Связь с мэрией

Отчет мэра перед Советом депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2016 год

14 февраля 2017 года мэр Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть выступил на 14-й сессии Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва с отчетом о результатах деятельности мэра и мэрии города Новосибирска за 2016 год перед депутатами Совета депутатов города Новосибирска:

Уважаемые депутаты!

Прежде чем представить вам отчет о результатах деятельности мэра и мэрии города Новосибирска в 2016 году, хочу поблагодарить каждого из вас за тесное сотрудничество с мэрией. Заинтересованность в решении самых острых проблем городского развития, готовность спорить в поисках компромисса и выработка совместных взвешенных решений — таким был формат взаимодействия мэрии и Горсовета в прошедшем году. Уверен, именно благодаря поддержке депутатского корпуса мы достигли в целом положительных результатов по итогам года.

Вся информация о работе мэрии изложена в обширном документе, который официально направлен в Совет депутатов. Кроме того, 3 февраля у вас была возможность заслушать руководителей департаментов с более подробными отчетами по направлениям проведенной ими за год работы. Поэтому сегодня я остановлюсь на тех задачах, которые считаю наиболее важными в работе мэрии в прошлом году.

Коротко обозначу предварительные итоги исполнения бюджета Новосибирска в прошедшем году.

В целом в бюджете города в 2016 году:

доходы составили 34 миллиарда 751 миллион рублей,

расходы — 35 миллиардов 550 миллионов рублей,

дефицит — чуть более 799 миллионов рублей.

Наша доходная часть выполнена только на 95,3% от плана. Расходы исполнены на 93,3%. Напомню, что более половины бюджетных трат города это защищенные статьи, экономить по которым невозможно. Они включают заработную плату работникам бюджетной сферы, социальные выплаты гражданам, уплату налоговых и коммунальных платежей, публично-нормативные обязательства, расходы на обслуживание муниципального долга.

Бюджет города, как и все последние годы, сохраняет свою социальную направленность. Самые объемные направления расходов: образование — 59%, национальная экономика — 10%, социальная политика — 9%.

В 2016 году в силу той экономической ситуации, в которой оказались люди и предприятия, 1 миллиард 724 миллионов рублей доходов городской бюджет недополучил. При этом сократился и объём поддержки Новосибирска из вышестоящих бюджетов после выполнения и окончания федеральной программы по строительству детсадов. В бюджете региона на текущий год мы пока также видим, что размер субсидий снижается и не достигает даже уровня 2016 года.

Несмотря на финансовые трудности, вместе с вами мы делали всё возможное, чтобы Новосибирск не оказался в ситуации примитивного выживания. Город должен развиваться. Это наша общая цель. Несколько лет назад экономика позволяла рассчитывать на рост бюджетных возможностей. Сейчас — у нас нет ресурсов, достаточных для одновременного решения всех важных задач.

Условия, в которых мы находимся, вынуждают нас расставлять приоритеты в работе. В прошлом году мы определили три таких приоритета для муниципалитета — это Развитие:

— дорожно-транспортной сферы

— социальной инфраструктуры

— комфортной городской среды и зеленых территорий.

Проблемы по этим направлениям возникли не вчера и неслучайно. Мы с вами не раз обсуждали: переход от политики «латания дыр» к комплексным решениям невозможен в одночасье. Напомню, что мы сделали за прошедший год, в чем продвинулись, направив усилия на решение задач по каждому из этих приоритетов.

В РАЗВИТИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ мы сосредоточили работу профильных подразделений:

— на вхождении в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги» — потребовалась проработка;

— на обеспечении транспортной доступности;

— на формировании новых принципов работы общественного транспорта.

Остановлюсь подробнее на крайне важном для нас проекте «Безопасные и качественные дороги». Новосибирск стал одним из первых городов, подавших заявку в эту программу по развитию агломераций. Чтобы попасть в нее, в 2016 году проведена большая подготовительная работа. Сформирован обширный пакет документов по состоянию дорожной сети города. Дополнительные усилия и средства потребовались для постановки на кадастровый учет и оформления права собственности города на улицы, предложенные в проект. Ряд улиц мы в 2016 году оформили, тем самым уже обеспечили рост поступлений на ремонт из регионального дорожного фонда до 148 млн рублей в 2017 году. Работа продолжится в этом году.

