Об итогах и перспективах развития муниципальной системы здравоохранения

3 марта 2005

Сегодня состоялся расширенный медицинский совет управления здравоохранения мэрии, на котором подведены итоги работы муниципальной системы здравоохранения в 2004 году и обсуждены перспективы развития отрасли.

Муниципальное здравоохранение не только не сбавило темпов, но по отдельным направлениям в отрасли удалось добиться хороших показателей — таков, по словам начальника управления здравоохранения мэрии Владимира Чернышева, главный итог прошедшего года.

Укреплена материальная база лечебных учреждений. Приняты в эксплуатацию: поликлиника в Нижней Ельцовке, стоматологическая поликлиника на ОбьГЭСе, первая очередь инфекционной больницы и некоторые другие объекты. Поставлено диагностического, реанимационного, хирургического, стоматологического и стерилизационного оборудования на сумму 59,1 миллиона рублей.

И самое главное — удалось добиться определенных результатов в работе. Так, показатель младенческой и материнской смертности в прошедшем году был в Новосибирске самым низким за все последние годы и в 2-2,5 раза ниже, чем в целом по России. Наркологическая заболеваемость, по мнению специалистов, характеризовалась относительной стабильностью и некоторым снижением. На 18% уменьшилось количество больных наркоманией с впервые зарегистрированным диагнозом. Медленно, но все-таки снижается заболеваемость туберкулезом. Однако онкологическая заболеваемость остается в Новосибирске высокой — выше, чем в целом по России. Высока доля запущенных случаев, и работа в этом направлении ведется пока недостаточно. Специалисты считают, что необходимо принимать действенные меры, прежде всего, по устранению причин, способствующих онкологическим заболеваниям.

Благодаря мерам, которые предприняты городской властью, удалось приостановить отток кадров из отрасли. Этому способствовала система муниципальных надбавок. Распоряжением мэра Новосибирска Владимира Городецкого на 100% увеличены надбавки участковым врачам и медсестрам, на 25-30% — работникам акушерско-гинекологической службы, на 50% — молодым специалистам.

Проводилась дальнейшая реструктуризация муниципального здравоохранения в соответствии с утвержденной городским Советом программой. В первую очередь, сокращались неэффективно работающие больничные койки — за прошедший год коечный фонд уменьшился на 157 коек и сегодня составляет более 12 тысяч. Уменьшение коек привело к тому, что интенсивней стали использоваться оставшиеся. Количество госпитализированных больных увеличилось на 6,7%. Возрос спрос горожан на дневные стационары. За прошедший год количество пролеченных в них больных увеличилось более чем на 23%, курс лечения в дневных стационарах прошли почти 30 тысяч новосибирцев.

2005 год станет для муниципального здравоохранения переломным, сказал, выступая на совещании, заместитель мэра Анатолий Корнилов. Бюджетное финансирование отрасли будет резко увеличено. Если раньше в год на ремонт учреждений здравоохранения из бюджета города выделялось около 40 миллионов рублей, то в 2005-2007 годах мэрия Новосибирска планирует направить на укрепление материальной базы и покупку медицинского оборудования 600 миллионов рублей.

Уже в этом году городские власти намерены закончить реконструкцию четвертого корпуса инфекционной больницы, четвертного корпуса городской клинической больницы № 1, приступить к достройке хирургического корпуса муниципальной больницы № 25. Только на медицинское оборудование в этом году из бюджета города выделяется 75 миллионов рублей. Кроме того, Анатолий Корнилов заявил, что мэрия готовится к проведению конкурса на поставку дорогостоящего оборудования для амбулаторно-поликлинической службы и станций скорой помощи на общую сумму 300 миллионов рублей. Это оборудование будет поставлено в течение 6-9 месяцев 2005 года, а расчет с фирмами-поставщиками будет произведен в течение пяти лет.

Мэр Новосибирска Владимир Городецкий поручил главам администраций районов взять вопросы оснащения ЛПУ и капитального ремонта учреждений здравоохранения под особый контроль. Поставлена задача: общими усилиями в сжатые сроки выполнить намеченные планы и сделать определенный задел в здравоохранении на последующие годы.

Большое внимание будет уделено подготовке медицинских кадров и укреплению амбулаторно-поликлинической службы как наиболее приближенной к населению. Главная задача этой службы — обеспечить доступность первичного приема населения. Кадровый потенциал поликлиник будет переориентирован на прием пациентов, в котором должны участвовать все врачи — от главного до его заместителей. Не секрет, что у некоторых главных врачей поликлиник количество заместителей доходит до пяти человек, которые не ведут прием больных. Участковых врачей должно быть больше, и заработная плата у них должна быть выше, чем у других категорий медработников. Для закрепления кадров городские власти намерены не только использовать муниципальные надбавки, но и решать жилищные вопросы медиков. Уже в этом году бывшую гинекологическую больницу № 1 начнут переоборудовать под общежитие для 100 семей бюджетников.