Новосибирск первым в России разработал муниципальную дорожную карту «Доступная среда»

10 декабря 2015
В Новосибирске состоялась презентация проекта муниципальной дорожной карты «Доступная среда» — перечня мероприятий, направленных на реализацию требований федерального закона № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
«Мы присутствуем на очень значимом событии — презентации дорожной карты „Доступная среда“. С 1 января вступает в силу 419-ый закон о внесении изменений в ряд документов, который влечет за собой необходимость принять ряд документов на территории города. Создание проекта прошло ряд этапов: рабочие группы, мозговые штурмы, проектные сессии. Упор был сделан на мнение экспертов, которые являются представителями общественных организаций инвалидов, чтобы увидеть их потребности их глазами, — отметил заместитель мэра по вопросам образования и социальной политики Валерий Шварцкопп. — В ходе работы над дорожной картой был подготовлен проект программы обучения специалистов для работы с людьми, имеющими различные виды ограничений — зрения, слуха, речи, опорно-двигательные и ментальные нарушения. Когда мы говорим: доступная среда — это не только физическая доступность объектов культуры, образования, спорта, торговли, это еще и услуги. Но, главное, люди должны перестать чувствовать себя ограниченными, а общество должно им в этом помочь». 
Открывая презентацию проекта, начальник департамента по социальной политики мэрии города Новосибирска Ольга Незамаева отметила: «Мы сегодня представляем муниципальную дорожную карту. Это очень важный этап, очень смелый и ответственный шаг. Подобного проекта муниципальной дорожной карты еще нет в России. Но мы еще находимся в начале пути, мероприятия дорожной карты необходимо будут дополнять, подкреплять сроками, исполнителями, финансами. Один из инновационных аспектов создания документа — это межведомственное создание проекта. При разработке были подготовлены показатели по различным видам доступности, и направлены запросы в 15 подразделений мэрии. Все они вовлечены в работу, в отраслевые программы, с учетом новых требований будут вноситься соответствующие дополнения и изменения. Проект охватывает весь спектр видов доступности, которые предполагается реализовать. В качестве разработчиков привлечены три эксперта, являющиеся руководителями региональных отделений всероссийских общественных организаций. В ходе работы над проектом мы обнаружили большое количество предпринимателей, занимающихся социальным бизнесом, которые предлагают для людей с ограниченными возможностями необходимые разработки. Они готовы их предложить на рынок, но им нужна поддержка муниципалитета в поисках рынков сбыта, продвижения продукции. И мы себе эту задачу в рамках нашей работы по созданию доступной среды поставили»,
Представители общественных организаций инвалидов — разработчики проекта и участники презентации — отметили, что мэрия Новосибирска, понимая, что процесс разработки дорожной карты необходим, неизбежен, положителен для города, при формировании перечня мероприятий использовали инновационный подход. Как рассказал председатель Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский, специалисты мэрии пошли от потребностей клиента: «Они сначала выяснили, какие это потребности, позвали общественные организации инвалидов, и вместе с ними начали разрабатывать дорожную карту — совокупность мероприятий, действий и мер по реализации требований, изложенных в законе и в конвенции. Это должно привести к тому, что жизнь на территории города станет более комфортной, более доступной как для граждан с инвалидностью, так и для других маломобильных жителей. Всего их в Новосибирске — 108 тысяч, к ним относятся не только люди, которые имеют ограничения по здоровью, но и люди, испытывающие временные трудности при передвижениях (например, мамы с колясками). Основные целевые группы: это люди с поражением опорно-двигательного аппарата, слабовидящие и слабослышащие, люди с ментальными нарушениями». Игорь Владимирович также рассказал, что 419-ФЗ — закон прямого действия, предписывающий очень многим хозяйствующим субъектам сделать соответствующие шаги по реализации Конвенции о правах инвалидов. «Он предписывает органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальным органам власти в пределах их полномочий разработать перечень мер, направленных на реализацию требований 419-ФЗ и конвенции. Если суммировать инновации, предлагаемые этими документами, то с обеспечения объектов приспособлениями для доступности инвалидов основной акцент перешел на доступность услуг, которая предоставляется в этих объектах. К примеру, если изначально мы оценивали эффективность нашей работы по количеству объектов, оборудованных пандусами, сейчас эффективность бюджетных вложений оценивается в доступности услуги. Потому что можно установить пандус, но при этом забыть установить широкие двери. Ответственность за приспособления несет не собственник объекта, а собственник услуги, которая оказывается внутри этого объекта. Например, „Новосибирскэнергосбыт“: если бы мы искали приспособления для всех объектов предприятия, мы бы затратили много времени и денег. Но мы встретились и вместе придумали простой способ доступности услуги: теперь есть телефон, по которому может позвонить инвалид, к нему придут с кассовым аппаратом, снимут показания счетчика, он тут же заплатит, ему выдадут счет. И таких инноваций достаточно много в Новосибирске», — рассказал Игорь Галл-Савальский.