в Новосибирске прошел 13 семинар-совещание АСДГ

15 ноября 2002

В течение двух дней 14 и 15 ноября текущего года в городе Новосибирске проходил 13 семинар-совещание АСДГ по теме «Социальная и экономические составляющие жилищно-коммунальной реформы. Баланс интересов населения и власти». В семинаре принимали участие 188 представителей жилищно-коммунальных служб из более 60 городов Сибири и Дальнего Востока.
На семинаре рассматривались вопросы социальной и экономической составляющих преобразований жилищно-коммунальных комплексов городов АСДГ в части сокращения бюджетных расходов на выполнение органами муниципальной власти функций по управлению жилищным фондом за счет расширения полномочий объединений граждан.
Особое внимание было уделено вопросам снижения негативного воздействия осуществляемых преобразований в сфере гражданско-правовых и социально-экономических отношений населения и предприятий жилищно-коммунальных комплексов в процессе осуществляемых изменений, обсуждавшихся на итоговом заседании круглого стола семинара-совещания. В частности были затронуты следующие аспекты.
— необоснованное обложение налогом на добавленную стоимость деятельности создаваемых по решениям федерального правительства служб заказчика, расчетно-кассовых центров и подрядных жилищных организаций;
-наличие негативного восприятия населением отдельных преобразований в жилищной сфере, выражающегося по данным социологических исследований в формировании 8%протестного электората ;
— объективность и достоверность определения реальных доходов населения в процессе предоставления жилищных субсидий;
— неохваченность мероприятиями по совершенствованию ЖКХ населения, проживающего в частном секторе;
— необходимость проведения воспитательной и разъяснительной работы среди населения и в первую очередь молодежи по обеспечению сохранности жилищного фонда.
По результатам семинара-совещения участники отмечают:
1.Принятие ряда местных нормативных актов, а том числе и новая редакция ФЗ " О местном самоуправлении", оставляет надежду на существенное укрепление местных бюджетов, достаточное для выполнения круга полномочий, определенны Законом.
2.Вместе с тем социально -экономическая ситуация во многих городах остается сложной. Ухудшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг при росте их стоимости; нарастающий недоремонт жилых домов и инженерной инфраструктуры; разрушение основных фондов жилищных предприятий зачастую носит повсеместный характер из-за общего снижения финансирования, в первую очередь бюджетного. Сказывается так же бессистемный сброс на муниципалитеты государственного жилья и инженерных сетей без достаточной финансовой поддержки. На этом фоне резкое сокращение финансирования в 2002 году, как это предусмотрено в Федеральной Подпрограмме реформирования ЖКХ при снижении неплатежеспособности населения может привести к непредсказуемым последствиям.
3.Проводимые всеми уровнями власти мероприятия по преобразованию ЖКХ, сокращению расходов бюджетов не находят достаточной поддержки населения в силу размытости целей и задач, а именно: какие выгоды в результате будут получены гражданами. Сообщения о прекращении бесплатной приватизации жилья с 01.01 2004 года носят скорее провоцирующий характер, нежели организующий.
Совещание рекомендует:
1.Федеральным органам государственной власти
— Госстрою РФ на базе Академии наук коммунального хозяйства имени Памфилова, Академии государственной службы Управления делами Президента РФ на базе региональных вузов субъектов федерации организовать подготовку и переподготовку специалистов-организаторов ЖКХ районного, городского уровней;
— Ускорить принятие ряда Федеральных законов и нормативных актов:
ФЗ " О государственных муниципальных социальных стандартах«;
ФЗ «О льготных категориях граждан и переходе к полной адресной поддержке социально незащищенных слоев населения на основе системы индивидуальных счетов»
2.Окружным органам государственной власти:
— Выработать на уровне Федеральных округов отношения к установлению баланса интересов участников преобразований в жилищно-коммунальных комплексах;
— Организовать работу по выявлению окружных (региональных) особенностей состояния жилищно-коммунального комплекса с привлечением специалистов городов и субъектов РФ, как составляющей при формировании отношений между Федеральным и субфедеральными бюджетами.
3.Представительным органам субъектов Федерации рассмотреть необходимость принятия законов о реализации главы VI раздела 2 Подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» в части формирования рыночных механизмов функционирования жилищного хозяйства.
4.Представительным исполнительным органам власти муниципальных образований:
— планы приватизации жилищных предприятий и организаций составлять с учетом обязательного сохранения функционального назначения имущественных комплексов, по возможности, сохраняя в переходный период от 75 до 100% акций предприятий в муниципальной собственности;
— изыскивать бюджетные средства для реконструкции и модернизации жилищного фонда для последующей его передачи в управление гражданам;
— формировать собственную практику создания накопительных лицевых счетов жилых домов;
— совершенствовать местную нормативно-правовую базу в части наделения формирований граждан (ТСЖ, некоммерческих партнерств и прочее) дополнительными полномочиями и финансовыми средствами в целях повышения их привлекательности в переходный период;
— усилить агитационно-пропагандистскую работу по обобщению положительного опыта общественных формирований граждан, в том числе межрегионального опыта.
В ходе работы был решен и ряд организационных вопросов. Был избран новый состав правления секции ЖКХ АСДГ, в который вошли представители Хабаровска, Барнаула, Благовещенска, Томска, Тюмени, Абакана, Кемерова, Прокопьевска и Новосибирска. Председателем правления единогласно избран заместитель мэра города Новосибирска — директор департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Владимир Анисимов.