Связь с мэрией

Выступление мэра Новосибирска Анатолия Локтя на сессии Совета депутатов города Новосибирска 28 сентября 2016 года

Сегодня, 28 сентября 2016 года, мэр Новосибирска Анатолий Локоть выступил перед депутатами Совета депутатов города Новосибирска и обозначил перспективные направления развития города: 

"Уважаемые депутаты!

Поздравляю вас всех с активным началом нового политического сезона и с юбилейной, десятой, сессией. Как всегда начало работы осенью у нас сопряжено со сложными решениями, решениями стратегических задач. Начинается работа надо основным финансовым документом города — предстоит планировать бюджет 2017 года.

Текущая экономическая ситуация показывает, что нам предстоит работать в непростых условиях. На настоящий момент в целом показатели исполнения бюджета Новосибирска выше, подчеркиваю, выше, чем во многих других городах-миллионниках.

Однако план доходов остается очень напряженным. По нашим оценкам, будет недополучено около 1 млрд рублей доходов по итогам 2016 года. Как мы и ожидали, в этом году по всем налоговым доходам снизилась динамика поступлений. Говорить о "размораживании" зарезервированных средств не приходится, наоборот, мы убеждаемся, что поступили правильно, когда в первой половине года «заморозили» расходную часть на определенную сумму. Мы выполняем задачу жесткого баланса в отношении бюджетных параметров, которые были утверждены на 2016 год. Примерно сумма «замороженных» средств сегодня составляет около полумиллиарда рублей. Как один из положительных примеров взвешенной финансовой политики, приведу ситуацию с кредиторской задолженностью в дорожно-транспортном комплексе. Здесь мы видим существенные улучшения. За полгода департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса уже удалось снизить кредиторскую задолженность в два раза, до 446 млн рублей.

Другая наша задача — это не просто сокращать долги, работать над кредиторской задолженностью, но, придерживаясь системного подхода, находить новые источники финансирования развития Новосибирска. И мы работаем сегодня над проектами, которые позволят городу получить дополнительные импульсы развития.

Что это за направления?

Первая очень перспективная тема — это федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». Напомню, что 21 сентября глава государства Владимир Владимирович Путин обозначил, что с 2018 года не менее половины дорожной сети в агломерациях должна быть приведена в нормативное состояние, а к 2025 году таких дорог должно быть порядка 85%. Одним из первых городов, подавших заявку на включение в новую программу, стал Новосибирск. Я участвовал в том видео-совещании, которое проводил Росавтодор, и мы с ходу подхватили эту тему. И сегодня департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии уже несколько недель работает над этой темой, формулируя наши первые предложения.

Войдя в проект, город сможет ежегодно, начиная с 2018 года, получать около 1 миллиарда рублей из федерального бюджета на ремонт дорог. Автоматически войти в эту программу нельзя, нельзя думать, что это происходит автоматом: подали заявку и туда попали. Необходимо выполнить и ряд условий. В нашем случае получение средств осложняется следующим обстоятельством. Необходимо оформить права города Новосибирска на дороги, которые можно включить в проект — это порядка 75 улиц. Они отвечают условиям вхождения в агломерацию.

Мы уже об этом говорили, в Новосибирске не был своевременно проведен кадастровый учёт большей части улично-дорожной сети города. Подчеркну, что это весьма затратная работа, требующая времени. За один месяц, за один день ее не сделаешь.

В соответствии с федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» муниципалитет должен был еще в 2008 году внести сведения в реестр о принадлежащих муниципалитету дорогах, для чего провести кадастровый учет.

Однако в предыдущие годы, более финансово благополучные, предшественники этого не сделали, расставив другие приоритеты. И нам сегодня, в сложных условиях, необходимо решать эту задачу. Как я сказал, мы приступили к ней в прошлом году, мы будем решать ее в этом году. И планируем к 2017 году завершить эту работу.

Еще одно условие программы — для начала работ с 2018 года нам необходимо иметь конкретные проекты этих работ. Это затратно. И, несмотря на все трудности, нам необходимо выделить в предстоящем бюджете около 30 млн рублей для того, чтобы провести разработку этих проектов. В целом же, как я сказал, мы намерены получать около 1 млрд рублей в год — в сумме 9 млрд рублей. Но, как всегда, в федеральном программе есть условие софинансирования. И здесь есть доля и субъекта федерации, и городского бюджета. В целом, около 1 млрд рублей (из этих 9 млрд рублей) должно быть выделено из наших местных бюджетов..

