30 июня мэр Анатолий Локоть выступил на сессии Совета депутатов с докладом "О реализации нацпроектов и программ по ремонту городской инфраструктуры"

Полный текст доклада:


Уважаемые депутаты!

В своём выступлении хочу коротко проинформировать вас о том, как идут работы по нашим приоритетным направления работы и нацпроектам.

В дорожной отрасли накопились проблемы. Критика состояния дорог, магистралей, тротуаров Новосибирска во многом справедлива. Мы видим, что город нуждается в бо́льших объемах строительства, ремонта, благоустройства. Наши бюджетные возможности не велики, мы в значительной степени зависим от поддержки вышестоящих бюджетов.

Конечно проблемы Новосибирска, не уникальны. 77% жителей российских городов недовольно своими дорогами. И если проблемы городов действительно похожи, то масштабы нашего города порой очень сложно сравнить не только с сибирскими миллионниками, но и многими другими крупнейшими муниципалитетами страны. Например, по суточному пассажиропотоку наш город превосходит все муниципалитеты-миллионники России. Ближайший к нам в этом ряду Екатеринбург отстает на 100 тысяч пассажиров в день.

Ни один из сибирских городов не сравнится с Новосибирском по интенсивности эксплуатации своих дорог. Мы крупнейший за Уралом транспортный узел. Грузооборот автотранспорта в Новосибирске втрое выше, чем в Красноярске. Что это значит? На наши дороги в три раза выше нагрузка. Соответственно — быстрее износ магистралей, улиц, шоссе. Надо чаще ремонтировать дороги.

Кроме того, Новосибирск строится быстрее других миллионников. В прошлом году в городе возвели в полтора раза больше жилья, чем в Красноярске, в три раза больше, чем Омске. Рост Новосибирска требует новых объектов дорожного строительства, а они очень капиталоёмкие, всегда сопряжены с огромными затратами. Мы строим третий этап улицы Титова. Продолжаем строительство улицы Петухова — жители новых микрорайонов Матрёшкин двор и Просторный смогут комфортно добираться до своих домов. Но на содержание дорог у нас остается откровенно мало.

От транспортного налога, собранного в Новосибирске город 1,8 млн. руб. получает только 20% на софинансирование по БАКД.

За последние 10 лет ремонт ежегодно проводили на 5-6 процентах от общей площади улично-дорожной сети. Только за последние два года удалось достичь планки в 6,1 процента благодаря программе БКАД. Это 800 тыс. кв. м в год! Но это всего 30 % от необходимой потребности ремонта. Наша потребность — 2 млн. 600 тыс. м2 в год. Из года в год накапливается недоремонт.

Появляются разрушения нижних и выравнивающих слоев основания — это мы наблюдаем каждую весны в виде глубоких разрушений на автомобильных дорогах.

Чтобы компенсировать недоремонт, каждый весенне-летний сезон проводим ямочный («текущий») ремонт. Он помогает устранить локальные повреждения. К настоящему моменту в ходе поддерживающего ремонта уже обновили более 70 тысяч кв. метров дорожного полотна.

На дорогах Новосибирска есть разрушения, которые текущим ремонтом устранить невозможно. Это разрушения на площади более 100 м2, которые зачастую требуют ремонта либо полностью полосы, либо всей ширины проезжей части от бордюра до бордюра на какой-либо протяженности и требуют уже применения другой спецтехники. В районах города определили объем таких разрушений — это почти 167 тыс. кв.м2.

В настоящее время достигнуты договоренности с областью о выделении 278 млн. рублей. С районами определили самые проблемные участки. Всего 85 объектов, список согласован. В случае принятия решения на ближайшей сессии Законодательного собрания, мы успеваем привести в порядок эти участки до начала зимы.

Основные источники инвестиций в инфраструктуру, в том числе дорожную — это не налоги местного уровня, не доходы от использования муниципального имущества, а межбюджетные трансферты. Участие в федеральных программах остается по большому счету единственным действенным инструментом развития для города.

Благодаря нацпроекту БКАД мы имеем возможность приводить в порядок дороги, имеем возможность ремонтировать, реконструировать магистрали.

Вчера мы вручили водителям муниципального автотранспортного предприятия ключи от 40 новых автобусов большого класса, приобретённых по нацпроекту БКАД. Технику приняли на баланс ПАТП-4 и с 1 июля она выйдет на два городских маршрута — № 45 и № 23.

В федеральной программе БКАД мы участвуем с первого года ее реализации. С 2017 по 2020 год предметом этой программы в Новосибирске стали 164 объекта. Хочу обратить ваше внимание, что в отличие от очень многих регионов, Новосибирск очень хорошо справляется с программой. Исполнение нацпроекта в нашем городе получило высокую оценку федеральных учреждений. Об оценке можно судить по тому, что ежегодно в пользу Новосибирска область и федерация добавляют деньги на БКАД, перераспределяя их от менее успешных регионов.

В течение всего периода участия в нацпроекте Новосибирск полностью выполнял взятые на себя планы и обязательства.

