Отчет мэра Новосибирска Анатолия Локтя перед Советом депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2021 год

Уважаемые депутаты!

В начале парламентского сезона хочу поблагодарить депутатский корпус за тесное сотрудничество с департаментами в вопросах развития города в прошлом году. Вы уже имели возможность детально ознакомиться с работой подразделений мэрии на комиссиях, встречаться, обсуждать, получать письменную информацию по запросам. В Совет депутатов направлен подробный отчёт о результатах деятельности мэра и мэрии Новосибирска в 2021 году. Хотел бы обратить ваше внимание — документ концептуально отличается от предыдущего, переработана его структура, дополнено содержание, в том числе с учетом ваших рекомендаций и замечаний.

В своем выступлении я остановлюсь на ключевых результатах минувшего года и на важных задачах будущего периода. Наш горизонт планирования уходит далеко за календарную дату 31 декабря. В городе реализуются масштабные проекты, которые заметно преобразят облик Новосибирска и изменят к лучшему качество жизни новосибирцев на годы вперёд. Я говорю о четырёх знаковых проектах: чемпионат мира по волейболу, молодёжный хоккейный чемпионат, установка стелы «Город трудовой доблести» и культурный проект «Новогодняя столица России». Здесь же хотел бы отдельно отметить проект «Академгородок 2». Все они имеют перспективное значение и позволяют привлекать дополнительные ресурсы для ускоренного развития социальной и транспортной инфраструктур, формирования комфортной городской среды.

Коротко остановлюсь на итогах развития экономики. Считаю важным отметить, что пережив второй год пандемии, городская экономика не ушла в депрессию или стагнацию. В 2021 году, несмотря на продолжающиеся трудности и некоторую общую неопределенность, началось постепенное восстановление экономической активности.

Хорошие результаты показывает промышленное производство. Объём отгруженной продукции в действующих ценах увеличился на 22% по городу Новосибирску. Важно, что этот прирост обеспечивают обрабатывающие производства — основа новосибирской промышленности.

Особенно значимо для такого города как Новосибирск — оживление в сервисных отраслях: в торговле и сфере услуг. Вырос оборот розничной торговли, объём платных услуг, и наиболее заметно — сфера общественного питания.

Важный показатель стабилизации ситуации — снижение уровня безработицы до 1,1% против 4,6% в 2020 году. Выше, чем годом ранее, рост реальной среднемесячной заработной платы работников средних и крупных предприятий города.

Несмотря на пандемию и рост цен на стройматериалы, в том числе на металл, существенно вырос ввод жилья. В эксплуатацию введено 1 млн 570 тыс. кв. м жилья (рост 19% к 2020 году). В расчете на одного жителя ввод жилой площади составил 0,97 кв. м — это в два раза больше, чем в Москве (0,55 кв. м / чел.) и один из самых высоких показателей среди городов-миллионников. Решен вопрос по 19 «проблемным» объектам. Это рекордные показатели за последние несколько лет.

Стоит отметить, что инфляционные процессы проявились не только на строительном рынке. Среди негативных факторов отчётного года — существенный рост цен производителей промышленных товаров и рост потребительских цен (на 9,2%).

Остаётся сложной демографическая ситуация. Очень тревожит рост смертности, в том числе от коронавирусной инфекции. К сожалению, эти тенденции характерны для всей страны, с этим столкнулись многие города. Вместе с тем, остановилось снижение рождаемости — в прошлом году рождаемость близка к значению показателя 2020 года. И главное — фиксируется положительное сальдо миграции: прирост составил около 10 тысяч человек, это самое высокое значение за последние 5 лет. Миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль. Численность населения Новосибирска выросла на 1366 человек и составила 1621,5 тыс. человек по итогам 2021 года.

На высоком уровне сложилось исполнение бюджета города. Бюджет вырос на 13% к 2020 году. Это выше, чем мы ожидали.

Высокими темпами прирастали собственные доходы (+17%). Восстановление экономической активности прямо отразилось на росте налоговых поступлений в бюджет города. Мы отмечаем двукратный рост по упрощенной и патентной системам налогообложения, а также 15% рост по налогу на доходы физических лиц.

Серьёзную поддержку удалось привлечь из вышестоящих бюджетов: безвозмездные поступления выросли на 8% к 2020 году. Постоянно находимся в переговорном процессе с правительством области, обсуждаем с губернатором способы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в Новосибирск. Ищем возможности активнее участвовать в различных федеральных проектах и программах.

