Резко увеличилось количество претензий покупателей к качеству автомобилей

19 мая 2011

При покупке технически сложных товаров бытового назначения необходимо знать определенные правила, которые помогут избежать неприятностей. Сегодня горожане смогли получить консультативную помощь специалистов комитета по защите прав потребителей мэрии в ходе прямой линии.

К технически сложным товарам бытового назначения отнесены автомобили, мотоциклы, снегоходы, катера, тракторы, холодильники, стиральные машины-автоматы, персональные компьютеры. На эти 8 групп товаров распространяется действие постановления Правительства РФ № 575, а при их покупке действуют определенные правила, не распространяющиеся на другие товары бытового назначения.

По словам председателя комитета по защите прав потребителей мэрии Александра Старикова, покупатели должны знать, что вернуть деньги за технически сложный товар ненадлежащего качества или обменять его на другой можно только в течение 15 дней с момента приобретения прав собственности. По истечении этого срока потребитель может предъявить только претензию, если будет обнаружен существенный недостаток в товаре или нарушены сроки проведения ремонта. Потребитель может также потребовать возврата денег или замены товара, если в рамках гарантийного срока он не мог пользоваться приобретенной техникой в течение 30 дней.

Если любой другой товар покупатель в соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителей может в течение 14 дней обменять (например, товар не подошел по габаритам, расцветке и т.п.), то к технически сложным товарам это не относится. Все это покупателям необходимо знать, и специалисты советуют за разъяснениями обращаться в соответствующие районные отделы по защите прав потребителей.

По данным комитета по защите прав потребителей мэрии, в первом квартале 2011 года на 19% произошел рост обращений горожан по поводу приобретения некачественных товаров, в том числе поступило 350 обращений, связанных с покупкой технически сложных товаров: компьютеров — 130 жалоб, холодильников — 80, стиральных машин — 50. Резко выросло количество претензий к качеству приобретенных автомобилей — 48.

«Есть еще одна острая проблема, которая нас волнует, — переименование фирм, — отметил Александр Стариков. — Сегодня просто — зарегистрировать фирму, реализовать товар, затем переименовать фирму и оставить потребителя один на один с проблемой». В Новосибирске это коснулось сети магазинов «Айсберг», «Эльдорадо». По его мнению, необходимо принятие закона, заставляющего подобные фирмы выполнять взятые перед потребителями обязательства.

Сегодня права покупателей активно защищает Закон о защите прав потребителей, позволяющий большинство спорных вопросов между покупателем и продавцом решать в досудебном порядке. Специалисты в области защиты прав потребителей помогли в прошлом году составить 431 исковое заявление в суд, и практически все судебные решения вынесены в пользу покупателей.