Новые методы борьбы с пылью применяет мэрия Новосибирска

В 2018 году в Новосибирске провели исследования по определению основных причин запыленности атмосферы города. Основными причинами эксперты назвали износ дорожных конструкций, разрушение и распыление автотранспортом пыли грязевых осадков на автомагистралях.

Исследования проводились в прошлом году Институтом почвоведения и агрохимии СО РАН и ФБУО ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения».

Основная цель научно-исследовательских работ — определение основных причин запыленности атмосферного воздуха Новосибирска и разработка предложений по ее устранению.

«Мы комплексно подошли к этому исследованию: университет занимался изучением дорожных отложений, институт — источниками возможного распространения, оценкой и выявлением способности к распространению и миграции загрязняющих веществ, влиянию их на людей, — отметила начальник отдела охраны окружающей среды департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Мария Сидорова. — В рамках исследования было отобрано более 100 проб: 17 проб снега, 23 пробы грязевых осадков с дорожного покрытия, четыре пробы песко-соляной смеси, 20 проб почвы, 20 проб атмосферного воздуха, 18 проб дорожных отложений».

Выполнены лабораторные исследования дисперсного, минерального и морфологического состава отобранных проб. Несмотря на то что исследования проводились разными методами и разными учреждениями, результаты оказались схожими.

По итогам исследований, основные причины запыленности атмосферы Новосибирска — износ дорожных конструкций, разрушение и распыление автотранспортом пыли грязевых осадков на автомагистралях (остатки песко-соляной смеси, грязи, которые разносит на колесах автотранспорт и т. д.).

Эксперты сформировали рекомендации по снижению уровня запыленности атмосферы и эксплуатации дорожной инфраструктуры города: необходимо выработать системный подход в части озеленения, содержания и обустройства газонов вдоль дорог; комплексный подход к содержанию и уборке дорожного полотна, развитию дорожной сети в частном секторе; организовать применение не только песко-соляной смеси, но и других реагентов.

«Еще в 2016 году мы ужесточили требования к структуре и составу строительного речного песка, который применялся в приготовлении песко-соляной смеси, к содержанию пылевидных частиц. Привели к нулевому показателю содержание глинистых и пылеватых частиц в составе песка, — рассказал начальник производственного отдела ГУБО мэрии города Новосибирска Евгений Антонов. — В 2018 году после получения результатов исследования перешли на обработку дорог тремя компонентами: песко-соляной смесью, которая осталась с 2017 года, песком из отсевов дробления горных пород и реагентом „Бионорд“. Этот материал безвреден как для автотранспорта, так и для людей и окружающей среды. Реагент плавит снег и уменьшает его объемы в 2,5 раза. Кроме того, „Бионорд“ позволяет полностью избавиться от снежных ледяных накатов на проезжей части».

В 2019 году городские власти рассмотрят возможность увеличения закупок реагента «Бионорд».

Кроме того, для ускорения сроков ликвидации последствий остатков пыльных образований после использования песко-соляной смеси и щебеночных отложений мэрия дополнительно приобрела 13 вакуумно-подметальных машин. «Сокращение сроков уборки песочных отложений в прошлом году уже были визуально заметны», — отметил Евгений Антонов.