Связь с мэрией

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть обозначил задачи на 2017 год - выступление на расширенном аппаратном совещании

Совещание у нас традиционное. Ежегодно в начале года мы проводим его с тем, чтобы определить задачи и ориентиры, которые нам предстоит реализовать в текущем году. Мне не хотелось бы, чтобы к этому совещанию отнеслись формально. Я жду от вас творческого начала, осмысления предложений, может быть даже споров и дискуссий. Мы должны приложить все усилия, чтобы город Новосибирск развивался. Надо понимать, что работаем мы прежде всего для новосибирцев, а не для собственного удовлетворения.

Мы хорошо потрудились в прошлом году. Несмотря на те трудности, которые возникали перед городом и муниципалитетом, мы дружно решали задачи, которые ставили перед собой.

Хочу поблагодарить всех вас за большую совместную работу, за ее ответственное выполнение.

Мы определили три приоритета работы, три задачи муниципалитета на 2017 год. Это решение возникло не стихийно, а в результате обсуждения задач, проблем, которые стоят перед нами. Наши стратегические направления:

— дорожно-транспортная сфера;

— социальная инфраструктура;

— городская среда и зеленые территории.

Теперь непосредственно об основных задачах, которые предстоит выполнить.

В вопросах городского хозяйства одно из генеральных направлений — это развитие ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ.

Главный вопрос, который нам предстоит решить в этом году — это участие Новосибирска в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», которая запланирована на период 2017-2025 гг. На нас лежит ответственность за выполнение ее показателей. Я напомню, это не автоматическое получение денег из центра. Мы должны выполнить несколько показателей: уменьшение количества очагов аварийности на 50% уже в 2017-2018 годах и ремонт 20 километров дорог агломерации. Только в этом году — это 9 дорог и 15 мест концентрации ДТП. Необходимо скоординировать эти планы с разработкой программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирска.

Мы не снижаем внимания к ремонту дорог частного сектора. В городском бюджете заложено 50 миллионов рублей, решением законодательного собрания ещё столько же предусмотрено в областном бюджете. Итого 100 млн — это хорошая программа. Опыт предыдущего года говорит о том, что надо не штурмом, а последовательно продолжать ее реализовывать.

Также нам предстоит строительство четырех дорожных объектов. Два из них это продолжение уже начатых работ, еще две дороги — планируется построить с участием застройщиков, то есть частных инвесторов. Мы продолжаем работы по второму этапу улиц Объединения, улицы Колонды, дорога по улицам Порт-Артурской и Спортивной в Ленинском р-не, с участием застройщиков начнется строительство дороги по ул. Титова к «Чистой слободе» и дороги по ул. Петухова на Южно-Чемской жилмассив.

Я ставлю задачу расширить эту практику — привлекать наших строителей к решению проблем развития дорожной инфраструктуры через механизм муниципально-частного партнерства.

Есть еще одна проблема, которую мы должны решать, ее ставят перед нами новосибирцы — выезд из Плющихинского жилмассива. Эта проблема требует самого пристального внимания. Поручение профильным департаментам — проработать этот вопрос.

Следующая задача — мероприятия по обустройству пешеходных переходов и установке ограждений, в рамках поручений президента по безопасности дорожного движения. В 2016 году проведен большой объем ремонтных работ, их нужно продолжить, не снижая темпов.

Ставлю задачу профильному департаменту — приступить к реализации концепции обустройства платного парковочного пространства. Мы достаточно обсуждали эту проблему с общественниками, депутатами. В текущем году платные парковки в центральной части города должны заработать.

Во втором квартале 2017 года мы должны утвердить программу по развитию водоотводящей сети города. Думаю, все помнят летние «потопы» на городских улицах, местами участки утопали. Этой весной из-за обилия выпавшего снега, по прогнозам — снег будет идти и дальше, ситуация может оказаться еще сложнее. Но эту задачу нужно решать. Сегодня по техническому состоянию наши ливневые канализации способны работать лишь на 60% от своих возможностей. Кроме того, существующее сети уже не справляются с нагрузкой, их не хватает.

