Отчет мэра перед Советом депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2015 год

17 февраля 2016

17 февраля 2016 года мэр Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть выступил на 5-й сессии шестого созыва Совета депутата города Новосибирска с отчетом о результатах деятельности мэра и мэрии города Новосибирска за 2015 год перед депутатами Совета депутатов города Новосибирска:

"Уважаемые депутаты!

Сегодня мы подводим итоги работы мэрии города Новосибирска в 2015 году.

Традиционно в отчете принято говорить об успехах департаментов и муниципальных учреждений. За год действительно сделано немало.

Но я хочу сегодня остановиться на другом: как мэрия решала в прошедшем году те проблемы, которые вызывают наибольшие вопросы у наших жителей. Что нам удалось сделать, и что не успели решить, и что необходимо сделать в будущем.

Многие из этих проблем копились годами. И не всё удается сделать сразу. Однако, несмотря на снижение темпов развития экономики и доходов бюджета, самые наболевшие вопросы мы начали решать. Муниципалитет приступил к наведению порядка в городском хозяйстве в целом. В том числе, при вашей активной поддержке.

Коротко о том, в каком контексте жил и развивался Новосибирск:

В городе сохраняется благоприятная демографическая ситуация. Численность населения продолжает расти — в прошедшем году более чем на 16 тыс. человек. Естественный прирост составил более 4, 5 тыс. человек. При этом мы видим, что существенно снизились миграционные потоки.

Новосибирск, как и страна в целом, столкнулся с экономическими трудностями. Растут цены, вследствие чего уменьшается потребительская активность населения. Выросло число безработных, снизился реальный размер оплаты труда, отмечено падение объемов строительных работ. Более уверенно выглядит промышленное производство, особенно новосибирские предприятия ВПК — динамика лучше общероссийских показателей.

Бюджетные возможности муниципалитета в ушедшем году серьезно сократились. Параметры исполнения бюджета 2015 году позднее будут подробно рассматриваться в Горсовете. Сегодня назову только две цифры. Собственные доходы городского бюджета в 2015 году уменьшились по сравнению с 2014 годом на 4 млрд рублей. Из них 3 млрд 100 млн. рублей — снижение по налоговым доходам, связанное с уменьшением норматива отчислений по НДФЛ.

Финансовая ситуация в 2016 году всё ещё оптимизма не внушает. Налоговые поступления за первые недели продолжают сокращаться.

Мы провели внутреннюю оптимизацию работы мэрии и пошли на сокращение расходов. На сегодняшний день принято решение зарезервировать затраты на аппарат мэрии на 5%, зарезервировать 6,5% оперативных расходов по всем ГРБС. Пока это носит временный характер — на первое полугодие. В июне к этому вопросу придется вернуться. Также сокращается штатная численность работников мэрии. Пока не менее чем на 5%. Сокращение штата — это болезненное, но вынужденное решение.

В таких условиях единственный резерв для поддержания работоспособности городского хозяйства и его развития — эффективное управление:

В 2015 году мы вплотную занялись проверкой работы муниципальных предприятий. Проверки принесли конкретные результаты.

По итогам мы получили картину проблемных участков и точек роста в городском хозяйстве. Это основа для изменений, которые жизненно важны Новосибирску, особенно в работе дорожно-благоустроительного комплекса и предприятий ЖКХ.

Проверили более 700 объектов — все муниципальные учреждения и предприятия. Выявили немало нарушений. Обозначилась системная проблема — мы видим, что часть муниципального имущества использовалась неэффективно. Некоторые арендаторы муниципального имущества расценивали его как свою частную собственность; исполняли некие неформальные договоренности. И сейчас мы разбираемся с обнаруженными нарушениями — финансовыми, договорными: заниженными ставками на аренду, использованием муниципального имущества не по назначению. По итогам проверок мы вынуждены были заменить некоторых руководителей. В настоящий момент прорабатываются этапы действий на 2016 год по развитию либо по ликвидации, а также реорганизации конкретных МУПов и МКУ, деятельность которых мы оценили в 2015 году.