Таким образом, мы первыми получили право на получение федеральных денег. 25 января решение принято: уже в 2017 году мы направим более 1 миллиарда рублей в дорожную инфраструктуру Новосибирска (480 млн из федерального бюджета, 320 млн — НСО, 236 млн — город). В плане этого года — ремонт 9 объектов на 20 километрах дорог и ликвидация 15 мест концентрации ДТП. Мы рассчитываем на объём финансирования более 9 миллиардов рублей до 2025 года.

Это не значит, что в ожидании федеральных денег развитие городской дорожной сети остановилось. Задача повышения транспортной доступности, особенно отдаленных микрорайонов, стоит остро. В 2016 году нам удалось завершить ряд ранее начатых проектов и выделить средства на новые.

Сдан в эксплуатацию второй этап Мочищенского шоссе на участке от улицы Жуковского до Дачного шоссе. Достигнута договоренность с руководством Западно-Сибирской железной дороги по ж/д переезду на пересечении Фадеева и Гребенщикова. Начат второй этап работ по продлению улицы Колонды на правом берегу, а также строительство дороги по улицам Порт-Артурская и Спортивная в Ленинском районе. На эти объекты в сумме направлено порядка 400 миллионов рублей.

Важным шагом стало завершение осенью 2016 года строительства трамвайных путей на улице Титова до микрорайона «Чистая слобода». Продление автомобильной дороги по этой же улице мы начнем в этом году. Таким образом, будет реализован комплексный подход к решению дорожно-транспортных проблем жителей этого района левобережья.

В целом 2016 год мы не можем назвать переломным для общественного транспорта. У нас появилась основа для проведения давно назревшей реформы общественного транспорта в Новосибирске. Системные проблемы в отрасли давно требуют концептуальных изменений в подходах и методах работы.

В ближайшие три года предстоит перевести систему общественного транспорта на работу по 220-му федеральному закону. Перевозчик будет получать деньги не за количество пассажиров, а за выполнение рейсов. И платить ему будет муниципалитет из средств, собранных с пассажиров. Поэтому нам крайне важно учитывать реальный пассажиропоток и вывести из тени тот денежный оборот, который сегодня уходит в карманы недобросовестных перевозчиков. Первый шаг в этом направлении мы сделали именно в 2016 году, обновив систему безналичных расчетов. Начали с нашего муниципального транспорта, где заменили 550 терминалов. Считаем, что такое решение повлияло на изменение пропорции: доля безналичных расчетов в муниципальном транспорте впервые превысила долю оплаты наличными. В целом, по всем перевозчикам в прошлом году совершено более 200 миллионов транзакций, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Провезено пассажиров на сумму более 3,5 миллиардов рублей (рост на 800 млн руб). Задача на текущий год — подключить к обновленной системе безналичных расчетов немуниципальных перевозчиков. Это также позволит нам перейти к внедрению сетевых тарифов на маршрутах городского транспорта. Первый подобный эксперимент проведем в этом году.

В 2016 году мы продолжили реализацию комплекса мероприятий, направленных на сохранение муниципального общественного транспорта. Вынужден напомнить, что за годы «перехода к рынку» наземные внутригородские перевозки, выгодные маршруты были практически полностью отданы частникам. В Новосибирске доля немуниципальных перевозчиков в перевозках наземным транспортом составляет около 76%. В итоге муниципальные транспортные предприятия доведены до предбанкротного состояния, с огромными долгами — мы ищем сегодня нестандартные решения для выхода из этой ситуации.