В 2021 году у нас 31 объект по программе БКАД. На 30 июня в полном объеме выполнены работы на 7 объектах. На 24 объектах работа в самом разгаре.

Ранее на трёх из них временно были приостановлены работы. В ходе реконструкции автодорог по улицах Большая, Кедровая, 2-я Станционная, Гусинобродское шоссе и выявили коммуникации, не отраженные в топонимике. Проектный институт доработал документы. Реконструкция продолжается.

В понедельник у меня состоялось выездное совещание на участке реконструкции на ул. Большой. Это уже третий этап. Он включает участок от ул. Большой, 582/1 до пересечения с Колыванским кольцом. Протяжённость 930 м. Общая стоимость работ — почти 238 млн. рублей Завершение запланировано на 2022 год. Однако с подрядчиком мы договорились выполнить СМР до октября 2021 года.

Стартовал ремонт автодороги по Волочаевской от Гусинобродского шоссе до проспекта Дзержинского. Магистраль в плохом состоянии. В 2012-2015 гг. здесь ремонтировали наиболее разрушенные участки по полосам движения одним слоем асфальтобетонного покрытия на площади менее 10%. Сейчас ремонт предусматривает и реконструкцию трамвайной линии.

Из таких тяжелых дорог, вошедших в план работ по БКД на 2021 год, назову:

— Хилокская — участок от Толмачевского до Хилокского кольца, не ремонтировался более 15 лет;

— Сибиряков-Гвардейцев — участок более 2 км от пл. Сибиряков-Гвардейцев до путепровода ремонтировался еще в 2012 году.

— ул. Ватутина. Ремонтировали только наиболее разрушенные участки по полосам движения в 2014-2016 гг. с устройством одного слоя асфальтобетона на площади менее 10%.

— ул. Петухова — участок от пл. Кирова до Хилокской. Здесь ремонтировали наиболее разрушенные участки в 2013-2016 гг. одним слоем асфальтобетона на площади менее 5%. Приводим в нормативное состояние более 4 км (4100 м.) дороги. За месяц сделано более половины намеченных работ. Уложен выравнивающий слой, завершается ремонт тротуаров. Подрядчик заменит бортовые дорожные камни. Будет очищена ливневая канализация. Конструкции колодцев очищаются и заполняются специальным составом, люки устанавливаются в уровень с дорожным покрытием.

Срок сдачи объекта — сентябрь 2021 года, однако подрядчик планирует завершить все работы к августу.

— ул. Ипподромская, на всем ее протяжении — с момента ввода в эксплуатацию в 2007 году проводили только текущий ремонт по устранению колейности и устройству защитных слоев.

Протяженность участка 5,3 км. Ремонт рассчитан на три года, работы будут проводиться в три этапа. Сюда входит ремонт тротуаров и пешеходных дорожек, нанесение разметки термопластиком с использованием стеклянных микросфер. Ремонт двух светофорных объектов. Финансирование разбито на три года — с 2021 до 2023-й.

· Применяем новые технологии Рециклер

Чтобы снизить затраты и повысить производительность дорожного ремонта, впервые за 15 лет приобрели миниасфальтовый завод — рециклер. Установка изготавливает асфальтобетонную смесь из битума и отработанного асфальтобетона. По отремонтированному участку можно ездить практически сразу.

В прошедшую зиму рециклер показал востребованность и эффективность. Его необходимо приобретать в каждое дорожно-эксплуатационное учреждение.

Впервые в Новосибирске мы начали применять новую технологию — литой асфальтобетон. Пластичный вяжущий материал повышает качество и долговечность отремонтированного участка. Поэтому используем его в основном для ремонта примыкания к канализационным люкам, а также Октябрьского моста, покрытие которых требует особых подходов для продления сроков службы. На использование новой технологии направлено 18 млн. руб.

В целом программа БКАД в 2021 году предусматривает такие затраты:

Консолидированный бюджет  10 объектов. Общая сумма 1 млрд. 387 млн. руб. (1 387,209 тыс. руб.). Общая площадь 593 тыс.кв.м. (593 117 кв. м.)

В их числе 5 объектов — гостевые маршруты. Сумма 723,4 млн. руб. Объём 300 тыс.кв.м. (300,1 тыс. кв. м.) Объекты: Ватутина, Станиславского, Титова, Дачное шоссе, Вокзальная магистраль.

Местный бюджет — 17 объектов. Нарымская, проспект Димитрова, Лобова, Днепрогэсовская, Вертковская, Широкая, 1-я Шоссейная, Алтайская и др. Общая сумма 266,5 млн. (266 553,72 тыс. руб.), общая площадь 198 тыс. кв.м. (198 090 кв. м.)

Планово-предупредительный ремонт — 3 объекта: Красный проспект, ул. Докучаева, ул. Приморская на общую сумму более 24,5 млн.руб. (24 678,66 тыс. руб.) общей площадью почти 14 тыс.кв.м. (13 892 кв. м.)

Гарантии по БКД

Очень важно выполнение гарантийных обязательств. Все гарантийные участки по нацпроектам определены. Сегодня это 114 объектов общей площадью 2 млн. 167 тыс. кв. м. В ходе проверок весной этого года выдано 261 замечание. Подавляющее большинство касается разметки. Часть замечаний устранена. Остальное должно быть выполнено в ближайшее время.