Доходы бюджета города Новосибирска составили 57 миллиардов 698 миллионов рублей, расходы — 57 миллиардов 347 миллионов рублей. Впервые с 2007 года сложился профицит бюджета в размере 350 миллионов рублей.

Такого результата удалось добиться благодаря росту собственных доходов, проведению взвешенной долговой политики и тесному взаимодействию с правительством Новосибирской области по привлечению целевых трансфертов. Расходные полномочия 2021 года исполнены без привлечения заёмных средств. Это действительно важно, потому что закономерно отражается на долговой устойчивости бюджета. Долговая нагрузка снизилась с 88% в 2020 году до 77% в 2021 году (отношение объема муниципального долга к собственным доходам).

Объём капитальных вложений — это инвестиции в инфраструктуру города — составил 4 миллиарда 806 миллионов рублей. Обращаю ваше внимание, основной объём капвложений пришёлся на предыдущие два года в связи с масштабным строительством объектов по нацпроекту «Демография» (детские сады) и нацпроекту БКД (обеспечение транспортной доступности к спортивным объектам). В отчетном году продолжилась реализация этих мероприятий, часть из них завершилась.

Порядка 4 миллиардов 438 миллионов рублей было привлечено в город в рамках участия в реализации национальных проектов. По всем направлениям обеспечено выполнение работ и проведение расчетов.

Хочу добавить, что, как правило, в течение года могут приниматься решения об увеличении финансирования по ряду направлений. Это уже устоявшаяся практика, мы наблюдаем это не первый год. Так, в 2021 году правительство региона несколько раз увеличивало нам финансирование по проекту «Безопасные и качественные дороги». Строго говоря, это определенное испытание, потому что надо быть готовым к такому повышению, которое происходит в середине исполняемого бюджетного периода. И это стало возможным только потому, что у нас был задел и в документации, и в объектах, мы понимали, где и как необходимо ремонтировать дороги и тротуары. На сегодняшний день у нас предусмотрены масштабные решения по развитию дорожной инфраструктуры, мы имеем все документы транспортного планирования и последовательно идём по их реализации.

Дорожно-транспортная тематика находилась в центре внимания в течение всего 2021 года. Главная задача — подготовка к проведению в Новосибирске крупных спортивных соревнований мирового уровня. Первые игры хоккейного турнира пройдут в Новосибирске уже в декабре этого года. Ответственность высочайшая. Необходимо не просто вовремя завершить обустройство дорожных объектов, инфраструктуры, но и выполнить всё с надлежащим качеством.

Строительство станции метро «Спортивная» вышло уже на финишную прямую, степень её готовности — свыше 70%. Все планы 2021 года выполнены, рассчитываем на некоторое опережение графика в текущем году. Завершена реконструкция площади им. Лыщинского. Заканчивается обустройство дорог и развязок, обеспечивающих транспортную доступность новой ледовой арены, продолжается строительство комплекса сооружений поверхностного водоотвода, активно благоустраивается прилегающая территория.

В 2021 году на ремонт новосибирских дорог была направлена значительная сумма — 3,7 миллиарда рублей. Дополнительное финансирование серьёзно расширило наши возможности и позволило охватить ремонтом 328 объектов улично-дорожной сети города.

Отмечу, что график работ был особенно напряженным, поскольку дополнительные средства поступили уже под занавес ремонтного сезона. Значительную часть работ пришлось разворачивать в конце лета или даже осенью. В связи с этим нам пришлось выслушать немало критики. Поэтому особое внимание уделяли контролю качества работы подрядчиков. Важно, что к этому контролю подключились депутаты и общественники. Поэтому особая благодарность вам за активное участие в приёмо-сдаточных работах, нам важно, чтобы всё было максимально прозрачно.

Спрос был действительно жёсткий. В ходе проверок делали вырубки на объектах, выявляли нарушения, которые затем устранялись подрядчиками за свой счет. Часть работ перешла на следующий сезон, некоторые объекты будут дорабатывать. Но, несмотря на все трудности, проделан колоссальный объём работы и достаточно качественно, в целом планы мы выполнили.

