Все дети должны получать общее образование

25 сентября 2012

Благодаря совместной работе образовательных учреждений, органов управления образования и всех структур системы профилактики в Новосибирске за парты удается вернуть большинство детей, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам.

Очередное заседание городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав было посвящено рассмотрению вопросов, касающихся исполнения Закона Российской Федерации «Об образовании» в части учёта детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях. Согласно закону дети в возрасте до 18 лет должны посещать образовательное учреждение и получать основное общее либо среднее общее образование.

Практически все дети города Новосибирска вовлечены в систему общего образования, что свидетельствует о стабильности функционирования муниципальной системы образования. На начало 2012/2013 учебного года общий контингент учащихся общеобразовательных учреждений города составил 131424 учащихся, в том числе в общеобразовательных школах — 124579, в коррекционных школах — 2259, в вечерних школах — 3943.

По словам заместителя начальника Главного управления образования мэрии Новосибирска Елены Васильевой, традиционно в осенний период, начиная с 1 сентября до конца октября, выявляются случаи, когда дети не приступили к занятиям в школах. «В начале прошлого учебного года таких случаев было выявлено 163, в этом году чуть меньше — 135, что составляет 0,1% от общего числа обучающихся. Тем не менее, по каждому факту нужно выстраивать систематическую работу, — рассказала Елена Николаевна. — Ряд детей просто еще не вернулись с родителями из отпусков либо отсутствуют по каким-то другим причинам. Наша основная задача — в кратчайшие сроки вернуть этих детей в школу, провести профилактическую работу не только с ребенком, но и с его законными представителями».

С 25 сентября по 20 октября в городских школах пройдут проверки по состоянию работы с теми ребятами, которые еще не приступили к занятиям, и будут уточнены данные по посещаемости. На сегодняшний день стопроцентное посещение образовательных учреждений школьниками отмечено только в Советском и Железнодорожном районах.

В группу риска попадают дети из неблагополучных семей, где не осуществляется должный контроль со стороны родителей, ребята, совершавшие какие-то правонарушения и стоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, дети с низкой мотивацией к обучению и дети других национальностей, родители которых в основном торгуют на Гусинобродском и Хилокском рынках. Возраст ребят, не посещающих школу, различен. Самую большую группу составляет среднее звено —7-8 классы — период, когда значительно снижается уровень мотивации учебной деятельности. Гораздо меньше из начальной школы и старшеклассников, которые уже понимают степень своей ответственности и необходимость обучения.

Для возвращения детей к учебе специалисты принимают меры различного характера: ежедневный контроль со стороны администрации образовательного учреждения, рейд по домам социального педагога с инспектором по делам несовершеннолетних, телефонные и личные беседы с родителями, контроль семьи школой и районной комиссией по делам несовершеннолетних, проведение школьных Советов по профилактике, передача информации в отдел опеки, оказание психологической поддержки, направление запросов в миграционную службу и др. Так, в результате систематической и целенаправленной работы из 163 детей, выявленных в начале прошлого учебного года, в течение октября-декабря 2011 года за парты сели 90 человек, 42 были устроены в вечернюю школу, 12 — в ПТУ и только 19 несовершеннолетних продолжали систематически пропускать занятия по неуважительной причине, бродяжничали.

«Все зависит от того, какая причина лежит в основе пропуска пропускает занятий. Например, в конфликтной ситуации с учителем или классом должна подключиться психолого-педагогическая служба самого учреждения, специалисты района, также важна индивидуальная работа как с самим ребенком, так и его родителями, — отметила Елена Васильева. — При неравнодушном отношении к тому, что ребенок не посещает школу, проблему всегда можно решить».