие с Министерством внутренних дел Российской Федерации, органами ГИБДД по Новосибирской области и городу Новосибирску.
Для снижения аварийности и безопасности на 68-ти магистралях города обеспечено освещение в темное время суток без отключения. Для освещения магистралей города мы полностью перешли на натриевые источники света, световой поток которых в два раза выше ртутных. Основная задача 2013 года — строительство, реконструкция, монтаж и восстановление линий наружного освещения в частном секторе.
Отдельный вопрос, связанный с пропускной способностью улиц — организация парковочного пространства.
В рамках формирования современных транспортно-пересадочных узлов на первом этапе — в 2013-2014 годах — должны быть построены перехватывающие парковки, прежде всего, на площади Маркса, станциях метро «Речной вокзал», «Площадь Гарина-Михайловского» и железнодорожной станции «Камышенская» (остановка «Карьер Борок»). В дальнейшем необходимо создать не менее 30 таких пунктов.
Залогом повышения качества дорог является успешная реализация ведомственной целевой программы по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик улично-дорожной сети города Новосибирска на 2010-2015 годы. Ее выполнение позволяет сохранить нормативные показатели состояния улично-дорожной сети в соответствии с требованиями по безопасности движения, в том числе магистралей с высокой интенсивностью движения.
В 2013 году необходимо обеспечить выполнение ремонтных работ на площади примерно 500 тыс. кв. м. На указанные цели предусмотрены средства в сумме 436 миллионов рублей, в том числе средства на ремонт и устройство тротуаров.
Однако хочется отметить, что эти объемы недостаточны для поддержания норматива по межремонтным срокам, это лишь 50% от норматива.
Мероприятия прошлых лет позволили городу выдержать экстремальные снегопады декабря. Погода может преподнести нам еще немало сюрпризов, поэтому нужно продолжать искать резервы, организационные и технические решения, которые облегчат работу и повысят качество уборки города.
Так, новшеством этой зимы стала эвакуация автомобилей с проезжей части, мешающих проходу уборочной техники.
Перед департаментом стоит задача продолжить техническое перевооружение дорожной отрасли. В первую очередь, необходимо приступить к реализации проекта строительства снегоплавильной станции с очистными сооружениями ливневой канализации Мы в ближайшее время утвердим специальную программу по ГУБО, которая позволит нам распространить социальный пакет на специалистов этой отрасли.
Транспортных проблем в городе с каждым годом становится все больше, и мировой опыт свидетельствует, что только развитие системы общественного транспорта способно решить их.
В результате исследования, в котором нам помогали специалисты из СГУПСА и НГТУ, стало ясно, что в городе сложился дисбаланс различных видов общественного транспорта. Опыт показывает, что доля маршрутных такси в системе пассажирского транспорта не должна превышать 8%, а в Новосибирске она составляет свыше 60 %. При этом большая часть нарушений, связанных с безопасностью дорожного движения, приходится как раз на водителей маршруток.
Поэтому мы сейчас занимаемся разработкой новой концепции развития пассажирского транспорта, результатом которой должно стать обеспечение стабильного уровня доступности для жителей любой точки города за минимальное время. Именно это должно лечь во главу угла новой системы маршрутов.
Необходимо освободить улично-дорожные сети города и, прежде всего, его центральной части, от лишнего пассажирского транспорта. Основным направлением должна стать замена «Газелей» крупногабаритными автобусами большой вместимости. Большой, удобный и доступный пассажирский транспорт даст возможность жителям города реже использовать личный транспорт и разгрузит центр.
Практически весь подвижной состав подключен к системе АСУ «Навигация», на ряде остановочных пунктов установлены камеры наблюдения. Поэтому соблюдение установленного графика движения должно стать главным критерием при отборе перевозчиков.
Упор также должен быть сделан на развитие электрического транспорта. На Новосибирских улицах появились первые гибридные троллейбусы использующие энергию аккумуляторов Новосибирского производства. Это первый в России опыт практического внедрения технологий автономного хода на троллейбусе.
На крупных магистралях города необходимо выделение полос для общественного транспорта с установкой видеонаблюдения для фиксации нарушений и ликвидация парковочных карманов. Нужно быть готовым к тому, что это вызовет недовольство и автолюбителей и коммерческих перевозчиков, которые в погоне за прибылью не всегда соблюдают правила дорожного движения, но только приоритет общественного транспорта может обеспечить его преимущество над личным.