Показателен пример двух предприятий — это «ПАТП-4» и «КТО». В последнем только убыток составлял более 124 миллионов рублей, не говоря уже об объеме долгов (кредиторская задолженность — более 125 млн руб.). Кроме того, фактическая загруженность их мощностей составляла всего 45,5%, что делало совершенно неоправданным содержание обеих баз. Была реальна угроза полностью лишить жителей Советского района муниципального общественного транспорта. «КТО» присоединено к «ПАТП-4». Муниципальные маршруты сохранены, и реорганизация сэкономит нам около 50 млн рублей.

Чтобы повысить финансовую устойчивость «ПАТП-4» в 2016 году мы нашли возможность и приобрели 18 новых автобусов за 143 миллиона рублей для междугородних перевозок. Это правильное, а главное — эффективное решение, которое хотя бы частично компенсирует затраты предприятия на низкорентабельные, но социально значимые внутригородские перевозки на территории Первомайского и Советского районов.

Много внимания в 2016 году уделено электрическому транспорту. Как я уже сказал, на левом берегу построена новая ветка трамвайных путей — впервые за последние 40 лет. На ней организованы 2 новых трамвайных маршрута, в Москве приобретены 10 трамвайных вагонов, которые были модернизированы силами специалистов «Горэлектротранспорта».

В Новосибирске мы создали новый оригинальный проект совместного российско-белорусского предприятия по ремонту и изготовлению трамваев. Значительное число трамвайных вагонов в Новосибирске имеет износ более 80%. Благодаря ремонту на предприятии, расположенном в нашем городе, экономия от рыночной цены нового вагона составит для нас 30-50%.

Хочу отметить вклад депутатов в решение вопросов благоустройства конечных остановочных пунктов, в том числе через привлечение инвесторов. Всего в 2016 году муниципалитет обустроил 38 остановок общественного транспорта, в том числе 3 конечных пункта за счет внебюджетных источников — это «Микрорайон «Стрижи», «ул. Татьяны Снежиной», «Пригородный простор».

Мы почти не уменьшили объемы выполненных работ — отремонтировали 1 млн 44 тыс. квадратных метров дорожного покрытия. Для проведения ямочного ремонта дорог при минусовых температурах заказали специальную технику, которая уже работает на улицах города, — при наших погодных условиях это особенно важно.

На дорогах индивидуальной жилой застройки в 2016 году смогли отремонтировать 89 объектов на сумму 103 млн рублей. План сформирован по наказам избирателей.

К сожалению, в прошлом году мы не смогли найти в бюджете достаточно средств для нашей пешеходной инфраструктуры. Ремонты тротуаров провели только на 6 улицах, очевидно, что этого недостаточно. Уже в текущем 2017 году планируем восстановительные работы на 60 участках тротуаров на сумму 80 млн рублей. Таким образом, работаем над улучшением ситуации в рамках бюджетных возможностей.

Здесь же хочу отметить один важный для жителей пешеходный объект, который в 2016 году был восстановлен — это пешеходный мост через реку Тулу в Кировском районе. Старое сооружение пострадало в ходе паводка.

Бороться с водной стихией нам приходилось и в этот летний период, когда на город обрушились ливни. Природа продемонстрировала наши проблемы с ливневой канализацией. Необходимость поиска системных решений стала очевидна. Существующая сеть в целом не справляется с нагрузкой. С 2014 года ежегодно выделяется по 20 миллионов рублей на реконструкцию ливневых канализаций. В 2014 и 2015 гг. мы отремонтировали по 22 объекта, построено и отремонтировано порядка 20 дождеприемников. В 2016 году построено две ливневых канализации и выполнены проектные работы на третью.

Все новые строительные объекты, дороги в городе сейчас сдаются только с ливневой канализацией — это предусмотрено в проектных решениях. Для проведения модернизации сетей ливневой канализации разработана муниципальная программа. Она будет утверждена во втором квартале текущего года. Одним из основных пунктов станет введение тарифа для предпринимателей и застройщиков, подключающих и строящих новые объекты.