Сегодня в блоке городского хозяйства работают 40 муниципальных учреждений и предприятий (в том числе 23 — по департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, 14 — по департаменту энергетики и ЖКХ).

От руководителей предприятий требовали искать ресурсы, шевелиться, вести прозрачную учетную политику. Получили конкретные результаты:

— за год вывели из убытков МУП «Электросеть» (за год — 88, 2 млн рублей, из них более половины (53, 5 млн рублей) направлено на программу модернизации сетей). Мы нацелили это предприятие на поиск и реализацию свободных энергомощностей: предприятию удалось перераспределить 614 кВт для нужд проектов по расселению ветхого и аварийного жилья. Фактически, это десятки миллионов рублей, которые мы сэкономили.

— жалоб на теплоснабжение стало меньше в два раза. За надежность теплосетевого хозяйства отвечает МУП «Энергия». Имущественный комплекс немаленький — 110 км теплосетей и 30 котельных. При этом предприятие заработало 601 млн рублей, обновили около 57 км сетей на сумму 717 млн. рублей, перевооружили котельные на сумму 99 млн рублей.

На 2016 год у всех успешных предприятий задача — увеличивать доходы, направлять их на закупку необходимого оборудования и модернизацию мощностей.

Еще один итог проверок — мы выявили неэффективные МУПы, которые подлежат ликвидации — 8 предприятий.

Год назад на таком же отчете по итогам деятельности мэрии депутаты поднимали вопрос об использовании муниципального имущества на территории Гусинобродских ярмарок: с 1 октября 2015 года понятие «Гусинобродская барахолка» — наследие 90-х годов — ушло в прошлое. Это эпохальное событие, демонстрирующее качественно новый переход к управлению экономикой Новосибирска.

Процесс перевода уличной торговли в стационарные сооружения был непростым, вызывал сопротивление тех, кому выгодны теневые денежные потоки. Мы справились. Решили эту многолетнюю проблему, не допустив социального взрыва. Несколько тысяч бывших арендаторов перешли в торговые центры и комплексы. Были приняты меры поддержки арендаторов, которые находились в сложной ситуации.

Территория ярмарки сегодня зарезервирована под муниципальные нужды (размещение объектов транспортной инфраструктуры). В частности, здесь предусмотрено размещение метродепо. Отсутствие финансовых ресурсов не позволило нам заниматься вопросами развития метро в 2015 году. Но это стратегическая задача остается в числе приоритетов, как только появятся средства.

В отношении других проблемных участков городского хозяйства будем действовать так же решительно, как с барахолкой. Городу нужны перемены. Если находим возможность более эффективного распоряжения городским имуществом — используем эту возможность: например, благодаря ревизии площадей город смог открыть новый зал художественной гимнастики в центре им. Станиславского и передать помещения для баскетбольного клуба «Динамо». И это только небольшая часть проделанной работы.

Также хочу напомнить, что в прошлом году при вашем активном участии мы провели детальный аудит всех 28 зелёных зон общегородского значения. Результаты сейчас систематизируются, разрабатываются паспорта развития каждой территории — это первый этап создания единой программы развития городских парков и скверов, которая давно нужна городу. Восстановлено благоустройство в Нарымском сквере, решен вопрос финансирования в 2016 году благоустройства сада им. Дзержинского. Также вам была представлена концепция развития Центрального парка, которая предполагает постепенное, продуманное изменение облика одной из центральных городских площадок для отдыха.

Я назвал только наиболее яркие примеры того, как наводим порядок в использовании муниципального имущества. Подчеркну, что наша конечная цель — не распродажа муниципального имущества, а его эффективное использование. Задача на 2016 год — выполнить то, что наметили, по оптимизации вышеназванных и ряда других муниципальных предприятий.

Отдельный наболевший вопрос, который решаем с самым пристальным вниманием — эффективность дорожно-транспортного комплекса.