Следующее — на территории города необходимо расширять опыт строительства снегоплавильных станций. Споры и спекуляции на эту тему пора должны быть закончены. Перспектива — это наличие в каждом районе снегоплавильных станций, чтобы плечо доставки снега для утилизации было сокращено. Это экология города, это поддержание санитарного порядка всей инфраструктуры Новосибирска. Задача — подбор площадок и поиск инвесторов, готовых работать в этом бизнесе.

Серьёзная и долгосрочная задача транспортного блока — перевод общественного транспорта на работу по 220-му федеральному закону. Обращаю внимание управления пассажирских перевозок, что осталось всего три года до перехода на систему муниципальных заказов в сфере пассажирских перевозок.

Напрямую с этим связана работа по модернизации системы безналичных расчетов в городском общественном транспорте. Поручаю разработать и внедрить целевые показатели исполнения этой задачи. Все понимают актуальность этого вопроса. В 2017 году к обновленной системе безналичных расчетов должны подключиться немуниципальные перевозчики, если мы хотим приблизиться к концепции «единого билета».

Со своей стороны муниципалитет должен способствовать созданию комфортных условий работы экипажей, работающих на общественном транспорте. Я говорю об обустройстве конечных остановочных пунктов. Необходимо активнее привлекать инвесторов для решения этой задачи. У нас есть хорошие примеры введения таких объектов в прошлом году.

Важная задача — дать старт работам по модернизации трамваев в рамках совместного российско-белорусского предприятия. Сегодня уже подписан документ о создании этого предприятия — ООО «БКМ Сибирь». Ожидаем, что в ближайшее время у нас появится уже новые трамваи. Проблема обновления трамвайного парка стоит сегодня крайне остро.

Вторым нашим приоритетом определено РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. Новые микрорайоны растут как грибы после дождя. В то время, как развитие инфраструктуры, прежде всего социальной, не поспевает. Это противоречие возникло не вдруг, это объективное противоречие. Над его разрешением мы работаем и будем работать дальше, не ослаблять внимание.

Мы уже начали реализацию программы комплексного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017-2030 годы, которую утвердил Совет депутатов. В 2017 году нам нужно завершить работы по школе-интернату № 37. Это объект важный не только для Новосибирска, но и для области. Это школа для глухих и слабослышащих детей, строительство каждого школьного места в ней обходится более 2 млн рублей, что в два раза дороже чем в обычной школе. Но он имеет большое социальное значение. Мы должны запустить первый корпус школы № 155 на Ключ-Камышенском плато́, и надеемся, что этот объект войдет в федеральную программу. Там работы идут полным ходом и мы планируем, что 1 сентября школьники начнут учебный год уже в новом здании. Продолжается реконструкции 82-й школы в Дзержинском районе. Школе в микрорайоне «Березовый», которая строится по федеральной программе «Жилище». Строительство ведет УКС правительства области, и мы должны способствовать завершению стройки. И не забывать про строительство школы на «Чистой слободе», которое ведется при активном участии застройщика. Нужно решить вопрос с привлечением застройщиков к проектированию новых школ и в других микрорайонах: в микрорайоне Европейский берег, на 6-м микрорайоне, на Плющихинском и Южно-Чемском жилмассивах, на Весеннем жилмассиве.

Помимо строительства новых школ, перед департаментом образования стоит задача по созданию новых мест для дошкольников в освобожденных зданиях бывших детских садов. Нужно нестандартно подходить к решению этого вопроса, поскольку федеральная программа завершена. Речь идет о зданиях по ул. Связистов, 155 и ул. Гоголя, 25а, где ранее размещались детские дома. В 2017 году они должны быть отремонтированы, чтобы принять 300 детей. У нас в перспективе — возвращение здания под детское дошкольное учреждение в Калининском районе.

Наш третий приоритет — стратегический курс на РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И ЗЕЛЕНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. Президент России объявил 2017 год — Годом экологии. Поэтому это направление касается всех структурных подразделений мэрии. Это общая задача муниципалитета. Но значительная часть задач по созданию комфортной, экологической и благоприятной городской среды лежит сейчас на департаменте культуры, спорта и молодежной политики. Центром его деятельности в 2017 году должно стать развитие зеленых зон.