Напоминаю, что в этом году мы направили при поддержке областного бюджета 652 млн рублей на ремонт дорог. Эти работы фактически уже завершены, выполнены благодаря хорошей погоде. Но на будущее просто хочу отметить: участие в проекте не является замещением этих денег. Нет, наоборот, мы эти 600 млн рублей направим на другие дороги, на дополнительные объекты, не только на магистральные, и таким образом мы просто расширим фронт ремонта дорог.

Еще одно очень важное направление для города: мы должны последовательно разработать и в самом ближайшем будущем провести транспортную реформу. Это, прежде всего, обновление системы безналичных расчетов в общественном транспорте. Почему я обращаю особое внимание на этот проект?

К 2020 году, согласно федеральному закону № 220-ФЗ, мы обязаны перейти на систему муниципальных заказов в сфере пассажирских транспортных перевозок. Это означает, что перевозчики должны получать плату за свои услуги от муниципалитета по контракту — за обслуживание рейса, а не за количество пассажиров. Но для этого необходима система, в которой будут участвовать все перевозчики (не только муниципальные, у нас много и частных перевозчиков), должны быть одинаковые условия для всех. И система эта должна позволять нам видеть реальный пассажиропоток. Честно говоря, такой системы мы на сегодня не имеем. Мы не видим реального пассажиропотока, у нас нет реального учета количества пассажиров. Нам приходится соглашаться или где-то спорить и, в конечном итоге, соглашаться с теми данными, которые дают нам перевозчики. И, кстати, компенсировать из бюджета стоимость проезда льготников. Не более половины расчетов на общественном транспорте на сегодняшний день — безналичные. Остальное фактически проходит мимо городского бюджета, можно говорить о «черном нале». Кому-то это, может быть, выгодно, но только не городу, только не бюджету.

Переходный период, который предусматривает законодательство, скоро закончится. Поэтому мы приступили к разработке проекта обновления существующей системы. Презентация концепции развития системы «Электронный проездной — Новосибирск» состоялась 21 сентября на расширенном заседании комиссии Совета депутатов по городскому хозяйству, по инициативе депутатов и при поддержке мэрии. В целом депутаты одобрили это направление, поэтому я надеюсь, что при совместной работе, при координации усилий мы основную цель достигнем и доведем эту работу до конца.

Еще раз повторю: основная цель — необходимость обновления существующей системы безналичного расчета, исполнение федерального закона № 220-ФЗ, выявление и сокращение теневых денежных потоков в сфере пассажирских перевозок, перенаправление их на реальные нужды общественного транспорта.

Понятно, что этот новый порядок встречает и будет встречать сопротивление. Кто-то не заинтересован в этом, кто-то заинтересован в старой схеме. Поэтому мы рассчитываем на поддержку, на понимание и дружную работу с депутатским корпусом.

Следующее направление — развитие транспортной инфраструктуры. Сегодня мы, несмотря на бюджетные трудности, завершаем строительство трамвайной линии на Титова в "Чистую слободу". Что позволит нам решить важную социальную задачу развития: эта часть города получит доступ к центру города — очень удобный и быстрый.

Мы планируем в ближайшее время (эта работа уже началась) провести конкурс на приобретение по лизинговой схеме новых автобусов для обновления автопарка нашего муниципального предприятия ПАТП-4. И думаю, что это позволит ускорить решение финансовых проблем предприятия и в целом отрасли.

Повторю: перед нами стоит задача четко соблюдать баланс параметров бюджета, которые мы с вами определили. Однако у нас есть обязательства перед горожанами, которые мы взяли на себя, и не можем перекладывать на их плечи.

Я сейчас говорю о программе благоустройства придомовых территорий. Знаю, что при обсуждении параметров бюджета в районах города эта тема получила особое звучание, было много вопросов. И сегодня четко говорю с этой трибуны: мы не стали привлекать жителей к реализации программы софинансирования. Та программа наказов избирателей, которую мы с вами утвердили, будет осуществляться за счет бюджета. Да, мы вернемся когда-то к этой теме — софинансирования благоустройства. Как, на каких условиях, в какое время это будет — нам это еще предстоит с вами определить. Но четко говорю, что наказы избирателей будут реализованы за счет бюджета города.

