Сегодня, 28 сентября 2016 года, мэр Новосибирска Анатолий Локоть выступил перед депутатами Совета депутатов города Новосибирска и обозначил перспективные направления развития города:
"Уважаемые депутаты!
Поздравляю вас всех с активным началом нового политического сезона и с юбилейной, десятой, сессией. Как всегда начало работы осенью у нас сопряжено со сложными решениями, решениями стратегических задач. Начинается работа надо основным финансовым документом города — предстоит планировать бюджет 2017 года.
Текущая экономическая ситуация показывает, что нам предстоит работать в непростых условиях. На настоящий момент в целом показатели исполнения бюджета Новосибирска выше, подчеркиваю, выше, чем во многих других городах-миллионниках.
Однако план доходов остается очень напряженным. По нашим оценкам, будет недополучено около 1 млрд рублей доходов по итогам 2016 года. Как мы и ожидали, в этом году по всем налоговым доходам снизилась динамика поступлений. Говорить о "размораживании" зарезервированных средств не приходится, наоборот, мы убеждаемся, что поступили правильно, когда в первой половине года «заморозили» расходную часть на определенную сумму. Мы выполняем задачу жесткого баланса в отношении бюджетных параметров, которые были утверждены на 2016 год. Примерно сумма «замороженных» средств сегодня составляет около полумиллиарда рублей. Как один из положительных примеров взвешенной финансовой политики, приведу ситуацию с кредиторской задолженностью в дорожно-транспортном комплексе. Здесь мы видим существенные улучшения. За полгода департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса уже удалось снизить кредиторскую задолженность в два раза, до 446 млн рублей.
Другая наша задача — это не просто сокращать долги, работать над кредиторской задолженностью, но, придерживаясь системного подхода, находить новые источники финансирования развития Новосибирска. И мы работаем сегодня над проектами, которые позволят городу получить дополнительные импульсы развития.
Что это за направления?
Первая очень перспективная тема — это федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». Напомню, что 21 сентября глава государства Владимир Владимирович Путин обозначил, что с 2018 года не менее половины дорожной сети в агломерациях должна быть приведена в нормативное состояние, а к 2025 году таких дорог должно быть порядка 85%. Одним из первых городов, подавших заявку на включение в новую программу, стал Новосибирск. Я участвовал в том видео-совещании, которое проводил Росавтодор, и мы с ходу подхватили эту тему. И сегодня департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии уже несколько недель работает над этой темой, формулируя наши первые предложения.
Войдя в проект, город сможет ежегодно, начиная с 2018 года, получать около 1 миллиарда рублей из федерального бюджета на ремонт дорог. Автоматически войти в эту программу нельзя, нельзя думать, что это происходит автоматом: подали заявку и туда попали. Необходимо выполнить и ряд условий. В нашем случае получение средств осложняется следующим обстоятельством. Необходимо оформить права города Новосибирска на дороги, которые можно включить в проект — это порядка 75 улиц. Они отвечают условиям вхождения в агломерацию.
Мы уже об этом говорили, в Новосибирске не был своевременно проведен кадастровый учёт большей части улично-дорожной сети города. Подчеркну, что это весьма затратная работа, требующая времени. За один месяц, за один день ее не сделаешь.
В соответствии с федеральным законом от 08.11.2007 №
Однако в предыдущие годы, более финансово благополучные, предшественники этого не сделали, расставив другие приоритеты. И нам сегодня, в сложных условиях, необходимо решать эту задачу. Как я сказал, мы приступили к ней в прошлом году, мы будем решать ее в этом году. И планируем к 2017 году завершить эту работу.
Еще одно условие программы — для начала работ с 2018 года нам необходимо иметь конкретные проекты этих работ. Это затратно. И, несмотря на все трудности, нам необходимо выделить в предстоящем бюджете около 30 млн рублей для того, чтобы провести разработку этих проектов. В целом же, как я сказал, мы намерены получать около 1 млрд рублей в год — в сумме 9 млрд рублей. Но, как всегда, в федеральном программе есть условие софинансирования. И здесь есть доля и субъекта федерации, и городского бюджета. В целом, около 1 млрд рублей (из этих 9 млрд рублей) должно быть выделено из наших местных бюджетов..
