Связь с мэрией

11 ноября 2016 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть представил проект бюджета Совету депутатов города. Стенограмма выступления мэра

Сегодня, 11 ноября 2016 года, мэр Новосибирска Анатолий Локоть передал проект бюджета города Новосибирска на 2017 год и плановой период 2018 и 2019 годов в Совет депутатов города Новосибирска. Полный текст выступления мэра на церемонии представления бюджета:

"Добрый день, уважаемые депутаты!

В соответствии с нашими планами, нашими договоренностями, с нормативной базой, которая у нас существует, мы проводим мероприятие в рамках бюджетного процесса города Новосибирска.

Мы продолжаем вместе с вами формирование бюджета города на предстоящие три года. Структурными подразделениями мэрии уже проделана большая работа, во всех районах прошли обсуждения с вашим участием, участием общественности, проекта бюджета. Прошли публичные слушания и мы подошли к очень важному этапу — внесению проекта решения Совета депутатов города Новосибирска «О бюджете города Новосибирска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в Совет депутатов. Хочу обратить внимание, что в этом году впервые (в соответствии с изменениями федерального законодательства, а именно в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ) одновременно с проектом не вносится план социально-экономического развития города. Однако в качестве материалов к проекту бюджета в Совет депутатов мы вносим Прогноз социально-экономического развития города, который теперь не оформляется отдельным решением Совета, а является составной частью бюджета. такова особенность федерального законодательства.

Коротко остановлюсь на основных характеристиках бюджета Новосибирска на 2017 год. Они таковы:

— доходы консолидированного бюджета — 36,1 миллиардов рублей,

— расходы — 36,9 миллиардов рублей,

— дефицит, соответственно, составляет около 800 млн рублей, точнее — 789 миллионов рублей.

В плановом периоде параметры бюджета ежегодно, хоть и не значительно, но прирастают.

Хочу обозначить основной тренд. Я обращаю внимание, что все наши задачи мы решаем в условиях острейшего дефицита бюджета. На сегодняшний день уменьшение собственных доходов, а также существенное снижение целевых поступлений из областного бюджета приводит к невозможности, без участия вышестоящих бюджетов, самостоятельно продолжать строительство социальных объектов и объектов транспортной инфраструктуры, а также полноценно планировать работу по другим направлениям, приоритетным для развития города. Мы столкнулись с острейшей необходимостью сдерживать объемы расходов.

В 2014 году Новосибирск был лишен существенной суммы в — 3,5 миллиардов налоговых доходов.

Да, бюджет Новосибирска, как и все последние годы, сохраняет свою социальную направленность. Но при этом, фактически, уже почти два года город живет без бюджета развития. Защищенные статьи расходов, которые включают в себя заработную плату работникам бюджетной сферы, уплату налоговых и коммунальных платежей, социальные выплаты гражданам, публично-нормативные обязательства, расходы на обслуживание муниципального долга, в 2017 году составляют 73 % расходов бюджета. И эта доля будет расти. Потому что, напоминаю, с введением новых социальных объектов — я имею в виду 2 детских сада, школа — потребуются новые расходы на заработную плату, на содержание этих объектов. Следовательно, у нас практически отсутствуют средства на капитальные расходы. Капитальные вложения за счет собственных бюджетных средств на 2017 год составят 900 миллионов рублей, с учетом межбюджетных трансфертов мы просчитываем 1,5 миллиарда рублей. И хочу проиллюстрировать что 59 процентов расходной части — это образовательная сфера. А расходы на дорожную отрасль занимают чуть более 9 % запланированного бюджета.