Ремонт дорог частного сектора

50 млн. рублей из городского бюджета направляем на ремонт дорог частного сектора. Распределили средства на наказы избирателей. Пропорционально по районам в зависимости от объема дорог.

Ограничения движения транспорта, заторы, пл. Труда

Дорожные, коммунальные, инфраструктурные работы, которые ведутся в Новосибирске, доставляют неудобства горожанам. Всегда стараемся максимально их снизить. Предупредить, на каких участках будут вестись земельные работы, где будет сужение трассы или перекрыто движение. Мэрия информирует о таких случаях.

Очень сложно сейчас водителям и пешеходам в связи со строительством Центрального моста. Возникают очень продолжительные пробки. Ситуация осложняется одновременной этих работ с реконструкцией площади им. Лыщинского с примыкающими участками улиц Блюхера, Немировича-Данченко и проспектом Карла Маркса.

Проводятся работы по другим программам по формированию комфортной городской среды.

В апреле мы начали работы в «Парке культуры и отдыха «Заельцовский». Это главный объект благоустройства текущего сезона. Из 38 гектаров, на которых распложен парк, под благоустройство отводится 7 гектаров (170, 7 млн. руб.).

Основная задача проекта — сделать парк комфортным и функциональным для горожан, при этом сохранить зелёную зону и реликтовый сосновый лес в городской черте. Все работы ведутся максимально бережно, убирают только больные лиственные деревья. Сейчас подрядчик уже выполнил 30 % работ. Завершение реконструкции намечено на сентябрь-октябрь текущего года.

Мы начали создавать новый парк «Арена» возле ледового дворца спорта, который строится в Кировском районе. Это большая территория —15 га. Стоимость благоустройства — 452, 6 млн. руб (финансирование из областного и городского бюджетов). Подрядчик ещё в конце прошлого года провел подготовительные работы на территории будущего парка: снесены аварийные зеленые насаждения, поросль.

В середине мая утвержден итоговый дизайн-проект парка «Арена» с учётом, что эта зона станет одной из центральных площадок проведения мероприятий в рамках проекта «Новосибирск — Новогодняя столица России в 2023 году». Сейчас работы находятся на начальной стадии — выполнено 9 % от необходимого. По контракту срок окончания работ — 2022 год.

Продолжаем наводить порядок во дворах. Федеральная программа «Формирование комфортной городской среды», на основе которой сформирована муниципальная программа, позволяет проводить ремонты в больших объемах. В текущем году по этой программе запланировано благоустройство 37 дворовых территорий, на которых расположены 54 многоквартирных дома, на сумму 140 млн. рублей. Помимо федеральной, в городе продолжает реализовываться и муниципальная программа. По ней в этом году будет обустроено 103 двора. На эти цели предусмотрено 200 млн. рублей.

В плане капремонта этого года — более 400 многоквартирных домов. На трети объектов (165 домов) работы завершены полностью, на 145 продолжаются. В этом году цены на материалы очень возросли. Это серьёзная трудность, потому что ряд подрядчиков, которые отыграли конкурсы и готовы были приступить к работам, сегодня решают, смогут ли они приступить к работам и выполнить этот заказ по заявленной стоимости. Мы проводим совещания с Фондом содействия реформированию ЖКХ, с министерством ЖКХ Новосибирской области с тем, чтобы разрешить эту проблему.

Социальные объекты

В рамках национальных проектов «Демография» и «Образование», а также за счёт средств областного бюджета в городе сейчас строится 5 объектов образования: 3 школы и 2 детских сада.

Так в Советском районе по ул. Детский проезд идёт строительство нового здания гимназии № 3. Если старое здание было способно принять 550 учеников, то новое будет рассчитано на 1100 гимназистов. Общая стоимость объекта — более 1 млрд рублей. Строительство планируется завершить к концу 2021 году.

Также до конца года ожидаем завершения строительства школы на 1100 мест в Калининском районе (6-й микрорайон).

В 2022 году сдадим школу в Октябрьском районе на 825 мест на улице Большевистской в районе жилого комплекса «Европейской берег».

Детские сады строятся в Кировском районе на улице Виктора Шевелёва,14 и в Октябрьском на улице 9 Ноября,49. Каждый детский сад — на 265 мест. Из них по 80 мест предусмотрено для детей раннего возраста (ясельные группы). Общее число мест — 530.

Уважаемые депутаты!

В завершении своего выступления я хочу сказать о том, что идет второй год пандемии смертельно опасного инфекционного заболевания. И конца этому пока не видно. Много людей потеряно, а сейчас Новосибирск, вся Россия переживает очередной, очень серьезный подъем заболеваемости, смертности. Я сторонник вакцинации — сам привился в марте. Я хочу призвать новосибирцев воспользоваться тем, что нам дано для спасения жизней, для спасения здоровья. Это вакцина, надежность которой подтверждена. Сейчас это единственный способ остановить распространение инфекции, вернуться к нормальной жизни.

Спасибо за внимание!