Следующим шагом к улучшению состояния парков и скверов Новосибирска должна стать разработка муниципальной программы по развитию зеленых зон. Мы провели мониторинг, но теперь нужна программа на основе принятой концепции развития общественных зеленых пространств. Кроме того, все мероприятия, связанные с зелеными зонами, должны быть систематизированы и нацелены на получение конкретного результата.

Напоминаю, в 2017 году мы будем отмечать70-летний юбилей нашего зоопарка, праздновать 50-летие ансамбля «Мемориал Славы».

Также в этом году будет продолжено формирование музейного комплекса «Городское начало», проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и реконструкция конторы инженера Будагова. Я ставлю задачу проработать вопрос создания временной пешеходной зоны в летний период в выходные дни от площади Ленина до театра «Красный факел». В этот период ослабевает транспортный поток, поэтому нужно решить этот вопрос.

Говоря о городской среде, нельзя не сказать о внешнем облике Новосибирска, а именно — размещении рекламных конструкций. У нас есть главный архитектор и главный художник города, есть комитет рекламы: я жду от вас конкретных действий. Требую обратить особое внимание на состояние наружной рекламы в городе, насколько оно соответствует эстетическим и архитектурным критериям, оправдано ли такое количество и качество наружной рекламы. Особенно обращаю внимание на причудливые рекламные конструкции, которые заполнили центральные площади города: площади Калинина, Маркса, Труда, Станиславского, Энергетиков. Эти рекламные конструкции порой напоминают боевые сооружения или вышки в местах не столь отдаленных. Эта работа требует систематизированного подхода. Я рассчитываю, что в перспективе в Новосибирске будет реализована концепция по освобождению от излишней рекламы центральных улиц и зданий, имеющих архитектурную ценность. Еще упомяну про растяжки, которые портят облик города. В Москве этот вопрос решили кардинально. Пора и нам от них нужно отказываться. Для этого нужна концепция. Кроме того, ставлю задачу создания проекта освещенности города в праздничные дни. Для нас вопрос освещенности не праздный, особенно в зимний период, когда значительное время темное. Для нас это не только вопрос праздничного настроения, но и безопасности, это совсем другое качественное ощущение горожан на улицах города. Мы должны понимать — как будет выглядеть город в Новый год, 9 Мая и в другие праздники.

В то же время комфортная среда невозможна без обеспечения самых первых потребностей в безопасном и удобном жилье. В скором времени будет внесён на утверждение Совета депутатов проект изменений Правил землепользования и застройки города Новосибирска. Предлагается новый дифференцированный подход к застройке: по семи территориям комплексной застройки вводятся нормативы, увязанные с текущим состоянием и планами по развитию инфраструктуры. Это очень важное решение, нужно закончить все согласования этого документа. И уже сейчас планировать следующий этап — разработка дифференцированных нормативов к строительству в центральной части города.

На особом контроле — расселение ветхого и аварийного. Здесь также необходимы усилия нескольких подразделений. В планах — заключение 7 договоров на развитие застроенных территорий (РЗТ). Это хороший задел, который позволит снести 44 аварийных дома, в том числе 8 домов по бюджетным программам, остальные — за счет инвесторов. Нужно подготовить площадки для застройщиков, а, главное, проработать вопрос финансирования и предоставления субсидий из вышестоящих бюджетов. Возможностями городского бюджета в полной мере с этой задачей мы не справимся. Федеральная программа по жилью, признанному аварийным до 2012 года, заканчивается в этом году. И остается открытым вопрос по ветхим и аварийным домам, признанным таковыми позже, — в Новосибирске их 139. Их количество будет расти, и нам предстоит работать над этой проблемой. Здесь нужна концентрация усилий структурных подразделений мэрии.

Мы постепенно вводим в действие объекты с обманутыми дольщиками. Самые сложные из них еще остаются в работе. Мы ставим задачу — ввести 10 объектов в 2017 году, но подчеркиваю — темпы решения этой задачи, (а в Новосибирске насчитывается еще 42 таких дома) нас не удовлетворяют. Затягивать проблему на десятилетия мы не можем, новосибирцы нас не поймут. Это очаг серьезного социального напряжения. Мы не должны допустить в 2017 году появления новых обманутых дольщиков, продолжив мониторинг ситуации на стройплощадках всех строительных организаций. И увеличивать темпы решения этой проблемы.