Безусловно, еще одна задача, которую мы должны решать системно — снегоуборка. Зимний период 2016-2017 годов отличается аномальными снегопадами. На сегодня мы силами ДЭУ, управляющих организаций и районных администраций вывезли 2,75 миллионов кубометров снега (из них ДЭУ — 2,35 млн куб. м) со всей территории Новосибирска (в 2015 году за весь сезон 2,1 млн). Все материально-технические ресурсы муниципалитета были задействованы, в конце года даже пошли на введение режима ЧС. Привлекли к уборке городские предприятия — хочу выразить благодарность коллективам, которые откликнулись и нашли возможность помочь городу. Безусловно, нам необходимо обновление парка снегоуборочной техники. Мы это делаем. Но нам также важно другое системное решение — переход от складирования снега к его утилизации.

В августе 2016 года мы заключили концессионное соглашение с инвестором о создании снегоплавильной станции на улице Широкой в Ленинском районе. В начале января этого года состоялся ее запуск. Мощность станции за сезон составит до 400 тыс. кубометров или 8 тыс. кубометров в сутки. В перспективе мы планируем открытие станций в нескольких районах, а по-хорошему — в каждом. С учетом всех факторов, будущее города в вопросе утилизации снега — это снегоплавильные станции. При этом мы целенаправленно сбиваем тарифы на их услуги до реалистичных сумм. С концессионером новой станции мэрия добилась снижения тарифов почти в два раза.

Перечисленные проблемы и решения в дорожно-транспортной сфере были сложными и часто встречали непонимание общественности или жителей. Поэтому особенно хочу поблагодарить профильную комиссию Совета депутатов за поддержку и готовность к рассмотрению проблемных вопросов.

Уважаемые депутаты!

Второй долгосрочный приоритет муниципалитета, над которым мы работаем, — РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

В Новосибирске строится много новых микрорайонов. При этом серьезно отстает развитие инфраструктуры, особенно социальной. В этом учебном году в Новосибирске зафиксирован рекорд — школьников стало больше на 9 тыс. человек. Откладывать решение проблемы дальше нельзя. В 2016 году мы сознательно пошли на риск, увеличив долг городского бюджета, чтобы начать за свой счет возведение школ и создать задел строительства площадок. Тем самым в прошлом году мы по сути начали реализацию программы комплексного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017-2030 годы, которую утвердил Совет депутатов.

В 2016 году мы планируем принять только первоклассников не менее 20 тысяч ребятишек. Для решения проблем обеспеченности детей местами в школах задействованы все возможные источники финансирования: программы федерального и регионального бюджетов, средства города и частные инвестиции. Мы решим все проблемы первоклассников!

В рамках федеральной программы построена школа № 212 на 550 мест в Горском жилмассиве, недавно она открыла свои двери для учеников. В течение 2016 года велись работы в новом здании школы-интерната № 37 для глухих и слабослышащих детей. В июне началось возведение нового корпуса школы № 155 на Ключ-Камышенском плато. Заканчивается ремонт аварийного здания школы № 82 в Дзержинском районе. 1 сентября здесь начнется учебный процесс. Решаем проблему отсутствия учреждений в микрорайонах комплексной застройки. Усилиями правительства Новосибирской области начато строительство школы на 560 мест в микрорайоне «Березовое», ведем строительство на 1100 мест — в «Чистой слободе» за счет средств застройщика.

Федеральная программа строительства детских садов завершена в 2015 году, но мы продолжаем создавать новые места для дошкольников. В прошлом году построено два детских сада в «Новомарусино» и «Дивногорском». Используем и нестандартные подходы: например, за счет освобождения арендуемых помещений в действующих зданиях садиков удалось открыть 80 новых мест. Это дополнительные группы в Октябрьском районе в детсаду № 449 и детсад № 196 в Ленинском районе (Затон). Наши успехи в развитии института приемных семей позволяют создать дополнительные места за счет освободившихся детских домов. Помещения уже переданы департаменту образования и после реконструкции в 2017 году смогут снова использоваться как детские сады — а это 300 новых мест для дошкольников.

Одна из главных задач привлечение инвесторов к созданию социальной инфраструктуры. Включаем крупных застройщиков в процесс разработки проектной документации по новых школам в их жилмассивах. Мы рассчитываем на строительство школ и детских садов с участием инвесторов.