Большая часть финансирования поступила по программе БКД, средства были распределены на 43 дорожных объекта, из них 35 ввели в 2021 году, и 8 объектов — переходящие на 22-23 годы. Это, в первую очередь, выезды из города, участки автодорог по Гусинобродскому шоссе, по ул. Кедровая, по ул. 2-я Станционная и ул. Большая, Волочаевская, Ватутина, остаток Ипподромской магистрали. Ставим задачу довести их до конца и сдать в срок.

Особое внимание уделяем гостевым маршрутам Новосибирска. Отмечу, что ремонт по таким объектам охватывает не только проезжую часть, но и тротуары. Знаковыми объектами года стали Вокзальная магистраль, улицы Титова и Станиславского. Здесь был проведён комплексный ремонт, обустроены выделенные полосы для общественного транспорта и дополнительные зелёные полосы вместо парковочных карманов.

Благодаря дополнительным финансовым ресурсам в порядок привели не только городские магистрали с высоким трафиком, но и десятки дорог частного сектора, тротуары, уложили новый асфальт на проезжей части Октябрьского моста. Списки объектов ремонта точечно согласовывали, это были, в том числе, наказы депутатов.

В целом за 2021 год общая площадь ремонта в Новосибирске составила 1,5 миллиона кв. метров. При сохранении таких темпов мы сможем привести в нормативное состояние большую часть улично-дорожной сети в ближайшее время.

Поэтому для города чрезвычайно важно наладить стабильное и предсказуемое финансирование отрасли. Средства на выполнение работ должны поступать как можно раньше, чтобы не упустить сезон. Сегодня это понимание есть на уровне областного правительства. Наша же задача — обеспечить полную готовность, своевременную разработку проектно-сметной документации. Мы должны быть технически готовы к освоению дополнительных финансовых ресурсов. Ожидается, что средства по нацпроекту БКД в регионе будут увеличены.

Вопрос качества содержания дорог и тротуаров — один из наиболее острых. В отчетном году приобретена 31 единица специализированной дорожной техники (23 — для ДЭУ, 8 — для администраций Советского и Дзержинского районов). Увеличен парк машин, которые могут работать с «Бионордом». В планах 2022 года — закупка 14 единиц — 8 машин и 6 установок на общую сумму 50 миллионов рублей.

Продолжается развитие муниципального транспорта согласно выбранным нами приоритетам. Перспективная задача — создание транспортного каркаса с магистральными и выводящими маршрутами, обеспечение безусловного приоритета пассажирского транспорта, увеличение протяженности выделенных полос. Многое уже сделано в этом направлении.

Масштабно обновляется автобусный парк. При поддержке губернатора и правительства области мы вошли в программу обновления подвижного состава по схеме финансового лизинга в рамках нацпроекта БКД. В 2021 году город получил суммарно 140 новых автобусов, работающих на газомоторном топливе и соответствующих требованиям доступной среды. Еще 50 ожидаем в июне текущего года. Сейчас идёт работа по размещению автобусов на новых площадках ПАТП-4, решается вопрос с набором водительского состава, определяются маршруты, где эти автобусы будут работать.

Не менее актуальная задача — обновление троллейбусов. Износ троллейбусного парка очень высокий. Ищем возможности для обновления инфраструктуры и подвижного состава. Сейчас в городе начали испытания троллейбуса на автономном ходу — разработка уфимских машиностроителей. Он может передвигаться без контактной сети на расстояние около 40 километров благодаря аккумуляторам. Присматриваемся к нему, оцениваем в зимних условиях. В настоящее время подготовлена заявка на приобретение 87 троллейбусов с поставкой в течение ближайших трёх лет.

Продолжаем модернизировать парк трамваев — по 5 единиц ежегодно. В результате работы нашего совместного с белорусами предприятия «БКМ Сибирь» с 2017 по 2021 годы собрано 37 вагонов — это четверть трамвайного парка ГЭТ. Для увеличения объемов модернизации до 10 единиц в год необходимо софинансирование программы из бюджета Новосибирской области.

В 2021 году мы подступились к решению задачи замены старых аварийных путей. Выполнены масштабные работы по ремонту 4 км трамвайных путей, в том числе капитальный ремонт 2,5 км по ул. Волочаевской. На этот год мы заказали проектную документацию на капитальный ремонт 3 км, чуть больше, чем в прошлом году.