Уже есть договорённости с «Экспресс-пригородом» об использовании ресурсов железной дороги. Благодаря новым ускоренным электропоездам на южном направлении появится более удобное, ритмичное расписание в конце первого квартала этого года. Но для того, чтобы этот вид транспорта стал альтернативой автомобилям на Бердском шоссе, необходимо устройство транспортно-пересадочных узлов на станциях «Сеятель», «Нижняя Ельцовка», «Матвеевка», «Речной вокзал», организация подвоза к ним пассажиров.
К середине года оптимизация маршрутной сети должна быть проведена в основном объеме.
Транспортную систему Новосибирска невозможно представить без метрополитена, и это подтвердил рост пассажиропотока в конце 2012 года. Строительство метро останется приоритетом и в будущем. Одним из вариантов реализации перспективы продолжения строительства может являться совместное финансирование строительства федерацией, субъектом федерации и муниципальным образованием. При таких условиях продление Дзержинской ветки метро до территории Гусинобродского рынка реально в ближайшие 3-5 лет. Приступить к началу строительства участка продления Дзержинской линии реально в 2013 году, для чего в первую очередь необходимо выполнить все подготовительные работы.
На эти цели в 2013 году из городского и областного бюджетов предусмотрено финансирование в размере 240 миллионов рублей равными долями.
Решение о строительстве в Новосибирске линий легкорельсового транспорта (скоростного трамвая) является актуальным и, безусловно, перспективным. В 2013 году необходимо закончить обоснование инвестиций этого проекта.
Важным элементом развития общественного транспорта является обновление подвижного состава.
Мы должны продолжить обновление парка муниципального пассажирского транспорта, как это предусмотрено долгосрочной целевой программой.
Кроме того, за три года должен быть проведен капремонт парка трамваев и троллейбусов.
Морозный декабрь 2012 года обострил проблему качества подвижного состава. Часть техники не вышла на линии по техническим причинам, что является недопустимым. Необходимо, во-первых, повысить требования к подвижному составу, как к муниципальному, так и к коммерческому. Мы живем в Сибири, и техника должна закупаться соответствующая, чтобы обеспечить комфорт пассажирам не только летом, но и зимой. Во-вторых, нужен контроль за автопарками, сегодня его явно не достаточно. Техника должна содержаться в теплых помещениях, проходит регулярный технический контроль и обслуживание.
В последние годы были проведены работы по капитальному ремонту тепловых сетей, реконструкции тепловых пунктов, построены муниципальные котельные взамен устаревших ведомственных теплоисточников. И начало зимы показало как в целом эффективность энергосистемы города, так и существующие проблемы, над решением которых необходимо работать 2013 году и в дальнейшем.
Во-первых, это вопросы работы отдельных ведомственных котельных. Большинство из них работают эффективно, однако есть два проблемных объекта министерства обороны — в поселке Гвардейский и санатории Ельцовский.
В 2013 году департаментом энергетики и ЖКХ должны быть представлены планы по созданию условий для привлечения инвестиций в строительство стационарной газовой котельной или теплотрассы для теплоснабжения поселка «Гвардейский». Но такие ЧП в период отопительного сезона недопустимы.
Также для повышения эффективности энергосистемы нужна реконструкция муниципальных котельных и энергообъектов компании «СибЭКО».
Нам необходимо как можно скорее утвердить и приступить к реализации программы «Улучшение электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения населения города Новосибирска» на 2013-2015года.
Ключевой для развития города становится проблема развития энергетического хозяйства, без которого мы уже в ближайшее время столкнемся с дефицитом мощностей по тепловой и электрической энергии. Реконструкция, модернизация энергетического хозяйства, строительство объектов энергетики будет осуществляться через реализацию инвестиционных программ Региональных электрических сетей, СИБЭКО, Новосибирскгортеплоэнерго. Их программы, безусловно, должны быть очень взвешенными, поскольку напрямую влияют на тариф для конечного потребителя.
Департаменаом строительства и архитектуры, энергетики, жилищного и коммунального хозяйства необходимо, со своей стороны, обеспечить согласованность реализации этих программ с приоритетами развития города.
Система водоснабжения города является одной из лучших в России, и мероприятия последних лет позволяют говорить о неплохом заделе в этой отрасли. Тем не менее, в этом году нам предстоит решать целый ряд задач.
Необходимо обеспечить исполнение «Закона о водоснабжении и водоотведении».
Предстоит завершить реализацию инвестиционной Программы МУП «Горводоканал» на 2007-2013 годы и формирование новой программы на период с 2014 года с учетом разработанных схем водоснабжения и водоотведения г. Новосибирска, Генерального плана города, внедрения передовых технологий и оборудования в сфере водоподготовки, очистки сточных вод и обработки осадка.