Наш третий приоритет развития города — это РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И ЗЕЛЕНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

В результате совместной с вами работы, в 2016 году сформирована концепция развития озелененных общественных пространств города. При этом образцов для подражания у нас не было — Новосибирск делает такую работу одним из первых в России. Концепция прошла широкое общественное обсуждение. У города, наконец, появилась возможность развивать зеленые зоны не хаотично, а в четко заданных рамках.

Таким образом, создана база для вхождения в новые федеральные проекты, которые сейчас обсуждаются. Это благоустройство трех городских общественных пространств в рамках чемпионата мира по футболу, участие в приоритетном проекте «ЖКХ и городская среда».

Кроме того, в прошлом году совместно с заводом имени Чкалова мы провели первый этап реконструкции сада Дзержинского. Предприятие выделило на это 9 миллионов рублей, парк заметно преобразился. На территории Михайловской набережной началось наведение порядка, в том числе в предпринимательской деятельности. Новый импульс развития получил музейно-парковый комплекс «Городское начало». В целом 2016 году на развитие парков культуры и отдыха было направлено 35 миллионов рублей. Выполнили благоустройство Центрального парка и «Бугринской рощи». При участии депутатов, разработана и утверждена концепция проекта «Затулинский дисперсный парк» в Кировском районе. Создан проект дисперсного парка в Центральном районе. Это новое слово в создании озелененных пространств для Новосибирска.

Появилась возможность за счёт федеральной программы реализовать наши проекты.

Формирование нового качества городской среды невозможно без ОБНОВЛЕНИЯ ПОДХОДОВ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ.

Строительные компании Новосибирска в 2016 году сдали в эксплуатацию 1,5 миллиона квадратных метров жилья. Это не рекордный показатель. Но по сравнению с другими, близкими по размерам мегаполисами, город подтвердил свое лидерство. Показатель ввода жилья на одного жителя почти вдвое превышает общероссийский. В то же время, именно строительная отрасль острее других чувствует на себе последствия снижения экономической активности населения. Спрос на жилье снизился. В результате мы видим, что застройщики не могут продать построенное жилье, а объем выполненных строительных работ сократился более чем на треть (на 36,7%).

Убежден, что помимо объективных экономических условий, причина такой ситуации кроется в изменении характера спроса. Новосибирцы повысили планку к качеству приобретаемого жилья и прилегающей территории. Застройщики вынуждены будут считаться с этими требованиями. Муниципалитет со своей стороны должен задать направление градостроительной политике. Главный регулятор в этой сфере — Правила землепользования и застройки Новосибирска.

Для города 25 тысяч новых квартир, сданных в прошлом году, означают растущую потребность в новых школах, детских садах, дорогах, коммуникациях. Сегодня на утверждение Совета депутатов внесён проект новых дополнений в правила: по семи территориям комплексной застройки вводятся дифференцированные нормативы, увязанные с текущим состоянием и планами по развитию инфраструктуры. Общественный градостроительный совет в 2016 году проделал фундаментальную работу — в одиночку мэрия не справилась бы с этим в сжатые сроки.

Менее масштабное, но тоже чрезвычайно важное для городской среды решение — в начале января 2017 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города. Совместная работа, проделанная мэрией и депутатским корпусом, позволила обновить схему в соответствии с реалиями времени. Кроме того, в 2016 году администрациями района проводилась большая работа по демонтажу незаконно размещенных объектов. Мы закрыли Гусинобродский рынок не для того, чтобы в барахолку превращались улицы и дворы города.

На особом контроле в 2016 году оставался вопрос расселения ветхого и аварийного жилья. По трём действующим программам новое жилье получили 610 человек.

В прошлом году было снесено 43 аварийных дома. В 2016 году мы провели аукционы в отношении 12 застроенных территорий, по результатам которых заключено 9 договоров, в ходе исполнения которых будет расселено 37 аварийных домов.