Особое внимание нужно уделить вопросам точечной застройки. В 2016 году было 24 резонансных вопроса, которые вызвали недовольство новосибирцев. Обращаю внимание, что история, случившаяся на Богдашке, должна научить нас тому, что обсуждение подобных объектов нужно проводить с общественностью, сближать интересы застройщиков и жителей, проживающих в этих районах, нужно налаживать диалог, которому должны способствовать этому диалогу.

В 2016 году хорошо показала себя новая система электронной очереди на предоставление жилья. За год число нуждающихся, состоящих на учете, сократилось почти на 17% до 14 тыс. семей, удалось предоставить на 60% больше жилых помещений по договорам соцнайма, чем в 2015 году. Необходимо продолжить эту практику и закреплять успехи в текущем году. Электронная очередь — это не просто решение социального вопроса, это антикоррупционная мера.

На управлении по жилищным вопросам лежит также ежегодная задача по обеспечению жильем социальных категорий населения, ветеранов. Особенно важно решить проблему с обеспечением жильем детей-сирот, договориться об актуальных параметрах жилья для них и о своевременном финансировании.

В 2016 году в жилищно-коммунальном комплексе мы стабильно решали текущие задачи и вовремя получили паспорт готовности к отопительному сезону. Но задачи программы капитального ремонта были осуществлены в форсированном режиме — проблему «вытягивали» под конец года и значительно скорректировали начальные планы в сторону уменьшения. В текущем году, учитывая полученный опыт, таких форс-мажоров не должно быть категорически. Прошу нового начальника департамента ЭЖКХ Андрея Вадимовича Колмакова учесть это замечание.

На 2017 год план по программе капитального ремонта МКД — 463 дома. Схему взаимодействия с региональным фондом к концу прошлого года мы смогли выстроить. Теперь важно, чтобы система работала как часы. Сроки и качество ремонта не должны вызывать жалоб жителей. Требую жесткого контроля за оформлением документации и работой подрядчиков. Обеспечьте взаимодействие с региональным фондом в ежедневном режиме.

Предельно внимательно нужно отнестись к программе ремонта дворовых территорий и проездов. В 2016 году мы выполнили 110 наказов на 100 миллионов рублей. На этот год разработаны планы по наказам из расчета выделения 200 миллионов рублей: по 100 из бюджетов города и области на наказы депутатов двух уровней. Необходимо также проработать возможность увеличения финансирования на благоустройство дворов.

Самое пристальное внимание требую уделить мониторингу и контролю за реализацией инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. Закономерны вопросы городской общественности о том, на что будут направлены собранные средства. Ресурсоснабжающие организации должны быть готовы регулярно предоставлять и депутатам, и жителям абсолютно прозрачные данные об инвестиционной кампании — причем поадресно. Соответствующее соглашение уже разработано и готово к подписанию — и оно должно быть подписано!

30 декабря 2017 года закончатся сроки договоров аренды на муниципальное имущество, тепловые сети и котельные. Департамент во взаимодействии с энергокомпанией (Сибэко) должен обеспечить подготовку пакета документов и планов действий для установления нового формата арендных и концессионных отношений по теплосетевому комплексу. Кроме того, важно закрыть вопрос с проблемными участками по теплоснабжению от локальных котельных — у нас таких два участка: Новосибирскмясокомбинат и микрорайон Закаменский.

Также перед департаментом энергетики и ЖКХ стоит задача реализации программы «200 на 200» по ремонту и реконструкции тепловых сетей.

Относительно ветхого и аварийного фонда: задача — выработать алгоритм и меры по его обслуживанию и эксплуатации. Мы сталкиваемся с массовыми отказами от обслуживания со стороны управляющих организаций. В 2017 году проблему нужно решить на уровне корректировки муниципальных программ, создания привлекательных условий для организаций. Прошу также обратить внимание на ремонт ветхих и аварийных домов: оценить и реализовать задачи по МКД, где требуются безотлагательные меры. Таких у нас более 100 домов.