Мы надеемся, что до конца года произойдут изменения в проектировке федерального бюджета. И мы рассчитываем на возможность получить субсидии из федерального бюджета на реализацию федеральной программы по строительству и реконструкции школ. Город, безусловно, не сможет решить эту проблему самостоятельно. Актуальнейшую проблему, так как прирастаем каждый год, количество первоклассников растет, и эта тенденция будет сохраняться. Это хорошо. Но решать эту проблему нам необходимо. Потребуются многомиллиардные вложения для решения этой проблему. И решить за счет бюджета города ее невозможно. Хотя на данный момент решение по этому вопросу не принято, тем не менее, мы должны быть готовы к тому, чтобы, когда состоится это решение, сразу, без раскачки, войти в эту программу. Напоминаю, что в этом году по это программе мы сдаем и запускаем одну школу — на Горском жилмассиве. Нами уже сформирован список образовательных учреждений города, по которым необходимо подготовить проектно-сметную документацию, с тем, чтобы эти школы имели шансы быстро, как я уже сказала, без раскачки, войти в федеральную программу в ближайшие годы.

Обращаю внимание, что нами и задел сегодня делается, чтобы получить это федеральное бюджетное финансирование. На «Чистой Слободе» начато строительство новой школы, школы № 155 на Ключ-Камышенском плато, в Дзержинском районе школа № 82 реконструируется. То есть мы такой задел формируем.

Также осуществляем все необходимые действия для получения финансирования по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Новосибирск стал одним из первых городов — я не преувеличиваю, это именно так, — подавших заявку на включение в новую программу. Кстати, это было сделано благодаря упорной, последовательной, штурмовой работе департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса и Управления дорожного строительства. Войдя в проект, Новосибирск сможет, начиная уже со следующего года, получать порядка 1 миллиарда рублей из федерального бюджета на ремонт дорог. Вернее, с 2018 года — на ремонт дорог, ну а со следующего года мы надеемся получить 1 миллиард рублей на повышение безопасности дорожного движения.

В целом объем межбюджетных трансфертов на 2017 год по сравнению с 2016 годом увеличился почти на 290 миллионов рублей и запланирован в размере 13 миллиардов рублей. Однако целевые субсидии на софинансирование наших расходов сократились почти на 670 миллионов.

И мэрия, и депутаты Совета депутатов неоднократно поднимали вопрос в Правительстве Новосибирской области о дополнительных субсидиях для города Новосибирска на 2017-2019 годы. Несмотря на это, объемы межбюджетных трансфертов на 2017 год и плановый период, которые доведены Новосибирску на данный момент, откровенно надо говорить, недостаточны. Речь идет о финансировании таких направлений, как ремонт и обустройство дворовых территорий, реконструкция объектов энергетического хозяйства, жилищного фонда, строительство образовательных объектов, переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, ремонт дорог частного сектора.

На реконструкцию жилого фонда в текущем году из областного бюджета городу было направлено 45 миллионов рублей (в целом в этом году на реконструкцию жилого фонда — 95 миллионов 400 тысяч рублей), а в 2017 году, согласно текущему проекту бюджета, мы ничего не получаем. Субсидии областного бюджета, направленные на строительство образовательных объектов, в текущем году снизились почти в четыре раза по сравнению с 2015 годом. Объективно, потому что федеральная программа по строительству детских садов закрыта и здесь федерального финансирования нет. Но мы очень четко чувствуем это уменьшение и самостоятельно школьную проблему, как я сказал, решить не сможем. В плане на 2017 год — снижение еще до 91 миллиона 675 тысяч рублей. На переселение граждан из ветхого и аварийного фонда в 2015 году мы получили 169,5 миллионов рублей, в текущем году меньше — 44 миллионов рублей, а в 2017 году запланировано 120 миллионов рублей. Причем даже в таких условиях, благодаря оптимизации своей работы, нам удалось в этом году переселить из ветхого и аварийного жилья 351 семью — это существенное решение, оно несколько меньше, чем в прошлом году, но таково финансирование, возможности бюджета.