Напомню, федеральная программа по расселению жилья, признанного аварийным до 2012 года, заканчивается в этом году. Это серьезная проблема для города. 139 домов в Новосибирске признаны ветхими и аварийными уже после 2012 года и в федеральную программу не попали. Денег в бюджете города на них нет. Все задачи, которые были перед нами поставлены в соответствии с федеральной программой, к концу текущего года мы выполним. Но что делать с десятками домов, которые в программу не попали? В 2016 году город смог выделить на расселение 145 миллионов рублей. В этом году на эти цели пойдет 180 млн рублей консолидированного бюджета, это 6 расселенных домов.

Со своей стороны, мы ищем новые подходы к сотрудничеству с застройщиками по программе развития застроенных территорий. Сейчас условия для них не всегда выгодны, и потенциал этого механизма задействован не в полной мере. Но только нашими возможностями мы с задачей расселения не справимся.

Поэтому сейчас я хочу обратиться к вам, уважаемые депутаты, со следующим предложением: прошу поддержать мэрию в нашей инициативе — мы готовим проект обращения к органам государственной власти, чтобы федеральная программа по расселению ветхого и аварийного жилья была продлена. Федеральное финансирование программы должно быть сохранено.

Также любое создание инвестиционно привлекательных условий для инвесторов-застройщиков, не должно приводить к злоупотреблениям строительных компаний. Речь идет о работе по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество. Проблема не нова, Совет депутатов в нее глубоко погружен. Отмечу только, что благодаря работе в этом направлении в бюджет города за 2016 год поступило более 500 миллионов рублей (общая сумма долгов составляет 3 млрд 380млн рублей). По некоторым арендаторам мы инициировали процедуру банкротства. Необходимо создать специальную комиссию для работы с застройщиками с участием депутатов и специалистов.

Еще одна болевая точка для Новосибирска — объекты с обманутыми дольщиками. Темпы ввода объектов несколько снизились по сравнению с 2015 годом. Объективная причина — мы подошли к наиболее сложным и финансово емким объектам. Тем не менее, в 2016 году решен квартирный вопрос 969 обманутых дольщиков — это 13 «проблемных» объектов. Пострадавшим гражданам предоставлены субсидии из бюджета города на сумму 101,5 млн рублей на подключение к сетям и благоустройство более 40 объектов.

По направлению жилищной политики в 2016 году отлично показала себя созданная муниципалитетом новая система электронной очереди на предоставление жилья по социальному найму. За год число нуждающихся, состоящих на учете, сократилось почти на 17%, до 14 тысяч семей. Очередникам было предоставлено 220 жилых помещений.

В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ муниципалитет стабильно решал текущие задачи, вовремя получен паспорт готовности к отопительному сезону. Что не всем муниципалитетам удалось. Удачно прошли отопительный сезон.

Мы отремонтировали 62 километра теплосетей. Также приступили к решению очень важной задачи — это уход от локальных котельных, которые находятся в ненадлежащем состоянии, или попросту устарели. Речь идет об обеспечении надежности теплоснабжения горожан.

Безусловно, основные усилия профильного департамента в 2016 году были задействованы на проведение капитального ремонта домов. Вынужден отметить, что задачи программы решались в форсированном режиме. Всего за год отремонтировали 410 многоквартирных домов. Пришлось расторгнуть 156 договоров с подрядчиками, которые не соблюдали условия договора и нарушали графики работ. Эти дома перешли в план на 2017 год (всего в плане — 463 дома). В этом году важна четкость работы и активность районов, которые должны включиться в процесс.

Важным направлением в 2016 году стало проведение работ по благоустройству дворовых территорий по наказам депутатам Совета депутатов. Контроль со стороны депутатов за качеством ремонта, сроками и объемами работ позволил повысить ответственность подрядчиков. Всего на сумму 100 миллионов рублей отремонтировано порядка 130 объектов дворовых территорий и проездов. За счёт федеральной программы расширяются эти возможности.

