Доклад на заседании коллегии 19.02.2015
Об организации межведомственного взаимодействия служб системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
и организации работы с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении
Межведомственное взаимодействие служб системы профилактики в Центральном округе организовано в соответствии с федеральным и областным законами, определяющими систему и
принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Этому направлению деятельности уделяется очень большое внимание для реализации политики в интересах детей на всех уровнях власти, и Центральный округ не является исключением.
Законодательством (а именно Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») определены основные органы и
учреждения профилактики, деятельность которых, в том числе, направлена на реализацию основных задач по обеспечению прав несовершеннолетних, профилактике детской безнадзорности и
преступности, укреплению института семьи.
Специалисты ведомств системы профилактики обладают необходимым опытом, а муниципальный институт укрепления семьи включает в себя все необходимые структуры для решения основных
задач в интересах детей.
Координирующая функция по обеспечению межведомственной профилактической работы, отработке механизма взаимодействия между учреждениями системы профилактики закреплена за
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В Центральном округе действует комиссия по делам несовершеннолетних по трем районам города (Железнодорожный, Заельцовский, Центральный), чью деятельность организует отдел по
делам несовершеннолетних и защите их прав. Состав комиссии представлен специалистами всех структурных ведомств системы профилактики.
В 2015 году новым в работе комиссии стало участие депутатов городского совета (2 депутата вошли в состав комиссии - Сулейманов Р. И. и Шестаков О. А.), которые принимают активное
участие в проведении профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.
Работа по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации профилактической работы с ними строится по утверждаемым
межведомственным планам мероприятий.
Как правило, в поле зрения служб системы профилактики попадают несовершеннолетние, совершающие правонарушения, антиобщественные действия, самовольные уходы. Также, дети,
находящиеся в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью в следствии асоциального образа жизни их родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, либо жестокого обращения с
детьми.
Именно эти семьи и дети становятся объектами неустанного внимания всех ведомств профилактики. Специалисты выясняют причины и условия, оказывают необходимую помощь семье и
ребенку, а также принимают профилактические меры воздействия в отношении несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).
На профилактическом учете в органах внутренних дел состоит 463 семьи (2014 – 493, 2013 – 799) – это 1,5 % от общего числа семей Центрального округа, 419 несовершеннолетних (2014 –
466, 2013 – 844), что составляет 0,8 % от общей численности детского населения округа.
Для профилактики детской преступности и правонарушений, на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних применяются меры административного характера к подросткам (в большей
степени по фактам употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, за совершение мелких хищений, совершение правонарушений в области дорожного движения). Также
рассматриваются дети младшего возраста за совершение общественно опасных деяний, по которым уголовные дела не возбуждены в связи с не достижением возраста уголовной.
Рост количества несовершеннолетних, рассмотренных на комиссии, объясняется тем, что в административном законодательстве появились нормы о запрете курения в общественных местах, о
запрете употребления несовершеннолетними алкоголя. Кроме того, увеличились правонарушения в области дорожного движения (управление автомобилем без права управления, в состоянии
алкогольного опьянения), также хищения товаров в магазинах и торговых центрах.
Но административная мера это не главное. Специалистами ведомств профилактики с подростками организуется социально-педагогическая работа, консультации психолога, подросткового
врача-нарколога, решаются вопросы по организации досуга и занятости, прохождения медицинского обследования и лечения. Криминальный возраст несовершеннолетних – это учащиеся школ и
студенты профессиональных училищ. Поэтому мы тесно сотрудничаем с общеобразовательными и профессиональными учреждениями.
В 2013 году отделом по делам несовершеннолетних разработаны и реализуются Регламенты взаимодействия служб системы профилактики в вопросах защиты прав несовершеннолетних,
привлечения к ответственности подростков и их родителей. Это дает возможность систематизировать и повышать уровень организации воспитательно-профилактической работы с детьми и
семьями, их социально-педагогической реабилитации, соблюдения законодательства в сфере образования.
В результате, мы отмечаем снижение количества неблагополучных семей, в том числе привлеченных к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (8,2 %, 2014 – 376, 2013 – 410) ответственности.
Чтобы пристальнее и глубже изучить проблемы детской безнадзорности и правонарушений, оказать своевременную помощь им, и в случае необходимости, их родителям, в Центральном
округе организовано проведение выездных заседаний комиссии по делам несовершеннолетних в общеобразовательные и профессиональные учреждения, детские дома.
Важным в этом направлении деятельности является активное участие социальных педагогов образовательных учреждений в подготовке и проведении выездных комиссий. Ими осуществляется
раннее выявление детей группы риска и проводится индивидуальная работа при участии инспекторов отделов полиции (на внутришкольном учете состоит 512 учащихся). Также показательна и
высока роль представителей ТОС, которые оказывают определенное содействие в проведении профилактических мероприятий.