Идет процесс выявления и признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры. В первую очередь, это касается частного сектора. Прием на баланс этих сетей позволит организовать их капитальный ремонт и обеспечить качественное водоснабжение этих районов.
Необходимо решить вопрос с системой водоснабжения и водоотведения в Советском районе, чтобы его жители не платили более высокую цену за воду, чем в других районах.
Я неоднократно говорил о низком уровне оплаты труда работников водоканала, и я ставлю задачу перед руководством предприятия и экономическим блоком разрешить этот вопрос в этом году.
Важным направлением нашей работы является реализация программ в сфере ЖКХ, ориентированных на решение ключевых проблем отрасли.
В 2012 году в городе продолжался капитальный ремонт жилых домов. В программу вошли 36 домов. Во всех домах работы завершены. Таким образом, с 2008 года, когда начала действовать 185-й федеральный закон, в Новосибирске было отремонтировано 648 жилых домов, что составляет 8% от всех многоквартирных домов. Общий объем средств направленный на капремонт — 2 миллиарда 588 миллионов рублей.
Наряду с этим реализуется программа расселения ветхого и аварийного жилья. В прошедшем году были расселены 25 аварийных домов, в которых проживали 200 семей. С учетом этих домов с 2004 года в Новосибирске было расселено 260 ветхих и аварийных жилых домов. Новое жилье получили 7500 человек.
С этого года в городе стартует трехлетняя программа по расселению ветхого и аварийного жилья. В общей сложности необходимо обеспечить расселение 300 домов. Также необходима работа по привлечению средств по программе реализации 185-го федерального закона и средств инвесторов-застройщиков. В течение трех лет для решения этой задачи необходимо 5,4 миллиарда рублей.
С 2005 года в рамках специальной программы мы проводим модернизацию и замену лифтов. В 2012 году заменили и модернизировали 533 лифта. Такие темпы позволяют к концу 2014 года заменить и модернизировать все лифты, у которых истек или истекает срок эксплуатации, и выйти на режим нормативной замены лифтов.
В 2013 году мы должны продолжить реализацию наших программ по модернизации отрасли.
По-прежнему масштабной будет оставаться программа благоустройства внутриквартальных территорий, в которую также входит строительство детских городков и спортивных площадок. Мы решили продлить эту программу до 2015 года, расширив перечень проводимых работ, и в следующем году направим на эти цели 850 миллионов рублей.
Кроме того, в 2013 году мы приступим к реализации нового проекта — программы озеленения придомовых территорий и внутриквартальных пространств.
Департамент энергетики и ЖКХ должен обеспечить реализацию всех ведомственных целевых программ, в частности, программы реконструкции циркуляционных и транзитных сетей многоквартирных домов, программы перевода многоквартирных домов с открытой системы горячего водоснабжения на закрытую систему горячего водоснабжения и других.
В 2013 году на развитие жилищно-коммунального хозяйства города будет направлено почти два миллиарда рублей.
В связи с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс, нам предстоит создать новую систему финансирования капитального ремонта.
Для этого уже сейчас необходимо проанализировать технические характеристики всех многоквартирных домов города, выявить объекты для проведения первоочередного ремонта, подготовить расчеты по приемлемой плате, предусмотреть меры поддержки малоимущих собственников, и, что самое главное — департамент энергетики и ЖКХ должен разработать четкие и прозрачные критерии отбора домов для капитального ремонта.
Актуальной проблемой остается качество оказания жилищных и коммунальных услуг. В начале 2012 года мы перестроили работу ДЭЖКХ, создав комитет по работе с управляющими организациями.
Со вступлением в силу закона НСО «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Новосибирской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области» нам предстоит создать муниципальную жилищную инспекцию. Государство возвращает контрольные функции на муниципальный уровень, это позволит реально и достаточно жестко воздействовать на нерадивых управленцев в сфере ЖКХ. Результаты этой работы должны быть видны жителям.
Строительный комплекс города, определяющий динамику во многих экономических сферах, продолжает расти. В последние время в городе сдается более миллиона квадратных метров жилья ежегодно. Благодаря этому нам удалось добиться снижения темпов роста стоимости жилья. Сегодня средняя стоимость жилья в нашем городе ниже, чем в целом ряде других крупных городов.
Поэтому поддержание существующих объемов строительства жилья является не только экономической, но и социальной задачей. На текущий год она остается неизменной — обеспечить ввод в эксплуатацию не менее 1 миллиона квадратных метров жилья.