Очень важная тема — это привлечение государственных инвестиций в развитие школьной инфраструктуры, в получение дополнительных школьных мест. Несколько цифр. В этом году, по уточненным данным департамента образования мэрии, количество учеников в школах города составляет 159 тысяч 324 человека. В средних общеобразовательных учреждениях — 153,5 тысячи, остальные — это вечерние и коррекционные школы. Ежегодно количество обучающихся увеличивается более чем на 7 тысяч человек (в этом году на 7600). Эта динамика не будет уменьшаться, более того, она с каждым годом увеличивается. Поэтому задача — архиважная, откладывать решение этого вопроса мы не можем. В этом году при поддержке федерального бюджета (мы вошли в федеральную программу), мы достраиваем школу № 212 на Горском. И достраиваем, при поддержке областного бюджета, школу-интернат № 37. Темпы решения этой проблемы абсолютно неудовлетворительные. Поэтому стараемся расширить разворот решения этой проблемы, для чего в этом году приступили к конкретным действиям. Убежден, что тот риск, на который мы пошли вместе с вами, увеличивая долг городского бюджета, и начав за свой счет реконструкцию и строительство новых школьных объектов, оправдан. Важную роль здесь сыграла помощь регионального бюджета, и мы рассчитываем на эту поддержку в дальнейшем. Началось возведение нового корпуса школы № 155 на Ключ-Камышенском плато. И фактически там уже строится первый этаж. Идет полным ходом капитальный ремонт школы № 82 в Дзержинском районе на ул. Гоголя. Идет строительство школы на 560 мест в микрорайоне Березовое — за счет федеральных денег, это решение областного правительства. Есть договоренность, и начинается строительство школы в "Чистой слободе" при начальном финансировании застройщиком, который ведет там работы. И мы рассчитываем на понимание, что эти обещания будут выполнены. Тем самым мы создаем задел для вхождения в федеральную программу — из трех школ: № 155, № 82 и школа на Чистой слободе. Нам надо увеличивать темпы, иначе мы эту проблему не решим.

Совсем недавно Минстрой России объявил о необходимости разработать стандарты для городских пространств. На эти цели выделяют федеральное финансирование. При этом в Новосибирске уже есть значительные наработки на эту тему. В ходе совместных экспертных рейдов и обсуждений в 2015 году была проведена оценка городских парковых пространств — детально изучены 28 зелёных зон общегородского значения, подготовлены их подробные паспорта развития. Результаты приведены в систему, они стали основой для проекта программы развития городской среды Новосибирска «Городская среда: озелененные общественные пространства».

Мы первыми в Сибири подошли к этому вопросу системно. Это, если хотите, одно из программных направлений оздоровления среды обитания в Новосибирске, повышения кофмортности. После сессии об этом проекте программы развития городской среды расскажут специалисты, которые привели наши наработки к общему знаменателю. Дальше мы обратимся за предложениями, которые могли бы развивать эту программу.

Еще одна важная тема и направление — это сотрудничество с учеными, с Сибирским отделением Российской академии наук. Это наше интеллектуальное преимущество. Мы говорим о реиндустриализации, мы говорим о появлении новых предприятий. Это все правильно. Сделать это без научных разработок, без новых технологий невозможно. Мы с вами в минувшем и в этом годах уже сделали определенные шаги: провели большой форум с СО РАН, подписали договор о сотрудничестве. Надо научиться использовать это преимущество для развития Новосибирска. А серьезные предложения от ученых уже есть. поэтому это — еще одно магистральное направление работы.

Последнее, о чем я хотел бы сказать. Закончилась большая политическая кампания. Мы — все избиратели, участники — всегда выходим из нее немножко взъерошенные. У нас могут быть разные взгляды, у нас разный жизненный опыт, но у нас есть одно объединяющее начало. К каким бы партиям, общественно-политическим движениям мы не принадлежали, мы все с вами принадлежим к одной партии, которая называется Новосибирск. Я вас призываю работу в городском совете и нашу совместную работу построить, исходя из этого, из того, что у нас есть одна большая фракция — Новосибирск. У города есть свои интересы, их надо защищать. Это надо делать в совместной работе. Да, эта партия не оформлена юридически, не зарегистрирована, но есть программа, которая сформулирована по наказам избирателей, по тем обращениям, которые направляют новосибирцы вам и мне. Есть те задачи, которые мы с вами формулируем и которые надо решать. Сделать это можно только при дружной работе. Уверен, что во всеми сложностями мы справимся".