Уникальное фото из Новосибирска привезли в Минск – как символ возрождения экономического сотрудничества

Мэр Анатолий Локоть вручил памятный подарок заместителю Премьер-министра Республики Беларусь Петру Пахомчику — фотографию Новосибирского автомобильного завода, сделанную в прошлом веке.

Фотография «В цехе Новосибирского автомобильного завода» была сделана фотокорреспондентом ТАСС в Новосибирске Владимиром Лещинским в 1948 году. Через год после этого предприятие было перенесено в Минск и стало частью Минского автомобильного завода.

«Это уникальное фото времён, когда наши города-побратимы создавали промышленность Советского Союза. В кадре уместилась большая история — этот автомобиль НАЗ-253 был собран в Новосибирске, но в дальнейшем его производство переехало в Минск. Новосибирский автомобильный завод был построен в 1947 году, но уже в следующем году перспективную промышленную площадку было решено передать для развития атомной промышленности. Конструкторское бюро и производство автозавода перевезли в Минск. А на его месте основали секретное предприятие, известное сегодня как Новосибирский завод химконцентратов», — отметил мэр Анатолий Локоть.

Приказ о строительстве автомобильного завода в Новосибирске был подписан Иосифом Сталиным в октябре 1945 года. К выпуску была предложена модификация грузовика УльЗИС-253, собранного в 1944 году, грузоподъемностью в 4 тонны с 83-сильным трёхцилиндровым американским дизельным двигателем. Планировалось производить 30 тысяч грузовых автомобилей и 7,5 тысячи отдельных дизель-моторов в год, с выходом на 100 тысяч машин в год.

Начавшаяся холодная война заморозила поставки оборудования. В 1947 году в Новосибирске успели выпустить лишь два вручную собранных образца дизельного автомобиля НАЗ-253, в серию машина уже не пошла.

Интересы страны требовали создания завода по переработке урановой руды. В 1948 году все здания и сооружения промплощадки автозавода были переданы под создание секретного металлургического завода № 250.

Конструкторское бюро и всё производство Новосибирского автозавода было переведено в Минск, а главный конструктор Борис Шапошник возглавил конструкторское бюро карьерных самосвалов. В дальнейшем он стал главным конструктором специального конструкторского бюро «МАЗ».