В целях сокращения сроков подготовки документов, необходимых для проведения конкурсов, аукционов по земельным участкам, предлагаемым для жилищного строительства, департаментам строительства и архитектуры, земельных и имущественных отношений мэрии необходимо обеспечить четкое взаимодействие при подготовке разрешительной документации.
В ближайшее время необходимо завершить мероприятия по подготовке 59 территорий общей площадью более 28 га.
Но за объемами жилищного и коммерческого строительства нельзя забывать и об эстетической составляющей. Необходим отбор перспективных проектов, которые позволят улучшить архитектурный образ города, их художественная экспертиза. Для этого в рамках реализации Генерального плана города Новосибирска необходимо завершить разработку комплексной градостроительной документации, регламентирующей все параметры строительства на указанной территории.
Отдельной задачей я вижу разработку и утверждение концепции застройки исторической части города, причем эта работа должна вестись с привлечением широкого круга специалистов.
Наша работа в сфере благоустройства не ограничивается только внутриквартальными территориями. За последние пять лет у нас уже появилось 10 новых скверов. Каждый год мы строим один-два новых фонтана, у нас появились целые площади с фонтанами — площадь Пименова.
В прошедшем году к юбилею области мы приурочили открытие сквера с фонтаном на улице Орджоникидзе, благоустройство которого будет продолжено в следующем году.
Будет выполнена серьезная работа по благоустройству улиц и зон отдыха во всех районах города. В 2013 году в городе появится несколько новых фонтанов. В Дзержинском районе — в сквере возле Чкаловского завода и парке «Березовая роща». В Советском районе — возле ДК «Приморский» и в Центральном — на улице Селезнева. Интересным решением является строительство световых фонтанов, которые будут работать зимой.
Всего в рамках подготовки к празднованию 120-летия Новосибирска на благоустройство скверов и парков, организацию новых зеленых зон отдыха из городского бюджета будет дополнительно направлено 130 миллионов рублей. Работы по озеленению будут проводиться на основных транспортных развязках города, в том числе площадях Лунинцев, Калинина, Труда и других.
В прошлом году мы подвели итоги инвентаризации водных объектов, находящихся на территории города, и сейчас необходимо завершить организационные работы по включению всех водных объектов города в реестр муниципальной собственности и приступить к комплексу мероприятий по их рекреационному использованию.
Сейчас необходимо перейти к более системной работе.
Санитарное состояние города — одна из важнейших характеристик городской среды, поэтому в этом году мы стремились выйти на новый уровень соблюдения режима чистоты. Повысить интенсивность и качество уборки города нам позволила новая дорожная техника для уборки дорог. В прошедшем году город приобрел 35 единиц новой техники: подметальных и других специализированных машин.
Новая техника, в том числе нам хорошо помогла при уборке снега, интенсивность выпадения которого имела аномальный характер. В течение ноября-декабря дорожные и коммунальные службы Новосибирска работали в усиленном режиме. К уборке города мы подключили технику предприятий и учреждений. Ежесуточно выходили более 500 единиц техники.
2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды, и поэтому актуальным является:
реализация мероприятий Генеральной схемы очистки территории города;
организация утилизации ртутьсодержащих отходов (лам, приборов) образующихся в муниципальных учреждениях города (школы, сады, медицинские учреждения и др. — порядка 150 учреждений);
организация выполнения мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города за счет перевода котельных и технологического оборудования предприятий на газ, продолжение газификации частного сектора индивидуальной жилой застройки;
организация выполнения мероприятий по уменьшению и прекращению сброса в водные объекты и на рельеф загрязненных сточных вод за счет строительства и реконструкции сетей и сооружений канализации, перехода на технологии с пониженным водопотреблением.
Реализация этих задач позволит достичь профильных контрольных показателей исполнения плана устойчивого развития города и целевых индикаторов ведомственной целевой программы «Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска» на 2011-2013 годы и Концепции охраны окружающей среды Новосибирской области на период 2015 года.
Василием Алексеевичем Юрченко поставлена задача — разработать и принять Закон Новосибирской области «Об отходах производства и потребления в Новосибирской области». Как, подчеркнул губернатор, здоровье населения во многом зависит от экологической обстановки. Данный закон должен определить систему государственной поддержки инвесторов, а также оптимальную тарифную политику сбора, вывоза, утилизации отходов.
