Анализ фактов суицидов и суицидальных попыток несовершеннолетними на территории города Новосибирска за 1 квартал 2019 года
Анализ фактов суицидов и суицидальных попыток несовершеннолетними
на территории города Новосибирска за 1 квартал 2019 года
За период с 01.01.2019 по 01.04.2019 в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав города Новосибирска поступило 37 сообщений по суицидам и суицидальным попыткам несовершеннолетними детьми.
Завершенный суицид: 1 на территории Ленинского района через повешение на ленте.
Суицидальные попытки: 36 (отравление медикаментами, суицидальные высказывания, нанесение порезов, попытка выброситься из окна многоэтажного дома, пр.)
Количество происшествий в разрезе по территориям города Новосибирска:
7 — Калининский район
6 — Октябрьский район
5 — Дзержинский район
5 — Заельцовский район
4 — Центральный район
4 — Ленинский район
2 — Первомайский район
2 — Советский район
1 — Кировский район
Наибольшее количество в Калининском районе, и только на территории Железнодорожного района на 01.04.2019 не было суицидальных попыток.
Не проходите мимо! Не допустите попыток суицида!
Что в поведении подростка должно насторожить родителей?
1. Если ребенок говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить — попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
2. Поведение, связанное с риском, указывает на вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
3. Ребенок стал «другим», например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
4. Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность или замкнутость подростка длительное время.
Обратите особое внимание на возникшие ситуации:
— ссора, несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
— отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
— объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);
— личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье);
— нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия);
— резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
Видя, что ребенок озабочен, подтолкните его к разговору, уделите внимание. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
Не проходите мимо, чтобы не допустить попыток суицида. Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отдалении от родителей.
Для этого:
— расспрашивайте и говорите с ребенком о его настроении, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
— придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
— помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или агрессию, направленную на себя. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Ребенок продолжает протестовать, постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
Говорите о перспективах в жизни и будущем, так как у подростков только формируется картина будущего. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь — эта та ценность, ради которой стоит жить! Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни — ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.
Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка.
Если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком, не стесняйтесь обратитесь к специалисту. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.