Такая практика будет иметь свое продолжение, а также считаем необходимым расширять взаимодействие с представителями ТОС при работе в Советах профилактики образовательных
учреждений.
С целью решения задач в интересах несовершеннолетних в Центральном округе обсуждаются проблемы детской преступности и безнадзорности, совершения ими правонарушений.
Ежеквартально отделами полиции предоставляется информация и статистические сведения. В 2014 году отмечалось увеличение подростковой преступности почти на 15 % (155 против 132).
Но, в тоже время, в большей степени преступления совершались на территории Центрального округа жителями других районов города и области. Из 155 совершивших преступления – 50 являлись
жителями Центрального округа (32 %).
Системная работа с подростками, совершающими преступления – основная цель в профилактике повторной преступности. Данное направление деятельности осуществляется во
взаимодействии с органами внутренних дел, следствия, судебной системой, уголовно-исполнительными инспекциями, СИЗО, воспитательными колониями, учреждениями закрытого типа и другими
службами системы профилактики. Подростки ставятся на профилактический учет, организуется социальное сопровождение их семей (5), ежемесячно проводятся встречи с подростками и их
родителями («Час контроля») при участии психологической и наркологической службы, кроме того, проводятся встречи, беседы, консультации в воспитательной колонии.
На сегодняшний день в Центральном округе 14 подростков являются условно осужденными, 1 вернулся из спецучреждения закрытого типа, 3 – освободились из воспитательной колонии
(всего 18). Из общего числа 10 категории детей-сирот, и это воспитанники детского дома № 13 (8 условно осуждены, 2 – вернулись из воспитательной колонии). Отбывает наказание в
воспитательной колонии 1 подросток, 3 находятся в СИЗО.
Учитывая большую концентрацию в Центральном округе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется тесное сотрудничество с этими учреждениями в
организации работы по профилактике самовольных уходов, совершения воспитанниками правонарушений и преступлений.
За данными учреждениями закреплены члены комиссии по делам несовершеннолетних из представителей отдела по делам несовершеннолетних,
молодежи, социальной защиты, опеки и попечительства, органов внутренних дел с целью оказания практической помощи в вопросах профилактической
деятельности.
Проводятся выездные мероприятия в эти учреждения (совещания, заседания комиссий по делам несовершеннолетних, вечерние выезды руководителей
администрации и органов внутренних дел, посещения в выходные и праздничные дни ответственным дежурным по поручению главы округа). Здесь мы
получаем поддержку и содействие от комитета опеки и попечительства мэрии, проводим совместные выездные совещания, ищем новые формы работы. В связи
с этим, с 2015 года в состав комиссии по делам несовершеннолетних введен заместитель директора детского дома № 13. Ежемесячно получаем информацию о
самовольных уходах воспитанников и принятых мерах по их розыску. С целью общественного воздействия при проведении выездных заседаний комиссии
проводится профилактическая работа с подростками, самовольно покинувших учреждение (рассмотрено на КДН 18 воспитанников).
С Центром профессионального обучения № 1, где обучается более 80 % выпускников коррекционных школ и 50 % выпускников детских домов города
Новосибирска и Новосибирской области совместно решаются проблемы по предупреждению совершения правонарушений и преступлений учащимися.
Руководитель училища находится в постоянном контакте с администрацией округа, также является членом комиссии по делам несовершеннолетних
(рассмотрено на КДН 25 учащихся).Сотрудничество с Благотворительным Фондом «Солнечный город», который реализует различные социальные проекты,
позволяет решать проблемы по социализации воспитанников детских домов и профилактике социального сиротства.
Одним из основных составляющих в профилактике безнадзорности и преступности несовершеннолетних является организация досуга и занятости. В связи
с чем, приоритетна занятость подростков, состоящих на профилактическом учете. Информация о возможных формах организации досуга доводится в
образовательных учреждениях, через средства массовой информации, информационные стенды, кроме того, при рассмотрении несовершеннолетних на
заседаниях комиссии. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, молодежной политики, центром занятости населения, позволяет
определить досуг и трудоустройство подростков, в том числе в летний период. Достигнуто взаимодействие с МБУ «Спортивный город», спортивные
инструкторы совместно с представителями ТОС организуют свободное время детей посредством вовлечения в спортивные дворовые мероприятия. Участие
представителей учреждений молодежной политики, спортивных учреждений, службы занятости в работе с несовершеннолетними, состоящими на
профилактическом учете, позволяет вовлекать детей группы риска в организованные формы досуга и занятости.
При проведении комплексной операции «Занятость» в период с 1 июня по 31 августа объединяются усилия всех ведомств в организации летней занятости
детей, состоящих на профилактическом учете.
