Качество обуви – под контроль

22 сентября 2005

В мэрии под председательством заместителя мэра Анатолия Корнилова состоялось заседание координационного совета, на котором обсуждался вопрос об обеспечении защиты прав потребителей при реализации обуви в торговой сети Новосибирска.

По данным комитета по защите прав потребителей мэрии, количество обращений, связанных с низким качеством обуви, увеличивается: обувь здесь прочно удерживает второе место (после средств мобильной связи). В прошедшем году более 3400 горожан обратилось в отделы по защите прав потребителей с жалобами на плохое качество приобретенной обуви, за 7 месяцев этого года обращений поступило уже более 2100. Специалисты органов по защите прав потребителей оказали горожанам помощь при возврате некачественного товара на сумму более 1,5 млн рублей.

Претензии покупателей чаще всего адресованы крупным торговым предприятиям, имеющим большой объем продаж: обувным залам «Россита», «Монро», сети магазинов «Под каблуком», магазинам «Монте-Россо», «Найт», «Джотто», «Аскания», ИП Чиняев.

Специалисты в области защиты прав потребителей считают, что наиболее часто встречающиеся нарушения — это полное или частичное отсутствие информации для потребителей о товаре и его изготовителе; отсутствие сертификатов соответствия; наличие в договоре купли-продажи (товарных чеках, гарантийных талонах) условий, ущемляющих права потребителей; невыдача товарных чеков с необходимыми реквизитами. По словам руководителя территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области Валерия Михеева, в Новосибирск поступает масса обуви неизвестного происхождения, по поддельным сертификатам, а это показатель того, что наши продавцы не уважают ни себя, ни покупателя. Как сказала, выступая на заседании, начальник отдела территориального управления «Роспотребнадзор» Валентина Миронова, «складывается впечатление, что таким образом легализуется обувь иностранного происхождения, а фабрик, обозначенных в сертификатах, может не существовать». В половине предприятий на момент проверки, проведенной специалистами территориального управления, отсутствовали или предъявлялись незаконно заверенные сертификаты соответствия.

В этой ситуации покупателю практически в одиночку приходится бороться с некачественным товаром. А ведь по существующим правилам обувь, до подачи в торговый зал, должна проходить проверку качества, и делать это обязаны торговые предприятия, чтобы обезопасить потребителей от приобретения товара со скрытыми дефектами. Однако, по мнению специалистов, забраковок и возвратов некачественной обуви по инициативе продавцов не бывает — весь брак возвращается изготовителю (поставщику) только от покупателей. Из-за отсутствия контроля со стороны продавцов за качеством продукции обувь не выдерживает гарантийного срока носки, проявляются скрытые дефекты. Ссылки представителей торговли на то, что в магазинах не хватает квалифицированных специалистов, способных выявить производственные дефекты, члены совета сочли необоснованными. В Новосибирске достаточно учебных заведений, готовящих торговых работников разного профиля, и если фирма не заботится о повышении квалификации своих специалистов, экономит на зарплате продавцов — значит, она просто не работает на собственный имидж и не уважает своих покупателей.

К сожалению, и многие потребители не знают своих прав, хотя закон стоит на их стороне. Наиболее распространенные штампы, которые продавцы навязывают покупателю: «уцененная обувь возврату не подлежит»; «требования потребителя рассматриваются только при наличии чека и упаковки»; «все вопросы по качеству обуви принимаются в сервисном центре». Эти утверждения продавцов противоречат Закону о защите прав потребителей и являются необоснованными. Подобная информация вводит покупателей в заблуждение, считает заместитель председателя комитета по защите прав потребителей мэрии Виктор Гущин. И уцененную обувь, если покупатель обнаружил в ней недостатки, можно возвратить, и отсутствие чека, а тем более упаковки для обуви, — не причина для отказа от возврата некачественного товара. И даже отсылка покупателей, пожелавших возвратить некачественную обувь, только в сервисный центр, а не в магазин, где приобретен этот товар, — тоже является необоснованной. Закон о защите прав потребителей дает покупателю право выбора: обратиться к продавцу по месту покупки либо к уполномоченному органу. Между тем многочисленные жалобы, в частности, покупателей обуви «Росситы», связаны как раз с нежеланием представителей этой торговой сети принимать возврат некачественной обуви непосредственно в магазинах. Жители Левобережья вынуждены ездить в Железнодорожный район, где расположен единственный сервисный центр «Росситы», и это вызывает справедливые возмущения горожан.

Координационный совет потребовал от торговых организаций Новосибирска строгого выполнения Закона о защите прав потребителей, доведения до потребителей правил продажи товаров, информации о действиях при продаже товара ненадлежащего качества. Их обязали по первому требованию покупателей предъявлять сертификаты соответствия, а также устранить в товарных чеках условия, ущемляющие права потребителей.

Принято решение создать рабочую группу из специалистов в области защиты прав потребителей и представителей торговых предприятий, которой поручено подготовить типовой товарный чек при реализации обуви и рекомендовать предприятиям торговли принять его за основу. Межрайонному отделу милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка совместно с территориальным управлением «Роспотребнадзор» по Новосибирской области рекомендовано усилить контроль за сертификацией обувной продукции, реализуемой в оптово-розничной сети города. Комитету по защите прав потребителей мэрии поручено организовать регулярное информирование горожан о некачественных товарах и недобросовестных продавцах, вести постоянное разъяснение Закона о защите прав потребителей.