Нам, со своей стороны, в течение I квартала необходимо разработать муниципальную ведомственную целевую программу «Обращение с отходами производства и потребления на территории города Новосибирска на 2013-2016 годы», предусматривающую, в том числе, создание современных полигонов и строительство мусороперерабатывающих заводов, и приступить к ее реализации в 2013 году.
Говоря о комфортности среды, нельзя оставить в стороне такой важный ее элемент, как доступность для жителей объектов торговли и досуга.
Потребительский рынок является одним из самых динамично развивающихся секторов экономики города Новосибирска. Доля потребительского рынка составляет значительную часть в отраслевой структуре экономики города и является весомым источником занятости населения.
Нашей задачей на сегодня является создание условий для обеспечения жителей города услугами современных стационарных предприятий торговли разных форматов.
С 1 января 2013 года для повышения комфортности покупателей рынки должны размещаться исключительно в капитальных зданиях. Мы прогнозируем, что продолжат работу 9 розничных рынков, остальные будут ликвидированы или изменять свой статус. Экономическому блоку необходимо держать на особом контроле ситуацию по двум рынкам: рынку в микрорайоне «Щ» и Гусинобродскому вещевому рынку.
Чуть больше года назад была открыта первая городская социальная продовольственная ярмарка, работающая на постоянной основе в Октябрьском районе в Торговом центре «Гиперон». В конце прошедшего года открыли аналогичную ярмарку в Кировском районе. На сегодняшний день данный социальный проект не имеет аналогов в других регионах России, и этот опыт должен расширяться. Основной задачей данного проекта является создание условий для обеспечения жителей города максимально полным ассортиментом продуктов питания первой необходимости по ценам на 20 % ниже средних цен. Кроме того, данный проект решает задачу по продвижению продукции товаропроизводителей Новосибирска и Новосибирской области.
Задачи по поддержке развития экономики города
Развитие экономики является ресурсом решения задач по развитию социальной сферы и городской инфраструктуры. Только обеспечив рост экономического потенциала, мы сможем рассчитывать на стабильное повышение качества жизни горожан, решение социальных и инфраструктурных задач.
Город ограничен в реализации экономической политики, тем не менее, мы используем все возможности для стимулирования деловой активности.
В 2012 году начата реализация ведомственной целевой программы «Развитие инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2012-2014 годы. В 2012 году общий объем субсидий из бюджета города на развитие инновационно-инвестиционной деятельности предприятий и организаций города составил более 34,2 млн. рублей. Добавлена новая форма поддержки: субсидии для возмещения части расходов собственных средств субъекта инвестиционной деятельности, связанных с разработкой проектно-сметной документации в научно-исследовательской и производственной сфере. Также расширены формы поддержки и в сфере инновационной деятельности. В октябре 2012 года на площадях Международного выставочного комплекса «Новосибирск Экспоцентр» был проведен VIII Новосибирский инновационно-инвестиционный форум.
Продолжает развиваться промышленность города. Темп роста объема промышленного производства крупных и средних предприятий города в 2012 году замедлился, однако в этом нет признаков каких-то серьезных экономических проблем. Важно, что с начала года отмечено увеличение темпов промышленного производства практически во всех видах обрабатывающих производств.
На низком уровне находится безработица, а число вакансий превышает предложения на рынке труда. В течение 2012 года за счет создания новых и расширения действующих производств организовано порядка 800 новых рабочих мест.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий города составляет около 28 тысяч рублей.
Для того, чтобы развитие экономики города носило устойчивый характер, необходима модернизация производственной сферы, развитие инновационных технологий и современных отраслей, создание и развитие территориально-производственных кластеров, индустриальных и технологических парков.
Необходимо также создавать условия для принятия новых проектных решений, направленных на поддержание темпов роста экономики города, разрабатывать механизмы привлечения инвестиций в развитие городского хозяйства. Важным инструментом этого мы видим деятельность инвестиционного совета, в задачи которого входит содействие реализации проектов на территории города.
Но данный орган не может заменить создание системных механизмов. Поэтому в 2013 году необходимо обеспечить реализацию задач программы поддержки инвестиционной деятельности в городе Новосибирске.
Приоритетными задачами являются:
— внедрение принципа «одного окна» для инвесторов;
— привлечение инвесторов по ключевым проектам;
— развитие инструментов частно-государственного партнерства.
Кроме того, должно быть обеспечено взаимодействие с ОАО «Новосибирск-гортеплоэнерго», ЗАО «Региональные электрические сети» по реализации инвестиционных программ по развитию теплосетевого хозяйства и электрических сетей. Именно эти мероприятия позволят создать условия для улучшения инвестиционного климата в нашем городе, дадут возможность реализовать планы в долгосрочной перспективе.