В результате проверок мы рассматриваем предложение реорганизовать часть муниципальных транспортных предприятий (например, путем слияния ПАТП № 8, ПАТП № 4 и МКП «Комплекс транспортного обслуживания»).

Возможно, назрела именно такая реорганизация. Ведь эти муниципальные предприятия так же, как и ГЭТ, выполняют социальную функцию: на них лежит ответственность за пассажирские перевозки. Горожане должны быть уверены, что муниципальный транспорт приедет всегда. Поэтому мы должны не только поддерживать муниципальный транспорт, но и требовать от этих предприятий реальной работы по увеличению доли рынка, прозрачности их доходов.

В 2016 год перед нашим предприятием «Пассажиртрансснаб» уже поставлена конкретная ключевая задача: с 15 февраля мы начали модернизацию системы оплаты проезда на муниципальном наземном транспорте. Напомню, что Новосибирск был пионером в этом вопросе. Система безналичного расчета в новосибирском транспорте появилась одной из первых в России. Обладая таким опытом, такими инновационными технологиями мы просто обязаны развивать эту систему и дальше.

В рамках муниципально-частного партнерства, за счет частного инвестора уже внедряем новые терминалы оплаты в автобусах, троллейбусах, трамваях (550 единиц транспорта). Много нареканий по транспорту — по графику, заполняемости. Модернизация позволит обеспечить прозрачность финансовых потоков, а также защитит права пассажиров, которые теперь будут получать услугу и документ о перевозке по тому же принципу, что и в поездах, например (платежный документ — чек — с указанием времени, маршрута). Ожидаем экономический эффект до 60 млн. рублей уже в этом году.

Развитие современной и прозрачной системы безналичных расчетов позволит контролировать финансовые потоки и качество работы муниципального транспорта.

Еще одна наболевшая тема — дорожный ремонт. На первых местах по количеству обращений граждан, поступивших в общественную приемную, в 2015 году оказались вопросы ремонта дорог и тротуаров, уборки улиц от мусора и снега. Обращений по вопросам ремонта дорог стало больше. В пошлом году впервые мы провели голосование, рейтинг «Выбери дорогу для ремонта». В этом году я поставил задачу актуализировать этот вопрос, ещё раз вернуться к голосованию, по результатам которого скорректировать планы ремонта дорог не летний период.

Это более чем тревожные сигналы — обращения граждан. И в связи с этим одна из самых серьезных претензий к департаменту транспорта — протянули время с инвентаризацией городских дорог, на годы растянули решение вопроса. Почти 60% дорог не были внесены в реестр муниципальной собственности. Проведена большая работа по оформлению документов. И я ставлю задачу профильному департаменту в ближайшее время завершить эти работ и предать документы в Росреестр. А это значит, что муниципальный дорожный фонд Новосибирска сможет получать почти в три раза больше нормативных отчислений на содержание улично-дорожной сети — вопрос порядка 200 млн рублей в год.

Отдельно необходимо сказать о проекте четвертого моста. Правительством РФ подготовлен проект постановления, согласно которому при предоставлении господдержки Федерального дорожного фонда на реализацию региональных проектов в сфере дорожного концедентом при заключении концессионного соглашения выступает субъект РФ. Именно поэтому полномочия в этой связи полностью переходят к Правительству Новосибирской области. Сегодня отраслевое министерство занимается этим вопросом. В дискуссии, развернувшейся вокруг этой проблемы, мне кажется, упускается главный вопрос — речь не идёт о том, что выделенную сумму можно будет использовать на четвёртый, на десятый мост. Речь идёт о том, получим ли мы эти объёмы на конкретный объект, именно на четвёртый мост, или не получим. В своё время, когда мы были участниками процесса, у нас были замечания к финансовой системе, к разработчикам этой части. Насколько это учтено сегодня, я не могу сказать в силу того, что произошло перераспределение полномочий.

Несмотря на напряженный бюджет по капитальным вложениям, город получил новый участок автодороги по ул. Объединения, развязку на Петухова, участок первой очереди реконструкции Мочищенского шоссе. Второй этап реконструкции планируем в 2016 году завершить.