Напомню: в текущем году мы на условиях софинансирования с депутатами Городского совета и Законодательного Собрания договорились о выделении средств на ремонт и обустройство дворовых территорий 130 дворов. В следующем году по этому направлению мы получаем ноль рублей, ничего не запланировано. Субсидии на ремонт автомобильных дорог в плане областного бюджета на 2017 год также не предусмотрены. Если в 2016 году на реконструкцию объектов энергетического хозяйства нам было выделено хотя бы 15 миллионов рублей субсидий, то в следующем году тоже пока эти расходы не предусмотрены.

При этом перед нами стоит задача не превысить величину внутреннего долга на 2017-2019 годы, которая планируется в размере от 18 до 20 миллиардов рублей, что примерно соответствует уровню в 80 процентов собственных доходов.

В понедельник, 7 ноября, на публичных слушаниях по обсуждению проекта областного бюджета, которые проводил комитет Законодательного Собрания Новосибирской области, мною были озвучены эти проблемы. И для обеспечения дальнейшего развития города, и продолжения реализации депутатских наказов всех уровней, мною предложено между первым и вторым чтением проекта областного бюджета еще раз рассмотреть возможность установления городу Новосибирску дополнительных целевых субсидий на 2017 год в целях софинансирования этих важнейших направлений.

Также я предложил, с тем, чтобы скоординировать четче межбюджетную деятельность, провести совместную работу представителей Правительства Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, областных и городских депутатов в рамках регулярных совещаний по вопросам предоставления межбюджетных трансфертов городу Новосибирску. Скажем, с частотой — 1 раз в квартал. Примерно это соответствует частоте вносимых в бюджет изменений. Полагаю, что муниципалитету и депутатскому корпусу необходимо продолжить работать в этом направлении совместно, объединить наши усилия.

В ближайшее время нам предстоит пройти непростой путь обсуждения бюджета во всех комиссиях Совета депутатов города, чтобы еще более тщательно рассмотреть каждый пункт, каждый рубль, каждую цифру. Еще раз обращаюсь к своим заместителям, и ставлю задачу: не просто не избегать, а активно участвовать в этом обсуждении. Причем, это обсуждение должно идти на самом верхнем уровне. И заместители мэра, и руководители соответствующих департаментов и подразделений мэрии должны участвовать в этой работе вместе с депутатами. Это крайне важная сегодня задача. Также я ставлю задачу: внимательно отработать еще раз наказы избирателей, которые лежат в проекте бюджета, и особое внимание необходимо обратить на наказы на 2017 год.

Уважаемые депутаты! Мы анализируем главный финансовый документ города, от которого зависит судьба Новосибирска, благополучие всех горожан. В условиях непростого исполнения бюджета я хочу поблагодарить вас за ту поддержку, которую вы оказываете в решении общих задач — особенно при обсуждении проблем, которые касаются межбюджетных отношений. Но, подчеркиваю, эта работа только начинается. Эту работу надо будет вести в течение всего года, непрерывно, не рывками, без штурмовщины, даже, может быть, в ежедневном режиме, готовя очередные решения по внесению изменений в текущий бюджет.

Сейчас жизненно важные интересы города не учтены в полной мере. Фактически, все развитие Новосибирска находится на голодном пайке. Но даже при этой ситуации, которая существует, мы с вами не сидим сложа руки. Мы будем добиваться результатов, и добиваемся их. При этом, я уверен, нам нужно вместе отстаивать самостоятельность города в его развитии. Никто не хочет, чтобы машины горожан теряли колеса на разбитых дорогах, чтобы школьники учились в три смены, чтобы дворовые территории были заброшенными, неухоженными, чтобы были засыпаны снегом. Поэтому мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы изменения в пользу города, не в нашу пользу — в пользу города, в пользу горожан, были внесены и учтены в региональном бюджете. Еще раз я обращаюсь к коллегам, к депутатам, к товарищам, с которыми мы вместе работаем: мы должны вернуть городу бюджет развития. От этого во многом, я обращаю внимание, зависит и благополучие областного бюджета.

Разрешите передать проект бюджета города Новосибирска председателю Совета депутатов Дмитрию Владимировичу Асанцеву".