Помимо этого, мы должны координировать усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата на территории города в соответствии с инвестиционной политикой Правительства Новосибирской области, содействовать повышению информированности населения об инвестиционных процессах. Департаменту экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии, как уполномоченному органу, необходимо организовать взаимодействие структурных подразделений мэрии при рассмотрении инвестиционных проектов, а также обеспечить наполнение раздела «Инвестиционный паспорт» на официальном сайте города актуальной, полезной и интересной информацией.
Будущее нашего города связано с развитием инновационных производств.
Главными задачами на ближайший год является реализация четырех целевых программ. Это:
ведомственная целевая программа «Развитие инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2012-2014 годы;
комплексная целевая программа «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года»;
комплексная целевая программа «Территория научно-технического развития — Технополис Новосибирск».
Положительный опыт реализации Плана мероприятий по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Новосибирского научного центра СО РАН до 2013 года" нашел свое выражение в разработке и принятии в феврале 2012 года Правительством области Концепции долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы». Объем инвестиций по программе из городского и областного бюджета составит 10,5 млрд. рублей. Программа состоит из 12-ти блоков по направлениям, важнейшими из которых, является развитие фундаментальных исследований и прикладных разработок, образовательного комплекса и инновационной деятельности. Документ включает сильный социальный блок. Он предусматривает поддержку здравоохранения, спорта и культуры, детского творчества. Значительное внимание уделяется модернизации транспортной и инженерной инфраструктуры Академгородка.
Малый бизнес становится экономической основой местного самоуправления, чему способствует внедрение патентной системы. С 2010 года наблюдается ежегодный рост количества средних, малых и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей; увеличение оборота предприятий малого бизнеса.
По информации журнала «РБК» город Новосибирск в 2011 году занял 3 место из 74 городов России, наиболее благоприятных для ведения бизнеса.
Главным направлением должно оставаться развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, в частности, развитие бизнес-инкубаторов. В 2012 году была начата работа по созданию второго городского бизнес-инкубатора, ориентированного преимущественно на малые производственные компании. Площадь нового бизнес-инкубатора в левобережной части города составит около 5 000 квадратных метров.
Профильные подразделения мэрии и Центр поддержки предпринимательства должны продолжить совершенствование работы информационно-консультационных пунктов в районах города и «Городского центра развития предпринимательства».
Важной задачей нам видится построение системы подготовки кадров в прорывных направлениях науки, технологий и инновационной экономики. В рамках этого процесса в 2013 году рабочей группой должна быть завершена разработка комплексной целевой программы «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска».
Задачи по совершенствованию системы управления
Качество управления становится ресурсом повышения конкурентоспособности города, залогом его развития. Поэтому одна из главных задач для нас, как органа местного самоуправления — повышение эффективности муниципального управления, ответственности руководителей структурных подразделений мэрии города Новосибирска за выполнение возложенных на них функций.
В соответствии с Указом Президента от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в Правительство Новосибирской области ежегодно представляется доклад мэра с показателями оценки эффективности деятельности мэрии города Новосибирска. Анализ показателей муниципальных образований, близких к нам по численности населения показывает неплохие позиции Новосибирска в целом, однако по некоторым из них не только не входит в число городов — лидеров, но и имеет крайне низкие позиции. Поэтому нам необходимо совершенствование управленческих технологий, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.
Оценке эффективности деятельности органов власти всех уровней сегодня отводится важная роль в выступлениях Президента страны и Губернатора Новосибирской области. Указом Президента РФ, распоряжением Правительства РФ с 1 января 2013 года утверждается перечень показателей для оценки. Из ранее утвержденных перечней исключен ряд показателей, не отражающих непосредственно реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Департаментом экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики в 1 квартале 2013 года должен быть подготовлен распорядительный документ, закрепляющий каждый показатель за конкретным структурным подразделением. Каждое структурное подразделение должно нести ответственность за результаты своей деятельности.
Экономическая статистика и рейтинги дают хорошую внешнюю оценку экономического развития города, но с точки зрения перспектив развития ключевым показателем для города, главным ресурсом его развития является бюджет города.
У нас самый большой бюджет среди муниципалитетов страны. Большой объем собственных доходов при финансовой поддержке федерального центра и бюджета области позволяет нам не просто поддерживать существующий потенциал, но и вкладывать средства в развитие дорожно-транспортной, инженерной инфраструктуры, благоустройство, строительство учреждений образования и спортивных объектов.
