Информация об обращениях граждан города Новосибирска по вопросам защиты прав потребителей с 05.10.2020 по 09.10.2020 г.

В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 359 обращений, из них по товарам — 232, по услугам — 127.

По товарам:

эл. бытовые машины и приборы — 42, в т. ч.: холодильники — 8, стиральные машины — 6

радиоэлектронная аппаратура — 23, в т. ч. телевизоры — 4

компьютерная техника — 15

мебель — 19

телефонные аппараты — 37

одежда — 14

обувь — 15

продукты — 2

автомобили — 7

объекты недвижимости — 0

и другие — 58

По услугам:

жилищно-коммунальные — 9 (отсутствие отопления, по оплате за услуги, отсутствие горячей воды, ненадлежащее качество услуг ТСЖ, и др.);

ремонт бытовой техники — 29 (нарушение срока и ненадлежащее качество ремонта);

пошив и ремонт одежды — 2 (ненадлежащее качество услуг);

изготовление и установка окон — 14 (нарушение сроков доставки, ненадлежащее качество установки окон);

дверей — 9 (ненадлежащее качество дверей, а также услуг по монтажу, нарушение сроков изготовления и монтажа);

изготовление мебели —11 (нарушение сроков изготовления, ненадлежащее качество изготовления мебели);

услуги химчистки — 4 (ненадлежащее качество, в т. ч. испорчена вещь потребителя в процессе услуги);

почта — 2 (ненадлежащее качество услуг, нарушение срока доставки почтового отправления);

связь — 4 (ненадлежащее качество услуг подвижной, местной телефонной, телевизионной и др.);

медицинские — 7 (ненадлежащее качество стоматологических услуг, в т. ч. протезирование);

финансовые — 5 (ненадлежащее качество банковских услуг, страхование);

туристские — 2 (консультации о возврате денежных средств за несостоявшийся тур, в связи с отказом от тура в одностороннем порядке потребителем);

СТО — 5 (некачественное оказание услуг по диагностике и ремонту автомобиля);

риэлтерские — 2 (ненадлежащее предоставление информации об ненадлежащее качество услуг);

культурно — развлекательные — 3 (возврат денежных средств за несостоявшееся мероприятие, перенос концерта)

транспортные — 6 (отказ авиаперевозчиком в возврате денежных средств за билеты, ненадлежащее качество услуг по перевозке такси);

услуги автостоянок — 0;

общественное питание —0 (ненадлежащее качество услуг);

образовательные услуги — 0;

гостиничные — 0;

прочие — 13 (ненадлежащее качество ритуальных услуг, отказ потребителя в одностороннем порядке от консалтинговых услуг, ненадлежащее качество подрядных работ по ремонту частного дома, квартиры и др.)

Поступило 37 обращений от социально-незащищенных потребителей, из них 36 от пенсионеров.

За истекший период оказана помощь потребителям в составлении 7 исковых заявлений в суд, все они связаны с приобретением работ и услуг.

Возвращено за некачественные товары и услуги 215 200 рублей.

Пример обращений.

Потребитель приобрел напольный светильник, стоимостью 3 600 рублей. В процессе использования светильника проявились недостатки. Потребитель обратился к продавцу, потребовав вернуть денежные средства за товар, объяснив, что эксплуатировал светильник короткий срок и в соответствии с руководством по эксплуатации товара. Продавец согласился, с тем, что светильник ненадлежащего качества, но отказал в возврате денежных средств из-за отсутствия чека, предложив только гарантийный ремонт товара.

Потребитель обратился к специалисту отдела по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска, который оказал помощь в составлении претензии в адрес продавца с требованием потребителя вернуть денежные средства за товар ненадлежащего качества.

Согласно п.1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Товарный и кассовый чек являются документами, которые подтверждают факт заключения договора купли-продажи товара.

Согласно ст. 493 Гражданского Кодекса Российской Федерации помимо указанных документов к документам, которые подтверждают факт заключения договора, можно отнести также и другие документы, подтверждающие оплату товара. К таким документам может быть отнесена эксплуатационная документация, в которой сделана отметка об оплате. Соответственно, вместо товарного или кассового чека потребителем в подтверждение факта заключения договора могут быть представлены и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара. Кроме того, согласно ст. 493 Гражданского Кодекса Российской Федерации отсутствие у потребителя указанных документов не лишает возможности потребителя ссылаться на свидетельские показания, которые подтверждают факт заключения договора и его условий.

В силу ст. 22 Закона требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Получив претензию продавец, в установленный Законом срок вернул потребителю стоимость товара, в размере 3 600 рублей.