В 2015 году обновили трамвайный и автобусный парк: приобрели по госпрограмме 12 экологичных газомоторных автобусов; на линию вышли 5 трамваев для маршрутов левого берега, еще 13 вагонов капитально отремонтировали].

Развиваем трамвайные маршруты как одно из решений проблемы пробок на выезде из отдаленных районов. Мы планируем завершить в этом году строительство трамвайной линии от Титова до Порт-Артурской в районе «Чистой Слободы».

Отремонтировали более одного миллиона кв. м. дорог: на 100 тыс. кв. м. больше, чем в прошлом году.

Закупили 25 единиц спецтехники для уборки улиц. На текущий год запланировали приобрести малогабаритную спецтехнику для очистки тротуаров, закупили скалыватель льда для проведения экспериментальных работ.

В рамках муниципально-частного партнерства договорились с «Заводом «Труд», который построил снегоплавильную машину и готов в тестовом режиме некоторое время ее эксплуатировать за свой счет, а мы тестируем работу и экономический эффект. В финишировании этих работ участвует и областной бюджет. Мы договорились консолидировать средства, чтобы получить хороший результат. В 2016 году запланировано запустить две станции.

Обеспечили общественный контроль за уборкой — в электронной системе «Мой Новосибирск» можно видеть передвижение любой спецтехники онлайн.

Реальный путь развития городского хозяйства — это муниципально-частное партнерство.

К слову, о строительной отрасли. В 2015 году мы заложили основу для продуманных и четких градостроительных норм.

Традиционно, в сфере жилищного строительства достигнуты рекордные показатели в сравнении с российскими и с нашими собственными достижениями. Введено в эксплуатацию 1 миллион 737 тыс. кв. м жилья. В 2015 году в пересчете на каждого жителя введено свыше 1 кв. метра жилой площади.

При этих рекордных показателях в городе «назрел и перезрел» общественный запрос на изменение правил градостроительной политики. В 2015 году благодаря вашей поддержке добились кардинального поворота: разработаны и приняты новые правила землепользования и застройки. Поступило 244 предложения от общественности, представителей строительной отрасли. В результате на публичных слушаниях горожане одобрили новые правила, а вы на сессии за них проголосовали. Таким образом, мы существенно ограничиваем возможности для точечной застройки, вводим прозрачные нормы, привязанные к конкретному земельному участку. Теперь перед мэрией стоит задача в первом полугодии внести изменения по дифференцированию нормативов в зависимости от удалённости от центра.

Часть проектов застройщики будут завершать еще по старым нормам. Но мы заложили прочную основу для того, чтобы градостроительная политика Новосибирска не тормозила город, а была нацелена на его развитие.

Мы системно работали по проблемам обманутых дольщиков.

На начало 2015 года в Новосибирске насчитывалось 54 «проблемных» объекта. Мы работали с ними намного интенсивнее, чем раньше. Результат — в 2015 году решили проблемы 2000 (двух тысяч) обманутых дольщиков 18-ти «проблемных» домов. Было введено рекордное количество объектов — 16 домов. Помогали дольщикам финансово — вложили 85,7 млн рублей в субсидии на проведение коммуникаций и оборудование для 11 проблемных объектов.

Более того, в ходе ревизии муниципального имущества выявили неиспользуемые энергомощности — в дальнейшем они пригодятся при расселении ветхого и аварийного жилья, для ввода в эксплуатацию проблемных объектов.

В новый период строительная отрасль вошла без предпосылок к росту. Сказываются: сокращение инвестиций, падение спроса на жилье и снижение госзаказа. Наш приоритет — не допустить появление новых обманутых дольщиков в Новосибирске.

2015 год — год решения масштабных задач в сфере жкх.

Выполненные объемы капитального ремонта домов, модернизации лифтового хозяйства, ремонта теплосетей иногда в разы превышали то, что делалось в прошлые годы.