Уважаемые депутаты! С учетом серьезных бюджетных ограничений темпы развития города будут во многом зависеть от того, как эффективно муниципалитет привлекает частные инвестиции в экономику. В 2016 году городе были реализованы несколько значимых инвестиционных проектов. Открыты самый большой крытый аквапарк в России. Уникальный для Сибири объект — Центр океанографии и морской биологии «Дельфиния». В Новосибирском зоопарке построен новый павильон для мелких приматов и пингвинов. В начале этого года заработала новая гостиница на пл. Маркса — Mirotel. Все эти проекты формируют привлекательность Новосибирска для жизни и туризма.

При этом в 2016 году в Новосибирске зафиксировано снижение инвестиционной активности предприятий: по последним данным, объем инвестиций в основной капитал сократился более чем на четверть. Ситуацию необходимо исправлять, соответствующие задачи перед департаментом экономики в начале года поставлены. Работе по формированию привлекательных условий для инвесторов нужен новых импульс и системный подход.

Убежден, когда мы говорим об инвестициях, безусловное преимущество города — мощный научно-производственный потенциал. Индекс промышленного производства — один из немногих показателей, который продемонстрировал рост в прошлом году. И хотя это данные в целом по Новосибирской области, значительный объем — это предприятия на территории города. В 2016 перед профильным департаментом стояла задача задействовать интеллектуальный потенциал Сибирского отделения Российской академии наук в поиске новых эффективных решений для городского хозяйства. Первый форум «Городские технологии» стал уникальной площадкой, на которой были собраны именно технологические разработки для городского хозяйства. Одна из представленных на выставке технологий уже осенью 2016 года была применена в Академгородке. Мы проводим эксперимент по ямочному ремонту с использованием золобетона — это разработка Института химии твердого тела СО РАН. Весной проверим, как технология себя покажет.

Поддержка предприятий, внедряющих новые технологии, находится в числе наиболее важных направлений работы департамента промышленности. В 2016 году было распределено 35 миллионов рублей между 16-ю организациями. В итоге они смогли инвестировать 303 миллиона рублей и начали производство около 47 новых видов продукции.

Всесторонняя помощь оказывалась предприятиям ОПК, которые реализуют проекты, в том числе, по производству гражданской продукции.

Что касается малого среднего предпринимательства, в 2016 году в результате трех муниципальных конкурсов на оказание финансовой поддержки 91 предприниматель получил субсидии. При этом за 2016 год в бизнес-инкубаторах на ул. Есенина и ул. Троллейная мы разместили 33 компании, общий объем отгруженных товаров и услуг которых составил более 140 млн рублей. Стоить отметить успехи резидентов: например, создатели коляски-вездехода для людей с инвалидностью осенью 2016 года получили международное признание. Эта коляска в три раза дешевле единственного зарубежного аналога.

Число жителей Новосибирска в 2016 году превысило 1,6 млн человек, при этом миграционный прирост составил 15 тысяч человек, естественный прирост населения 3 тысячи 879 человек. Муниципалитету В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ важно обеспечить детей всеми условиями для развития и учебы. В 2016 году доля отрасли «Образования» в общем бюджете города, без учета расходов на строительство и реконструкцию, составила 52,4%.

Особое внимание в 2016 году уделялось созданию безопасных условий для детей — установке систем видеонаблюдения, обучению сотрудников по программе ГО и ЧС. Проделали большую важную работу по обеспечению дорожно-транспортной безопасности вблизи образовательных учреждений — благоустроили пешеходные переходы, установили знаки и новые светофоры.

Для контроля за организацией питания и ресурсного обеспечения в школах в департаменте образования был создан специальный отдел. В Совете депутатов создана рабочая группа для урегулирования проблем, существующих в этом вопросе. Уверен, объединив усилия, мы сможем найти наиболее верные решения.

Материально-техническая база и инфраструктура очень важны. Но образование — это, в первую очередь, люди — высокопрофессиональные учителя и воспитатели. Мы гордимся нашими педагогами и их достижениями в 2016 году.

По результатам 2016 года 10 школ Новосибирска вошли в ТОП-500 лучших школ по России, 4 школы — в ТОП-200. По результатам проведения всероссийской олимпиады школьников Новосибирская область входит в «Золотую дюжину регионов РФ». Одни из лучших результатов по России показывает наша система инклюзивного образования.