Продолжается перевод общественного транспорта на оказание услуг по перевозке пассажиров в рамках муниципального контракта. Впервые городу на трехлетний период предусмотрена целевая субсидия из областного бюджета на организацию перевозки пассажиров в размере 250 млн рублей. Однако для полного перевода всех муниципальных маршрутов потребуется значительно больше средств, чем сейчас запланировано. Поэтому продолжаем совместно с правительством области прорабатывать этапы и сроки дальнейшего перехода на муниципальный контракт.

Нам пришлось менять подходы к созданию сети комфортных остановочных павильонов. Предыдущий проект не был реализован. В прошлом году департамент инвестиций тщательно проработал новую организационно-правовую модель проекта — изменены условия концессии, также разработан инвестиционный договор. На прошлой неделе опубликована конкурсная документация. В рамках концессионного соглашения планируется установить 210 остановок общественного транспорта. Обязательный объем инвестиций — не менее 395 миллионов рублей.

Благодаря концессиям город решает серьёзные задачи развития социальной инфраструктуры. Из последних отмечу спортивный комплекс с плавательным бассейном «Фламинго» и Центр хоккейного мастерства, открытый в здании бывшего кинотеатра «Космос».

Комфортная городская среда имеет приоритетное значение для будущего Новосибирска. В 2021 году большое внимание уделяли вопросам благоустройства и развития зелёных зон. Напомню, два года назад вместе с вами мы сделали серьёзный шаг, создав в структуре департамента культуры, спорта и молодёжной политики единый центр по развитию зелёных зон (управление по благоустройству общественных пространств). Мы возвели это направление в ранг приоритетного, закрепили этот долгосрочный «зелёный» вектор развития Новосибирска в Генеральном плане города.

Поэтапно продолжается комплексное развитие ключевых городских пространств. Завершается масштабная реконструкция Заельцовского парка. Готовность составляет почти 90%. Открыть его планируется уже к началу летнего сезона.

Отдельно хотел бы отметить, что в прошлом году мы приступили к реализации на территории Новосибирска пилотного проекта федерального уровня. Минстрой РФ признал уникальным проект экопарка на берегу реки Каменки в Дзержинском районе — это первый в России парк, который будет построен на затопляемой территории. Уже заключен контракт, в апреле там начнутся работы. Это дает возможность в дальнейшем получить государственную поддержку, в том числе финансовую, на развитие городской среды.

В рамках подготовки к чемпионату мира создаём крупный ландшафтный парк рядом с Ледовой ареной на Горском — это будет 15 гектаров природной территории в шаговой доступности от метро. Это отдельный большой проект, имеющий перспективы развития на всей территории (44 гектара) от моста до моста: от Коммунального до Бугринского. Создание набережной на левом берегу Оби должно стать принципиально новым этапом развития рекреационной среды города.

В других парках города также велись благоустроительные работы. Всего приведено в нормативное состояние 30 озелененных общественных территорий, на три больше, чем в предыдущем году.

Продолжено благоустройство дворовых территорий. В рамках исполнения наказов избирателей обустроено 140 объектов, по федеральной программе обновлено 37 дворовых территорий. В этом направлении мэрия плотно сотрудничает с депутатами, поэтому не буду подробно на этом останавливаться.

В результате совместной кропотливой работы мэрии и депутатов по формированию бюджета впервые была сформирована специальная программа развития и благоустройства частного сектора. Основой программы стали наказы, оставленные жителями депутатам. На 2022-2024 годы предусмотрено финансирование 585 миллионов рублей на водоснабжение, уличное освещение, ремонт дорог, благоустройство и озеленение.

Преображение городской среды невозможно без обеспечения надежной и стабильной работы жилищно-коммунального хозяйства. Состояние теплосетей, регулярность и масштабность коммунальных аварий поставили нас перед необходимостью изменения принципа тарифообразования. Принято решение на уровне Правительства Российской Федерации, премьер-министр Михаил Мишустин утвердил переход Новосибирска в новую ценовую зону. Это, по сути, большой инвестиционный проект, он позволит привлечь 15 миллиардов рублей на модернизацию тепловых сетей. Общая сумма инвестиций с учетом средств по концессии — 20,5 миллиардов рублей.

Следующий не менее важный вопрос — реализация реформы обращения с отходами. Обостряется вопрос вместимости мусорных полигонов — это одна из первоочередных задач, которую предстоит решать. Вторая задача — организация раздельного сбора твёрдых коммунальных отходов. И третья — разработка и согласование проекта сметной документации рекультивации мусорного полигона в Пашино для вхождения в федеральный проект «Чистая страна».