Впервые счет капитально отремонтированных домов пошел на сотни. Мы вовремя проявили инициативу, вели совместную работу с региональным оператором по устранению законодательных пробелов — например, тех пробелов, что не позволяли менять сроки и порядок работ. Искали большое количество подрядчиков в невыгодных рыночных условиях. Иногда нужно было срочно отреагировать на справедливые претензии жильцов (недопустимо, когда ремонт кровли и систем отопления ведут уже после начала отопительного сезона, как это было на ул. Плахотного, 19). Уже удалось отремонтировать 373 дома. В 2016 году к ремонту запланировано порядка 500 домов.

Завершена 10-летняя программа модернизации лифтов. За весь период (с 2005 года) обновили почти 4,5 тысячи лифтов, в этом году — 504 лифта на сумму 650 млн. рублей]. Продолжим замену, но в меньших объемах — на текущий год запланировано обновление 193 лифтов. Решение об источниках финансирования на новый период потребует, в том числе, активного участия депутатов. Вместе с областным правительством предстоит выработать механизм финансирования.

На особом контроле держим вопрос с расселением ветхого и аварийного жилья. На темпы расселения в этом году повлияли экономические факторы (сокращение бюджетных ассигнований на 300 млн рублей; трудности инвесторов; затягивание сроков со стороны застройщиков). Принимали меры — расторгли договор с компанией СУ-155 по домам в Октябрьском районе. Было расселено 44 аварийных многоквартирных дома (616 семей). В планах на 2016-й — расселение 30 ветхих и аварийных домов. Профильному департаменту поручено провести торги по 20 площадкам, на которых расположено более 140 домов.

Усилили системные и внеплановые проверки управляющих организаций, особенно по жалобам граждан. В этом году жалоб стало больше на 12% — более 5800 обращений. В результате управляющие организации оштрафованы более чем на 8 млн рублей. Нарушения стали устранять быстрее.

Особо отмечу запуск единой электронной очереди на жилье для льготных категорий граждан. Раньше данные были разрозненные, механизм нельзя было назвать понятным. Мы уже увидели результаты от внедрения новой прозрачной системы — ускорение процесса: в 2015 году увеличилось число семей, которым было предоставлено жилье (с 95 до 136 семей); причем каждый льготник может знать, как продвигается его очередь.

Силами мэрии и депутатского корпуса удалось установить 320 новых детских площадок по всему городу — это большая радость для родителей и детей.

Несмотря на сложное время, сфера образования и социальная политика остались в приоритете.

Мы выполняли все наши программы уже в новых экономических реалиях. Тем не менее, город не допустил срывов по выполнению социальных обязательств. Те социальные выплаты, за которые отвечает муниципалитет, проводили своевременно и в полном объеме. В результате оптимизации расходов в 2015 году дополнительно выделили более 7 млн рублей на выплату пособий неполным и малоимущим семьям.

Объективная тенденция — рождается больше детей, увеличивается доля пенсионеров. Из-за ситуации в экономике растет и число нуждающихся в социальных пособиях. Ищем, как поддержать население не только финансовыми методами. Вырос оборот на социальных продовольственных ярмарках.

В составе муниципальной аптечной сети открыли «Филиал социальных цен» в Дзержинском районе, — благодаря правильной логистике там цены ниже, а количество покупателей растёт, в планах — открытие аптек с низкими ценами в Кировском и Советском районах.

В 2015 году удалось смягчить проблему очередей в детские сады. Смогли ввести 15 новых и реконструированных детских садов. Большая часть из них уже получили образовательную лицензию и приняли детей. В целом за год создано 3680 мест, а также 1200 рабочих мест (благодаря вводу новых объектов социальной инфраструктуры).

Наступает следующий этап — решение проблемы на уровне школьного образования. Мест в школах недостаточно, учитывая ежегодный рост числа учеников. Обоснованные предложения по срокам и объектам направлены для включения в федеральную программу финансирования строительства школ. Все свои возможности мэрия задействовала. Уважаемые депутаты, надеюсь и на вашу поддержку с тем, чтобы Новосибирск получил федеральные средства уже в этом году.