В вопросах трудоустройства несовершеннолетних осуществляется взаимодействие с центром занятости и руководителями предприятий, с которыми
организуются встречи и обсуждаются возможности приема на работу подростков (2014 – трудоустроены на предприятия – 164, через службу занятости – 413).
Защита интересов детей, организация проведения мероприятий по выявлению семейного неблагополучия, преступлений против семьи и детей, эффективно
при раннем выявлении нарушения прав и организации оказания своевременной помощи. Из опыта показательно: когда семье на ранней стадии кризиса
оказана помощь, дальнейшее нарушение прав ребенка, лишение родительских прав и, следовательно, социальное сиротство, можно предотвратить.
Для решения задач по улучшению положения детей с отделами полиции отработан порядок информирования по фактам нарушения прав
несовершеннолетних и чрезвычайных происшествий с ними. Для оперативного реагирования сведения незамедлительно поступают в комиссию по делам
несовершеннолетних. Каждый факт всесторонне изучается, выясняются причины и условия происшествий, принимаются необходимые меры реагирования
(организуется работа с семьей и ребенком, рекомендуется социальное сопровождение).
Понимая актуальность имеющихся проблем, получила активное распространение во всех учреждениях и ведомствах системы профилактики Памятка для
родителей «Как обезопасить своих детей от преступников».Констатируя рост детских суицидов, назревает необходимость в организации проведения
мероприятий по профилактике суицидального поведения подростков (уже в начале 2015 года совершено 2 попытки суицида, все они школьного возраста).
Одним из важных координирующих факторов в профилактике детской безнадзорности, социального сиротства является работа с семьей. Ежегодно к
административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей привлекаются родители
(законные представители). Такие семьи нарушают права несовершеннолетних, т. е. не создают необходимых условий для проживания и полноценного
развития ребенка (содержат жилье в антисанитарных условиях, отсутствует необходимая одежда, питание, не принимают необходимых мер по лечению и
медицинскому обследованию детей, нарушают права на получение образования, злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотические и психотропные
вещества). Службами системы профилактики принимаются необходимые меры по устранению семейного неблагополучия (решаются вопросы по социально-
педагогической реабилитации и социальной помощи, оказывается содействие в трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной зависимости, семьи
ставятся на социальный патронаж, организуются межведомственные посещения семей на дому). Для усиления профилактической деятельности в Центральном
округе создан межведомственный совет по работе с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. Утверждено положение и состав,
который включает представителей всех ведомств профилактики. Заседания совета проходят ежемесячно, формируется межведомственный учет
несовершеннолетних и семей, требующих межведомственного подхода в профилактике и устранении неблагополучия. Постановка и снятие с
межведомственного контроля осуществляется по решению комиссии по делам несовершеннолетних. С целью установления объема и достаточности
принимаемых мер, каждая семья всесторонне рассматривается, устанавливаются причины и условия неблагополучия. Определяются формы работы по
восстановлению и поддержке в семье условий, необходимых для воспитания детей. Каждая такая семья получает социальное сопровождение в комплексных
центрах.
На первоначальном этапе формирования межведомственным контролем была охвачена 81 семья, 41 несовершеннолетний. На сегодняшний день состоит 45
семей (в них 72 ребенка), 13 несовершеннолетних. Причины снятия с контроля разнообразны, но преобладает улучшение ситуации в семье, что можно считать
положительным результатом.К сожалению, несмотря на проводимую профилактическую работу, семьи все- таки лишаются родительских прав.
Мы изучали эту проблему. Было проведено совещание у первого заместителя главы округа при участии отделов опеки и попечительства, социальной
поддержки населения, социально-реабилитационного центра «Виктория», дома ребенка № 2.
В ходе обсуждения установили, что в 2014 году 71 родитель был лишен родительских прав, из них 30 родителей проживали в Центральном округе. Для
решения проблем семейного неблагополучия определена новая форма работы по организации проведения мероприятий с семьями, чьи дети временно
помещаются в государственные учреждения. Еженедельно отделом опеки и попечительства, социально-реабилитационным центром «Виктория», Домом
ребенка № 2 предоставляются сведения о таких семьях. Это позволяет оперативно проводить мероприятия по возвращению ребенка в семью.
В сфере организации работы по предупреждению детской преступности, семейного неблагополучия и социального сиротства среди приоритетов раннее
выявление кризисных ситуаций в семье и своевременное оказание помощи.
Задачами на 2015 год определены:
- Активизировать работу служб системы профилактики по раннему выявлению семейного неблагополучия для принятия своевременных профилактических
мер и коррекции проблем семьи;
- Уделять внимание в работе по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних;
- Систематизировать организацию работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков;
- Продолжить укреплять межведомственное взаимодействие в проведении профилактических мероприятий с семьями и детьми с целью предотвращения
социального сиротства.