Напоминаю, что в этом году мы направили при поддержке областного бюджета 652 млн рублей на ремонт дорог. Эти работы фактически уже завершены, выполнены благодаря хорошей погоде. Но на будущее просто хочу отметить: участие в проекте не является замещением этих денег. Нет, наоборот, мы эти 600 млн рублей направим на другие дороги, на дополнительные объекты, не только на магистральные, и таким образом мы просто расширим фронт ремонта дорог.
Еще одно очень важное направление для города: мы должны последовательно разработать и в самом ближайшем будущем провести транспортную реформу. Это, прежде всего, обновление системы безналичных расчетов в общественном транспорте. Почему я обращаю особое внимание на этот проект?
К 2020 году, согласно федеральному закону №
Переходный период, который предусматривает законодательство, скоро закончится. Поэтому мы приступили к разработке проекта обновления существующей системы. Презентация концепции развития системы «Электронный проездной — Новосибирск» состоялась 21 сентября на расширенном заседании комиссии Совета депутатов по городскому хозяйству, по инициативе депутатов и при поддержке мэрии. В целом депутаты одобрили это направление, поэтому я надеюсь, что при совместной работе, при координации усилий мы основную цель достигнем и доведем эту работу до конца.
Еще раз повторю: основная цель — необходимость обновления существующей системы безналичного расчета, исполнение федерального закона № 220-ФЗ, выявление и сокращение теневых денежных потоков в сфере пассажирских перевозок, перенаправление их на реальные нужды общественного транспорта.
Понятно, что этот новый порядок встречает и будет встречать сопротивление. Кто-то не заинтересован в этом, кто-то заинтересован в старой схеме. Поэтому мы рассчитываем на поддержку, на понимание и дружную работу с депутатским корпусом.
Следующее направление — развитие транспортной инфраструктуры. Сегодня мы, несмотря на бюджетные трудности, завершаем строительство трамвайной линии на Титова в "Чистую слободу". Что позволит нам решить важную социальную задачу развития: эта часть города получит доступ к центру города — очень удобный и быстрый.
Мы планируем в ближайшее время (эта работа уже началась) провести конкурс на приобретение по лизинговой схеме новых автобусов для обновления автопарка нашего муниципального предприятия ПАТП-4. И думаю, что это позволит ускорить решение финансовых проблем предприятия и в целом отрасли.
Повторю: перед нами стоит задача четко соблюдать баланс параметров бюджета, которые мы с вами определили. Однако у нас есть обязательства перед горожанами, которые мы взяли на себя, и не можем перекладывать на их плечи.
Я сейчас говорю о программе благоустройства придомовых территорий. Знаю, что при обсуждении параметров бюджета в районах города эта тема получила особое звучание, было много вопросов. И сегодня четко говорю с этой трибуны: мы не стали привлекать жителей к реализации программы софинансирования. Та программа наказов избирателей, которую мы с вами утвердили, будет осуществляться за счет бюджета. Да, мы вернемся когда-то к этой теме — софинансирования благоустройства. Как, на каких условиях, в какое время это будет — нам это еще предстоит с вами определить. Но четко говорю, что наказы избирателей будут реализованы за счет бюджета города.