Подводя итоги работы мэрии города Новосибирска в 2016 году, невозможно обойти стороной огромный пласт задач СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ. Масштабным проектом 2016 года стал первый общегородской форум «Новосибирск — город безграничных возможностей». Форум прошел на 62-х площадках и стал уникальным, а его мероприятия посетили 12 тысяч человек. Одним из главных достижений форума считаю то, что к участию привлечено больше 2 тысяч людей с инвалидностью, которые выступали в качестве экспертов. Более 30 новосибирских предприятий представили свои товары и услуги, повышающие качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, впервые на базе одного из наших лагерей была организована специальная смена, в ходе которой 39 подростков с инвалидностью смогли отдохнуть без родителей.

В прошлом году учреждениями социального обслуживания охвачено 78 тысяч новосибирцев. Объемы социальной помощи и количество граждан, претендующих на ее получение ежегодно растет.

Мы смогли расширить виды помощи. Так, появилась услуга социального патронажа и новые формы реабилитации для детей-инвалидов. Были введены новые меры поддержки — такие, как материальная помощь в виде продуктовых наборов (выдано почти 6700 наборов) и горячее бесплатное питание для семей с детьми, попавших в трудную ситуацию (в среднем 200 человек получали горячие обеды каждый день).

В 2016 году продолжили решать важную социальную задачу — обеспечение горожан лекарствами по ценам ниже рыночных. Открыли 5 новых муниципальных аптек — «Филиалов социальных цен» — где скидка на лекарства достигает 20%. Этот формат оказался очень востребованным жителями города, поэтому мы продолжим открытие таких пунктов в этом году. Еще раз хочу подчеркнуть: мы не планируем передавать в частные руки муниципальное предприятие «Новосибирская аптечная сеть». Этот вопрос не стоит на повестке. Работа предприятия носит крайне важный социальный характер.

Особое внимание было уделено социальным обязательствам перед ветеранами Великой Отечественной войны: в 2016 году для оказания адресной социальной помощи на ремонт жилья, приобретение бытовой техники, лечение и другие виды помощи выделено более 7 миллионов 800 тысяч рублей. 16 ветеранам — участникам великой Отечественной войны предоставлены денежные выплаты на обеспечение жильем. В рамках подготовки в 75-летию Великой Победы Новосибирск начал реализацию проекта «Эстафета патриотизма поколений». Наша цель — совместными усилиями сохранить историческую память, объединяющую все поколения жителей города.

В Новосибирске впервые прошел Международный форум мира, который состоялся в памятную дату — 22 июня. Но говорили мы не о войне, а ценностях мира. В рамках форума конференция городов собрала представителей 15 государств, а также городов-побратимов Новосибирска. А культурная программа завершилась исполнением знаменитой Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича Новосибирским академическим симфоническим оркестром.

Уважаемые депутаты! Хочу еще раз подтвердить, что и в прошлом, и текущем 2017 году мэрия города Новосибирска сохранит главный принцип своей работы — открытость к диалогу с депутатским корпусом и общественностью, привлечение активных новосибирцев к принятию решений. Продолжение работы над приоритетными направлениями развития города в этом году мы вынесли в публичную плоскость. С помощью четырех дискуссионных площадок собраны предложения горожан и поучаствовавших депутатов, их взгляд на городские приоритеты. Предложения и критика взяты на рассмотрение профильными департаментами и мной лично.

Сделано немало, а предстоит ещё больше. 2017 год — год юбилеев. 100-летие Великой Октябрьской Социалистической революции, 80-летие Новосибирской области, 60-е СО РАН, 70-летие зоопарка Эти юбилеи накладывают на нас с вами особую ответственность.

Хочу еще раз поблагодарить всех вас за поддержку и конструктивный диалог в 2016 году! Спасибо за внимание!"

Скачать слайд к отчету мэра перед Советом депутатов города об итогах деятельности за 2016 год