Важнейшее направление работы по изменению облика города и созданию комфортных условий жизни — ликвидация аварийного жилищного фонда. Мы приняли решение об участии в ускоренной реализации региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В связи с этим, объем аварийных домов, ранее подлежащих расселению до конца 2025 года, необходимо расселить за 2 года (до конца 2023 года) — это 68 аварийных домов (2 тысячи человек). Фонд содействия реформированию ЖКХ оказывает финансовую поддержку в размере 1,3 миллиарда рублей. Сейчас решаем вопрос обеспечения необходимого софинансирования из бюджетов области и города в общем размере 600 миллионов рублей.

В свете последних резонансных событий не могу обойти стороной важную тему ответственного обращения с животными. Сейчас обсуждаются необходимые поправки в действующее законодательство. Отмечу, что в Новосибирске мы занимаемся этой проблемой давно, есть положительная динамика. Благодаря вашей инициативе решается вопрос со строительством приюта для содержания безнадзорных домашних животных, в бюджете города предусмотрены средства на разработку проектно-сметной документации.

Ещё одно важное направление улучшения городской среды — пресечение несанкционированной торговли. В 2021 году совместно с правоохранительными органами мы активизировали эту работу, есть положительный опыт изъятия товара и организации хранения продукции. Сейчас необходимо наработать судебную практику. Совместными усилиями с полицией мы рассчитываем заметно изменить ситуацию, в том числе на площади Маркса и площади Калинина.

Для улучшения внешнего облика города продолжаем оптимизировать схему размещения нестационарных торговых объектов. Мониторинг показал неравномерность их размещения, избыток объектов малой торговли в пределах отдельных локаций. Держим эту работу на особом контроле, но подчёркиваю: мы не боремся с малым бизнесом, мы его защищаем и приводим город в порядок в преддверии важных спортивных и культурных событий.

Ещё одна мера по снижению визуального шума в городе — избавление от рекламных конструкций. Это касается не только гостевых маршрутов, а в целом всего города. На конец года демонтировано 220 конструкций. Ставим задачу проработать второй этап оптимизации наружной рекламы, результаты по сносу необходимо удвоить.

Говоря об изменении облика города необходимо сказать об исторически важном проекте. В этом году нам предстоит благоустроить площадь Калинина и установить стелу «Город трудовой доблести». Проект прошёл всестороннее общественное обсуждение. Сейчас документация находится в разработке. Здесь мы не обойдёмся без финансовой поддержки областного бюджета. Готовим обращение с просьбой поддержать проект, призванный увековечить подвиг сибиряков — тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

По национальному проекту «Культура» мы завершаем реконструкцию здания на Максима Горького. За счёт согласованной с областным правительством позиции у театра Афанасьева впервые за 30 лет появится собственное здание.

В 2021 году в условиях не отступающей пандемии продолжала работать вся социальная сфера. Продолжалась работа оперативного штаба, городская социальная справочная служба еженедельно обрабатывает до 3 тысяч обращений новосибирцев. Актуальность этой работы не снижается.

Мы продолжаем взаимодействовать с областным Минздравом по организации мониторинга состояния здоровья амбулаторных пациентов с подтвержденным диагнозом или с подозрением на коронавирусную инфекцию. За прошедший год более 12 тысяч человек находились под наблюдением и аудиоконтролем медицинских специалистов социальной отрасли. В социально-оздоровительных центрах по разным направлениям прошли реабилитацию более 9 тысяч новосибирцев.

В рамках административной реформы в 2021 году провели реорганизацию системы соцподдержки. В основе преобразований — централизация административных функций трёх основных видов деятельности и слияние 14 учреждений в 3 обособленных центра. Новая модель предполагает сокращение на 35% административного, технического и хозяйственного аппарата, не участвующего в оказании социальных услуг и оптимизацию бюджетных расходов. Экономия позволит увеличить количество и качество оказываемых услуг.

Важным направлением социальной работы в прошлом году была реализация проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Его цель — обеспечение нуждающихся в уходе людей достойным уровнем жизни, максимальная реабилитация, поддержка их семей. Такую помощь в прошлом году получали более 7 тысяч человек. Услуга очень востребована.