Одной из важнейших задач на 2013 год является повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Для этого понадобится изыскать дополнительно около 1 миллиарда рублей, которые в настоящий момент не заложены в бюджет города.
В рамках выполнения этой задачи, а также обеспечения исполнения бюджета в целом, необходима работа по сохранению роста доходов городского бюджета, использование всех резервов для повышения доходной базы. Бюджет 2013 года запланирован с ростом собственных доходов на 4,6 % к уровню 2012 года.
Для его исполнения необходимо предпринять комплекс мер.
Во-первых, в рамках дальнейшей работы по сокращению недоимки в бюджет города нужна совместная работа мэрии и налоговых органов. Такая работа за последние два года позволила снизить недоимку более чем на 220 млн. рублей или на 30 %.
Во-вторых, важным ресурсом остается имущественный комплекс. Средства, поступающие от продажи и аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, в 2013 году составят около 20 % собственных доходов.
Дополнительным источником поступления доходов в бюджет города может стать продажа имущества, не используемого в производственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений.
Для получения дополнительных средств для развития города необходимо более полно использовать ресурсы федеральных и областных целевых программ.
Также необходимо продолжить работу по оптимизации расходов городского бюджета. Прежде всего, в рамках административной реформы будет продолжена оптимизация сети и штатов в бюджетной сфере и аппарата управления.
В настоящее время мы готовимся к переходу на программно-целевой бюджет, что должно существенно увеличивать число целевых программ, с помощью которых в среднесрочной перспективе будут решаться стратегические задачи, а также повысить эффективность использования бюджетных средств. В бюджете города на 2013 год доля расходов на реализацию целевых программ в общих расходах бюджета составляет всего около 20%. Всем главным распорядителям бюджетных средств продолжить работу по планированию расходов в рамках целевых программ. При разработке бюджета города на 2014 год доля программных расходов должна составить не менее 70%.
Все планово-программные документы должны быть ориентированы на конкретный результат, очевидный и понятный для тех, на кого они направлены — то есть для наших жителей.
Значимым событием в системе городского управления стала административная реформа. Было принято решение о создании администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам.
Задача на текущий год — отработать систему управления Центральным округом, чтобы оценить возможность ее использования для других районов.
В общей сложности в городской администрации с начала года сокращены 460 человек. Сокращение численности сотрудников будет сопровождаться изменением структуры ряда подразделений. Также в целях экономии бюджетных средств будет оптимизирована работа служебного автопарка мэрии.
Все эти меры направлены на оптимизацию работы городской администрации, повышение профессионализма и мотивации к добросовестному труду специалистов администрации. Мы ставим задачу за счет сэкономленных средств повысить заработную плату квалифицированным специалистам. В свою очередь, средства, полученные от продажи освободившихся зданий администраций, а это будет около 300 миллионов рублей, мы планируем направить на закупку городского транспорта. И прошу депутатов Совета депутатов города Новосибирска поддержать это предложение.
Следующим этапом после оптимизации структуры должна стать оптимизация деятельности структурных подразделений, главной целью которой является повышение качества и доступности населению муниципальных услуг, предоставляемых мэрией города. В предоставлении муниципальных услуг участвуют 16 структурных подразделений мэрии и администрации всех районов города.
В прошедшем году сделано немало — регламентированы процессы предоставления услуг и исполнения контрольных функций, определены направления взаимодействия с органами власти иных уровней, внедрена межведомственная автоматизированная система взаимодействия, сведения по услугам, предоставляемым мэрией, размещены на официальном сайте города и Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Следующим важным этапом станет переход к оказанию муниципальных услуг в электронной форме.
Задача департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики — обеспечить внесение в федеральную систему Единого портала государственных и муниципальных услуг актуальных сведений по муниципальным услугам, департамента информатизации и связи — обеспечить техническое сопровождение предоставления муниципальных услуг в электронном виде, обеспечение использования электронной цифровой подписи сотрудниками мэрии. Всем структурным подразделениям необходимо внести в административные регламенты изменения, учитывающие работу с обращениями заявителей, поступившими в электронной форме, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Для повышения качества муниципальных услуг не менее важной задачей является оптимизация порядка и сокращению сроков их предоставления.