Очень важная тема — это привлечение государственных инвестиций в развитие школьной инфраструктуры, в получение дополнительных школьных мест. Несколько цифр. В этом году, по уточненным данным департамента образования мэрии, количество учеников в школах города составляет 159 тысяч 324 человека. В средних общеобразовательных учреждениях — 153,5 тысячи, остальные — это вечерние и коррекционные школы. Ежегодно количество обучающихся увеличивается более чем на 7 тысяч человек (в этом году на 7600). Эта динамика не будет уменьшаться, более того, она с каждым годом увеличивается. Поэтому задача — архиважная, откладывать решение этого вопроса мы не можем. В этом году при поддержке федерального бюджета (мы вошли в федеральную программу), мы достраиваем школу № 212 на Горском. И достраиваем, при поддержке областного бюджета, школу-интернат № 37. Темпы решения этой проблемы абсолютно неудовлетворительные. Поэтому стараемся расширить разворот решения этой проблемы, для чего в этом году приступили к конкретным действиям. Убежден, что тот риск, на который мы пошли вместе с вами, увеличивая долг городского бюджета, и начав за свой счет реконструкцию и строительство новых школьных объектов, оправдан. Важную роль здесь сыграла помощь регионального бюджета, и мы рассчитываем на эту поддержку в дальнейшем. Началось возведение нового корпуса школы № 155 на Ключ-Камышенском плато. И фактически там уже строится первый этаж. Идет полным ходом капитальный ремонт школы № 82 в Дзержинском районе на ул. Гоголя. Идет строительство школы на 560 мест в микрорайоне Березовое — за счет федеральных денег, это решение областного правительства. Есть договоренность, и начинается строительство школы в "Чистой слободе" при начальном финансировании застройщиком, который ведет там работы. И мы рассчитываем на понимание, что эти обещания будут выполнены. Тем самым мы создаем задел для вхождения в федеральную программу — из трех школ: № 155, № 82 и школа на Чистой слободе. Нам надо увеличивать темпы, иначе мы эту проблему не решим.
Совсем недавно Минстрой России объявил о необходимости разработать стандарты для городских пространств. На эти цели выделяют федеральное финансирование. При этом в Новосибирске уже есть значительные наработки на эту тему. В ходе совместных экспертных рейдов и обсуждений в 2015 году была проведена оценка городских парковых пространств — детально изучены 28 зелёных зон общегородского значения, подготовлены их подробные паспорта развития. Результаты приведены в систему, они стали основой для проекта программы развития городской среды Новосибирска «Городская среда: озелененные общественные пространства».
Мы первыми в Сибири подошли к этому вопросу системно. Это, если хотите, одно из программных направлений оздоровления среды обитания в Новосибирске, повышения кофмортности. После сессии об этом проекте программы развития городской среды расскажут специалисты, которые привели наши наработки к общему знаменателю. Дальше мы обратимся за предложениями, которые могли бы развивать эту программу.
Еще одна важная тема и направление — это сотрудничество с учеными, с Сибирским отделением Российской академии наук. Это наше интеллектуальное преимущество. Мы говорим о реиндустриализации, мы говорим о появлении новых предприятий. Это все правильно. Сделать это без научных разработок, без новых технологий невозможно. Мы с вами в минувшем и в этом годах уже сделали определенные шаги: провели большой форум с СО РАН, подписали договор о сотрудничестве. Надо научиться использовать это преимущество для развития Новосибирска. А серьезные предложения от ученых уже есть. поэтому это — еще одно магистральное направление работы.
Последнее, о чем я хотел бы сказать. Закончилась большая политическая кампания. Мы — все избиратели, участники — всегда выходим из нее немножко взъерошенные. У нас могут быть разные взгляды, у нас разный жизненный опыт, но у нас есть одно объединяющее начало. К каким бы партиям, общественно-политическим движениям мы не принадлежали, мы все с вами принадлежим к одной партии, которая называется Новосибирск. Я вас призываю работу в городском совете и нашу совместную работу построить, исходя из этого, из того, что у нас есть одна большая фракция — Новосибирск. У города есть свои интересы, их надо защищать. Это надо делать в совместной работе. Да, эта партия не оформлена юридически, не зарегистрирована, но есть программа, которая сформулирована по наказам избирателей, по тем обращениям, которые направляют новосибирцы вам и мне. Есть те задачи, которые мы с вами формулируем и которые надо решать. Сделать это можно только при дружной работе. Уверен, что во всеми сложностями мы справимся".