Заработала дополнительная мера поддержки детей-сирот. Выдано 159 социальных сертификатов. Чтобы это сделать, понадобилось изменить законодательство Новосибирской области, разработать специальный закон. Это результат наших общих усилий с областным правительством. Кроме этого приобретено 98 квартир — в три с лишним раза больше, чем в 2020 году. Очередь сократилась на 257 человек. Но в ней остаются ещё свыше 1800 человек. Рассчитываем постепенно сократить очередь и в дальнейшем взаимодействовать с регионом по этому вопросу.

В отрасли образования также произошли масштабные изменения в результате административной реформы. Первое — реорганизовали 42 образовательных учреждения, добились экономии за счёт снижения доли административно-управленческого персонала. Создан и начинает работать Институт современного образования. Сделаны крайне важные шаги по возрождению системы профориентации старшеклассников, которую мы начали внедрять в учреждениях Советского района, в рамках проекта «Академгородок 2.0». Этот опыт надо распространять на всю школьную систему города.

Второе — собственно административная реформа. В декабре завершили процесс объединения департамента образования с районными отделами образования. Задача первого квартала этого года — по сути, создание новой системы управления образованием города.

Для достижения ведущих позиций системы образования города необходимо продолжить повышать качество образования, развивать кадровый потенциал, создавать новые места в образовательных учреждениях.

Муниципалитет максимально задействует возможные способы увеличения количества новых мест. В 2021 году построили четыре объекта образования: три детских сада (ул. Красный проспект 311/1, ул. 9 Ноября, ул. Виктора Шевёлева) и одна школа № 219 по ул. Михаила Немыткина в Калининском районе. Завершается строительство гимназии № 3 в Академгородке. Приступаем к возведению здания с бассейном для 185-й школы в Октябрьском районе.

Появилось 1423 дополнительных места в школах без привлечения капитальных затрат. Мы использовали опыт оптимизации предыдущих лет.

Благодаря взаимопониманию с областью в решении проблемы аварийных школ, которые невозможно включить в федеральную программу или концессионное соглашение, идёт возведение нового здания 54-й школы.

В рамках госпрограммы «Развитие образования» рассчитываем получить федеральное финансирование на строительство нового здания школы № 57. Заявка направлена в Министерство просвещения РФ.

В общей сложности в 2022-м году в Новосибирске будет идти строительство 10 школ (гимназия № 3, школы №№ 185, 54, в м/н «Европейский берег», 6 школ ВЭБ.РФ ) — это большой шаг в развитии города.

Дальнейшая перспектива возведения дошкольных учреждений в городе пока не известна. В прошлом году завершилось строительство детских садов — последних в рамках реализации национальных проектов «Демография» и «Жилье и городская среда». В совокупности сеть увеличена на 23 детских сада. Благодаря этому в Новосибирске дети с трех лет практически полностью обеспечены местами.

В этом году начнётся строительство детского сада по ул. Гребенщикова, 4 в Калининском районе на 320 мест (план ввода — 2023 год). Ищём возможности для продолжения участия в нацпроекте «Демография». Сформировали наши предложения по строительству ещё 12 зданий детских садов и в прошлом году направили их в адрес минстроя области. Ждём рассмотрения.

Завершая выступление, хочу сказать ещё несколько слов. Если оглянуться на три года назад, то в абсолютном выражении бюджет Новосибирска за этот период вырос на 10 миллиардов рублей. Куда пошли эти деньги? Наибольший прирост расходов произошел в образовании, дорожном хозяйстве, благоустройстве и отраслях социальной сферы — мы направляли все усилия на городские приоритеты.

Хотел бы отметить эффективную совместную и максимально слаженную работу с депутатским корпусом и с коллегами из правительства области, несмотря на формальное разделение полномочий. Проделан действительно большой объём работы, удалось выполнить поставленные задачи практически по всем направлениям, а где-то даже перевыполнить. Очень важно сохранить этот конструктивный опыт и дальше объединять усилия на развитие Новосибирска.

Предстоит, возможно, ещё более напряженный период. 2022 год станет для Новосибирска значимым этапом в достижении желаемых перемен. По сложности поставленных задач, по объёму работы и важности проектов год будет насыщенный и непростой. Важно предельно сосредоточиться на подготовке города к проведению мировых первенств и выполнению принятых на себя обязательств по другим ключевым проектам.

Спасибо всем за работу!