Еще один показатель эффективности нашей работы — степень инвестиционной привлекательности города. Развитие Новосибирска, будь то новые дороги, парки, строительство школ или открытие новых культурных объектов, напрямую зависит от того, насколько активно и качественно мы создаем привлекательные условия для частных инвесторов.

В городе реализуются разные инвестиционные проекты, в том числе уникальные, в 2016 году открыты аквапарк и дельфинарий. Часть из них я назвал выше. Снегоплавильная станция на улице Широкой, начало строительства школы на «Чистой слободе», дорожная инфраструктура в районе Аквапарка — это наш практический опыт в привлечении инвесторов, в том числе в рамках муниципально-частного партнерства. Но очевидно, что для Новосибирска этого недостаточно.

Привлечение частных инвесторов, заключение соглашений в рамках МЧП и другие виды содействия развитию транспортной, социальной инфраструктуры — задачи, которые касаются и департамента строительства, и финансово-экономического блока. Поручаю финансово-экономическому блоку разработать меры по улучшению инвестиционного климата Новосибирска и предоставить план мероприятий. Особый акцент в работе с инвесторами сделать на расширение применения механизма муниципально-частного партнерства.

Нужно продолжить работу по созданию инвестиционного портала города. Инвесторы должны быстро и в удобном формате получать информацию о зарезервированных участках на территории города и их профиле, о том, что нужно городу и на каких условиях можно сотрудничать.

В то же время необходимо уделить большое внимание задаче по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество (в том числе через процедуру банкротства).

И еще одна принципиальная позиция, которую хочу подтвердить — мы не планируем передавать в частные руки наши муниципальные предприятия ­— «Горводоканал» и «Новосибирскую аптечную сеть». Они успешно работают, предоставляют важнейшие услуги населению, имеют огромную социальную значимость.

В части развития инвестиционной привлекательности города и развития городского хозяйства перед департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства стоят задачи, которые должны быть продолжением приоритетов, обозначенных на форуме «Городские технологии».

Особый акцент — на реализации интеллектуального преимущества Новосибирска, научно-образовательного потенциала СО РАН — это должно быть нашей генеральной линией. Мы должны активизировать внедрение инноваций на практике в городское хозяйство и социальную сферу, создавать условия для интеграции научно-исследовательского и производственно-технического потенциала промышленных предприятий, научных институтов, высших учебных заведений.

Нужно завершить разработку межведомственной программы «Новосибирск — умный город».

Прошу продолжить работу по реконструкции привлекательных для инвесторов промышленных зон, способствовать созданию новых рабочих мест на предприятиях, возрождению старых промплощадок, развитию импортозамещения.

Считаю необходимым оказывать содействие предприятиям, выполняющим гособоронзаказ, в том числе по производству продукции гражданского назначения, а также важная для нас задача — участие в областной программе реиндустриализации.

Также от нас требуется создавать комфортную среду для развития малого и среднего предпринимательства.

В город приезжают специалисты и студенты, растут новые микрорайоны, и рождаются новые жители. В этом учебном году в Новосибирске зафиксирован рекорд — число школьников выросло на 9 тысяч. Детей становится больше не только за счет рождаемости, но и за счет миграции. В образовательной сфере требуется огромная работа по обеспечению детей всеми условиями для развития и учебы. Часть задач я уже обозначил, говоря о социальной инфраструктуре. Но я хочу обратить внимание департамента образования еще на ряд моментов.

Важно улучшить организацию и качество питания детей в образовательных учреждениях. Жалоб родителей в 2016 году стало существенно меньше, но это не повод для самоуспокоения. В 2016 году проделана большая работа по созданию безопасных условий для обучения детей, в этом году необходимо продолжить мероприятия по безопасности, в частности, установку систем видеонаблюдения.

Больше внимание прошу уделить обеспечению доступности образовательных услуг, в том числе для детей-инвалидов.

Отмечу, что в прошедшем году была усовершенствована система социальной поддержки граждан. Мы открывали аптеки социальных цен, организовали социальный патронаж и новые формы реабилитации для детей-инвалидов. Но актуальность этих вопросов остается, особенно в условиях развивающегося кризиса. Число обращающихся за поддержкой увеличивается и в первую очередь, конечно — исполнение публичных обязательств. Требуется спланировать источники дополнительных лимитов, учитывая рост числа получателей социальных льгот.

