Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Центрального округа информирует

1 ноября 2019

Сроки службы, годности, гарантии, сервисного обслуживания 

Зачастую, граждане, приобретая товар, обращают внимание на «срок гарантии», поскольку помнят о таких терминах как «гарантийный ремонт» и «гарантийный случай». Также считают, что «гарантийный срок» и «срок сервисного обслуживания» это равные понятия и имеют одинаковое значение и последствия. На товар также может быт установлен «срок службы», а на ряд товаров такой срок должен быть установлен в обязательном порядке. На некоторые товары установлен «срок годности». Давайте разберемся в чем отличие этих сроков.

Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Сроки годности устанавливаются на продукты питания, парфюмерно - косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары (результаты работы), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, либо которые в процессе хранения или использования теряют свои потребительские свойства, в результате чего становятся непригодными для использования по назначению. Соответственно товар, у которого истек срок годности, запрещен к реализации. Перечень товаров, на которые устанавливается такой срок в обязательном порядке утвержден Постановлением Правительства от 16.06.1997 № 720.

Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень товаров, на которые устанавливается такой срок в обязательном порядке утвержден Постановлением Правительства от 16.06.1997 № 720.

Изготовитель (исполнитель) должен быть заинтересован в установлении сроков службы на товары (работы), не включенные в указанный перечень, поскольку если он не установит такой срок, то в соответствии с пунктом 3 статьи 14, пунктом 5 статьи 19 и пунктом 4 статьи 29 Закона "О защите прав потребителей" за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы), и за наличие в товаре (работе) существенных недостатков, изготовитель (исполнитель) будет нести ответственность в течение десяти лет со дня передачи товара (принятия выполненной работы) потребителю, а если день передачи товара установить невозможно, с даты изготовления товара.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но не установлен, запрещается.

В случаях, когда иностранный изготовитель находится за пределами юрисдикции Российской Федерации и товар такого изготовителя, включенный в перечень, не сопровожден информацией о сроке службы, продавец вправе реализовывать такой товар потребителям без информации о них. Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 1097 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 14 Закона "О защите прав потребителей" ответственность за вред, причиненный недостатками такого товара, наступает независимо от времени его причинения. Следовательно, опасаться и отказываться от приобретения такого товара не следует.

Гарантийный срок – это период, в течение которого изготовитель гарантирует качество товара и обязуется принять данный товар у потребителя для проведения проверки качества (экспертизы) и выполнения предусмотренных законом требований.

Гарантийный срок устанавливается изготовителем по своему усмотрению. Вместе с этим, если гарантийный срок не установлен, продавец вправе самостоятельно его установить. Следует помнить, что гарантия – это не безусловное обязательство изготовителя и, как правило, она имеет ряд условий ограничений. Гарантийный срок может исчисляться со дня передачи товара потребителю, со дня производства товара или иным способом (п. 2 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»). Аналогичные правила установлены для исчисления срока службы. Поэтому при покупке товаров покупателю необходимо выяснить условия гарантии. Если гарантийный срок на товар установлен, это не означает, что в комплекте с товаром обязательно должен идти (и заполняться) гарантийный талон. Законодательство допускает, чтобы гарантийный срок указывался в документации к товару, на самом товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке или иным способом.

От гарантийного срока следует отличать срок сервисного обслуживания, который дополнительно устанавливается некоторыми изготовителями на отдельные категории товаров. Данный срок предлагает потребителю по истечении срока гарантии воспользоваться упрощенным порядком проверки качества и устранения некоторых недостатков в авторизованном сервисном центре.