У нас есть проблемы, связанные с так называемыми «сложными» услугами, — слишком сложен процесс межведомственного взаимодействия наших структурных подразделений при их предоставлении, пакеты документов многократно передаются от одного подразделения к другому. Наибольшее число таких, совместно предоставляемых, услуг — в сфере социальной защиты населения и жилищной политики. В целях сокращения сроков предоставления и повышения качества услуг, в текущем году департаменту по социальной политике и управлению по жилищным вопросам мэрии совместно с администрациями районов города оптимизировать схему предоставления муниципальных услуг в названных сферах.
В целях обеспечения доступности населению муниципальных услуг по месту жительства необходимо продолжить начатую в прошлом году работу по созданию и обеспечению работы в администрациях всех районов города, а также в администрации Центрального округа, служб «одного окна». Граждане должны иметь возможность обратиться за услугами, получить информацию или сдать документы в удобное для них время в течение рабочего дня, а не подстраиваться под нас.
С января 2012 года деятельность муниципальных учреждений города Новосибирска финансируется в соответствии с муниципальными заданиями на оказание услуг (выполнение работ), а также путем предоставления субсидий на иные цели. Объем финансирования учреждения стал напрямую зависеть от количества и качества оказываемых услуг населению. В связи с этим главным распорядителям бюджетных средств, осуществляющим функции и полномочия учредителей муниципальных учреждений, необходимо строго контролировать результаты выполнения муниципальных заданий.
В 2013-2015 годах необходимо продолжить работу, по повышению доступности и качества услуг, оказываемых муниципальными учреждениями.
На решение поставленной задачи должны быть направлены меры по повышению эффективности деятельности учреждений всех отраслей муниципального сектора экономики.
Постепенно города переходят к реализации концепции «умного» или интеллектуального «города». Таких инициатив становится все больше, города нуждаются в серьезных преобразованиях для того, чтобы они могли жить и развиваться. Пока подобных инициатив в России не много, но положительная тенденция уже наметилась. Статус Новосибирска, его потенциал и спектр задач стоящих перед городской властью требует и позволяет реализовывать идею умного города, став ярким примером для остальных городов в России. Умный город — это обеспечение современного качества жизни за счет применения инновационных технологий, которые предусматривают экономичное и экологичное использование городских систем жизнедеятельности. Умный город — это умное управление, умное проживание, умные люди, умная среда, умная экономика, умная мобильность.
Новосибирск как крупнейшее муниципальное образование, один из пионеров стратегического планирования, город, в котором сосредоточены интеллектуальные ресурсы, имеет все шансы стать пионером и в этом направлении.
Для этого нам необходимо добиться точности и взвешенности принятия управленческих решений, обеспечивающих повышение качества работы как отдельных структурных подразделений, так и органа местного самоуправления в целом. Повысить качество аналитической работы, позволяющей дать правильную оценку состояния и развития той или иной сферы для принятия верного управленческого решения.
Вторым важным элементом должна стать информационная открытость. Необходимо в соответствии с требованиями времени вести постоянную эффективную работу по информационному сопровождению всех основных управленческих решений, а также усовершенствовать порядок предоставления комментариев СМИ так, чтобы компетентный ответ на любой проблемный вопрос мог быть получен журналистами в течение нескольких часов, а не дней. Данная норма уже стала регламентной для многих федеральных структур.
Но информационная открытость — это не только информирование горожан о своей деятельности, основных задачах и принимаемых решениях. Необходимо обеспечить:
прозрачность прохождения документов и обращений граждан и юридических лиц,
оперативность и четкость ответов на поступающие обращения.
«Умный город» — это, прежде всего, активные жители. Этот ресурс недостаточно привлекается к решению вопросов местного значения. Необходимо взвешенное рассмотрение всех предложений общественности с точки зрения эффективности решения стоящих перед муниципалитетом задач, привлечение общественных и волонтерских организаций. Это способно повысить наш авторитет в глазах общества и сэкономить бюджетные средства.
Шесть лет назад мы провозгласили принцип «Город идет в районы». За это время была проделана большая работа по благоустройству, строительству культурно-развлекательных, торговых и спортивных объектов на территориях районов.
Необходима дальнейшая децентрализация жизни города, расширение участия территорий в принятии решений, формирование системных механизмов решения локальных проблем.
Новосибирск — третий город в России по численности населения, город, который многие граждане нашей страны назвали одной из альтернативных столиц. Этот статус ко многому обязывает, и его надо подкреплять своей каждодневной работой, стремиться к тому, чтобы наш город оставался в лидерах экономического развития, являлся примером успешного решения острых социальных и инфраструктурных проблем.
Я надеюсь, что в ближайшие дни на районных и отраслевых активах мы обсудим механизмы решения этих задач.