Мы продолжаем выполнять нашу перспективную и долгосрочную задачу — формирование доступной среды. Перед департаментом социальной политики стоит задача использовать те позитивные начинания, которые были заложены в ходе Форума «Новосибирск — город безграничных возможностей», и развивать их уже системно, в контакте с другими подразделениями.

Прошу особое внимание уделить совершенствованию мер социальной поддержки, развитию сферы реабилитационных услуг. Кроме того, нужно принять участие в разработке дополнительных мер социальной поддержки новосибирцев в связи с повышением тарифов. Губернатор дал такие поручения и мы должны включиться в эту работу.

Мы должны продолжить открытие филиалов аптек социальных цен, которые должны появиться в каждом районе Новосибирска, — горожане очень активно откликнулись на эти меры поддержки, аптеки пользуются популярностью.

И еще одна задача — продолжение развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главное, мы не должны гнаться только за количественными результатами и особое внимание обратить на профилактику вторичного сиротства.

Перед нами стоит ряд общественно-политических задач. Так, нам необходимо продолжить работу по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и инициатив, направленных на укрепление единства и согласия в обществе.

Во-первых, в рамках подготовки к 75-летию Великой Победы продолжить реализацию проекта «Эстафета патриотизма поколений». Цель — совместными усилиями сохранить историческую память, объединяющую все поколения жителей города. Мы должны последовательно реализовать комплекс патриотических и социально-культурных мероприятий, передать молодому поколению память участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, воспитывать уважение к их подвигу.

2017 год — год столетия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Создан оргкомитет по празднования. В целях сохранения исторического наследия необходимо провести социально значимые мероприятия просветительской направленности. Вообще, это год богат на юбилейные даты, важные для города: 80-летие Новосибирской области и 60-летие СО РАН, 50-летие Монумента Славы, юбилей зоопарка.

Задача чрезвычайной важности и срочности — подготовка к 125-летнему юбилею Новосибирска, который состоится в 2018-ом году под лозунгом: «Город, рожденный быть впереди». Должен быть создан организационный комитет юбилея и утвержден перспективный план мероприятий. Не только профильными департаментами, но и всеми структурными подразделениями, всеми районами города к этой дате должны быть разработаны новые предложения по качественным изменениям в жизни города.

Принята концепция развития территориального общественного самоуправления — в соответствии с ней важно повышать профессиональный уровень активистов ТОС, создавать условия для развития молодежного движения. Необходимо привлечение молодёжи к участию в формировании и деятельности народных дружин.

Для гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений обязательна профилактика экстремистских настроений, в том числе в детской и молодежной среде.

1. Неизменной должна остаться генеральная линия на открытость работы мэрии и привлечение общественности к обсуждению и принятию решений. Этот принцип работы мы обозначили в 2014 году, начиная работать, и мы должны ему следовать и впредь.

Уважаемые товарищи! Новосибирск — активный, разнообразный город, где представлены различные течения и взгляды. Город, который ставит перед нами сложные, порой неожиданные задачи как в городском хозяйстве, так и в общественной жизни. Не нужно бояться этого разнообразия мнений, нужно уметь его использовать, опираться на поддержку новосибирцев в решении самых важных задач.

Я даю поручение, общее для всех подразделений: рассмотреть и предложить те действия и изменения, которые, по вашей оценке, важно предпринять на уровне нормативных актов, на уровне муниципального и регионального законодательства, чтобы ваша работа была более эффективной.

Как я уже сказал, мы должны быть открыты для взаимодействия с активной общественностью. Поэтому, напоминаю о том, что с 26 января у нас стартуют дискуссионные площадки, на которых эксперты, представители власти и общества будут обсуждать обозначенные нами приоритеты. По итогам четырех дискуссий мы получим различные предложения от общественности, и на их основе наши задачи могут быть скорректированы.

У нас общая цель — благополучие города, а город — единый организм, сложная система. В 2017 году это понимание, как и понимание наших приоритетов, должно стать основой работы муниципалитета.

Я доверяю вам и надеюсь на каждого из вас. Рассчитываю на ваше понимание, профессиональный опыт, умение работать дружно.