RAEX «Эксперт РА» подтвердил рейтинг Новосибирска на уровне ruА-

6 февраля 2024 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Новосибирск является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2024) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание. В отраслевой структуре промышленного производства обрабатывающие производства формируют более 80%. Одним из динамично развивающихся секторов экономики города является торговля, на ее долю приходится более трети совокупного объема отгруженных товаров и услуг по хозяйственным видам деятельности. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и, как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70%.

Доходы бюджета выросли более чем на 24% по сравнению с 2022 годом и по предварительной оценке города составили 83,5 млрд рублей, ННД увеличились на 8,0%. Наибольший рост поступлений относительно 2022 года сложился по таким налогам, как НДФЛ (+21,2%) и налог на имущество физических лиц (+10,4%).

Расходы городского бюджета в отчетном году увеличились на 23,4% по сравнению с 2022 годом и сложились на уровне 83,5 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладали расходы социального характера, доля которых по итогам 11 месяцев 2023 года составила 67,3%. По

предварительным данным города наибольший рост расходов по итогам 2023 года наблюдался по национальной экономике (+24,7%), ЖКХ (+16,5%), образованию (+24,1%) и социальной политике (в 1,6 раза). Гибкость расходной части бюджета оценивается на высоком уровне, по итогам 2023 года доля капитальных расходов увеличились на 0,3 п. п. и составила 9,5%.

Совокупный долг города по итогам отчетного года сократился на 2,7%, долговая нагрузка снизилась на 7,0 п. п. до 63,5%. График погашения обязательств оценивается на умеренно высоком уровне, доля долга, подлежащего погашению на горизонте 12 месяцев с 01.01.2024 составляет 11,2%, в следующие 12 месяцев — 15,3%, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. Для города характерна умеренная стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год снизилось на 1,3 п. п. и составило 3,0%, чему способствовало эффективное управление свободными остатками средств на счетах местного бюджета. Муниципалитет имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии, а также доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.