Наше преимущество перед другими городами-миллионниками — наличие крупнейшего научно-исследовательского образовательного центра здесь. Мы активно сотрудничали в прошедшем году с СО РАН и ФАНО. Недавно прошёл День науки, где учёные предложили несколько технологий очень актуальных для городского хозяйства. В 2015 году был введён новый корпус НГУ, это эпохальное событие.

Еще один глобальный вопрос — обеспечить горожан медицинской помощью. Мы выполнили ту часть работы, которая напрямую зависит от муниципалитета — выделили и подготовили 9 городских площадок под строительство новых поликлиник.

В прошлом году на базе четырех бывших детских домов созданы муниципальные центры — это центры содействия семейному устройству детей, они бесплатно оказывают поддержку замещающим семьям. Не просто перепрофилируем детские дома, а развиваем семейные формы устройства детей-сирот. Опыт нашего города показателен — 390 детей-сирот обрели новую семью в 2015 году.

Новосибирск стал одним из первых муниципалитетов, разработавших «дорожную карту» муниципальной программы по доступной среде. В создании безбарьерной среды нуждаются около 200 тысяч новосибирцев. Нам предстоит многое сделать. Изменять надо не только инфраструктуру города, но и отношение к людям с особенностями здоровья.

Огромную роль в развитии нашего города играют, конечно, сами новосибирцы.

Нельзя не вспомнить, что в прошедшем году исполнилось 15 лет со дня основания в нашем городе движения общественного самоуправления. Благодаря активистам ТОС горожане учатся взаимопомощи, помогают развивать и благоустраивать наш город.

Именно вопросов благоустройства касается значительная часть наказов, которые были собраны депутатами городского совета пятого и шестого созыва.

На реализацию 214 наказов, запланированных на 2015 год, из бюджета города было направлено более 450 млн рублей. Всего в план мероприятий по реализации наказов избирателей депутатам пятого созыва было включено 1554 наказа. За период с 2011-го по 2015-й годы выполнено 93% наказов.

Мы начали вместе с вами важнейший проект — это работа наших народных дружин. Сегодня в каждом районе образованы дружины, есть общегородской штаб. Я призываю вас активно сотрудничать и развивать это движение.

Прошедший год юбилейный — 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Более 400 мероприятий было проведено в Новосибирске. без активного участие депутатов, горожан, активистов, общественности провести их было бы невозможно.

Особо хотелось бы сказать об акции «Бессмертный полк». Это не просто наша общая история. Более 50 тыс. новосибирцев пришли 9 мая не под влиянием административного ресурса, а по зову сердца. «Бессмертный полк» — это наша надежда и уверенность на единое будущее.

Я особо хочу поблагодарить депутата Совета депутатов Владимира Евгеньевича Барсука за участие в параде Победы самолёта-истребителя времён войны МиГ-3, на таком самолёте начинал боевые действия Александр Иванович Покрышкин.

Завершить свое выступление я хочу словами о настоящем и будущем.

В Новосибирске хватает инфраструктурных проблем, добавились экономические сложности. Но неужели мы согласимся думать только о латании дыр? Это не наш путь. Мы должны думать о решении стратегических вопросов, принимать решения, которые скажутся, может быть, не сегодня, в следующем году, через два года...

Есть проблемы, которые мы можем решить без бюджетного участия, только за счёт изменения наших управленческих подходов и поиска внутренних ресурсов. Именно на это я нацеливаю аппарат мэрии. Было бы правильно, чтобы к этой работе подключились и вы, весь депутатский корпус.

Самый главный потенциал нашего города — это новосибирцы. И задействовать его в полной мере мы сможем только при вашей поддержке. Здесь очень многое зависит от вашей активной деятельности, от вашей позиции. Я уверен, что вместе мы справимся со всеми проблемами. И будем, не снижая темпов, развивать наш Новосибирск!"

Отчет о результатах деятельности мэрии города Новосибирска за 2015 год