04 дек 23:06 -3°C

Отчет мэра Новосибирска на сессии Совета депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2020 год

Уважаемые депутаты!

Вы уже рассмотрели отчёты подразделений мэрии за 2020 год на комиссиях — детально и подробно. Сегодня я остановлюсь на ключевых вопросах, которые повлияли на итоги работы мэрии города Новосибирска в 2020 году и на задачах, которые нам предстоит решать в ближайшее время.

Минувший год был сложный. Особенность 2020-го в том, что он был во многом непредсказуемый. Год назад, когда мы энергично приступали к выполнению намеченных планов, мало кто мог предположить, что мы будем принимать решения в условиях режима повышенной готовности, будут приниматься решения о приостановке деятельности предприятий и даже целых отраслей. Приходилось существенно менять наши планы. Простых решений не было. Эти изменения, последствия пандемии затронули все сферы нашей жизни.

Отдельные отрасли серьёзно пострадали и приняли на себя основную нагрузку потерь. Есть и те, где напротив показатели выросли.

Центр занятости зафиксировал всплеск безработицы: она выросла в разы и составила почти 5% от числа трудоспособного населения. Нас беспокоит эта негативная тенденция — общая для всех городов. Серьёзно пострадал малый и средний бизнес.

Сфера общественного питания к концу года так и не восстановилась (падение оборота на 13%). Поэтому считаю, что наши дополнительные меры по поддержке малого бизнеса, рестораторов оправданы и необходимы. Число летних кафе в весенне-летний период увеличилось на 11,5%. Вырос оборот розничной торговли. В целом же, темпы роста в сфере услуг и сервисных отраслях, снизились.

Промышленное производство, напротив, выросло на 9,5%. При этом в обрабатывающих (их доля почти 80%) — самый значительный за три года темп роста —­ 111%. Продолжился рост инвестиций в основной капитал (по данным за 9 мес. — на 17%). Серьёзно пострадал рынок пассажирских перевозок — об этом я еще скажу позже.

Строительная отрасль в целом завершила год весьма уверенно. Введено 1,3 млн кв. метров жилья — это на четверть больше, чем в 2019 году. Были серьёзные опасения, но удалось избежать длительной остановки строительных работ, поддержку отрасли оказали льготные программы, в том числе по ипотеке. В то же время есть некоторое снижение объемов выполненных работ и услуг в строительстве.

В связи с резким снижением почти в 8 раз миграционных потоков число жителей города впервые с 2003 года. Снизилась рождаемость (на 4,5%), на фоне пандемии увеличилась смертность. С этим столкнулись все крупные города, показатели Новосибирска среди миллионников не худшие, они средние.

Несколько слов об исполнении бюджета.

В результате пандемии и принятых мер и затрат, понесенных в ходе поддержки малого и среднего бизнеса город столкнулся с резким снижением собственных доходов, с необходимостью сокращения расходов. Мы смогли привлечь поддержку вышестоящих бюджетов, приняли дополнительные решения по управлению кредитными ресурсами. В результате удалось обеспечить высокие показатели исполнения плана и сократить дефицит бюджета.

Доходы и расходы вы видите на слайде (51 миллиард 158 миллионов рублей, расходы — 51 миллиард 638 миллионов рублей). Впервые за последние семь лет достигнут самый низкий бюджетный дефицит — 480 млн рублей. Это в 2,5 раза меньше первоначального плана. Исполнение по доходам — 99% — самый высокий результат. Для нас это своеобразный рекорд.

Объём капитальных вложений — это инвестиции в инфраструктуру города — превысил 6 млрд рублей. Держим такую планку второй год, добиваемся результата, за счёт привлечения средств федерального и регионального бюджетов.

Аргументированный диалог с правительством Новосибирской области в условиях пандемии позволил нам увеличить безвозмездные поступления на 12%.

Их общий объём — половина доходов города. Обратная сторона — рост зависимости городского бюджета от межбюджетных трансфертов и снижение самостоятельности города. С 2014 года их доля в доходах выросла с 35 до 50%. Нас это беспокоит. Поэтому находимся в переговорном процессе — обсуждаем с губернатором варианты повышения финансовой самостоятельности Новосибирска.

Наполнение доходной части городского бюджета наша общая с вами задача. Мы чувствуем поддержку в этом вопросе. Один из способов — привлечение в Новосибирск средств федерального бюджета по национальным проектам. Цифры вы видите на экране. Хочу добавить, что в течение 2020 года правительство региона дважды увеличивало нам финансирование по проекту «Безопасные и качественные автодороги». Это стало возможным благодаря тому, что мы заблаговременно подготовили проектную документацию на объекты. У нас в новом генеральном плане предусмотрены масштабные решения по развитию дорожной инфраструктуры. У нас есть возможность вместе с вами добиваться, чтобы деньги и планы соответствовали друг другу.

Другой пример — строительство крупных спортивных комплексов к мировым первенствам по хоккею и волейболу. Проекты реализуются с привлечением средств трёх бюджетов. Спортивные арены строит регион, а дороги и инфраструктуру — город. Проведение в Новосибирске международных турниров открывает возможности для качественного улучшения городской среды.

Событием стало открытие регионального волейбольного центра — крупнейшего за Уралом. Мэрия обеспечила его транспортную доступность. Построены съезды, парковки, продлены маршруты общественного транспорта. Игры «Локомотива» сегодня проходят в новом центре на 5,5 тысяч мест. Уже в следующем году арена примет чемпионат мира среди мужских команд. Задача — продолжить благоустройство: велосипедные и беговые дорожки, очистка озера. Эта территория станет новой рекреационной зоной. Что предстоит сделать дальше? В планах расселение частного сектора, строительство улицы Михаила Кулагина — она соединит участок от Ипподромской до Федосеева. Планируем привлечь частные инвестиции.

Возводится ледовая арена на 10 тысяч зрителей и вся необходимая инфраструктура к молодёжному чемпионату в 2023 году. Здесь бы я упомянул ещё один пример. За счёт концессионного соглашения у нас появился, наверное, первый объект к чемпионату мира по хоккею, — площадка на территории бывшего кинотеатра «Космос», на которой сегодня открылась школа хоккейного мастерства.

На ледовой арене закончены основные строительные работы на станции метро «Спортивная» — возведены стены, перегородки, завершен монтаж перекрытий. Завершается строительство теплотрассы, в феврале объект подключат к теплу и начнется монтаж лифтов для маломобильных граждан. 12 эскалаторов закуплены и поступят в июне. Новая станция — наш первый объект после десятилетнего перерыва в метростроении. В результате мы получим ещё один транспортный узел на левом берегу — сюда будут сходиться маршруты наземного транспорта из Кировского и Ленинского районов. План — разгрузить площадь Карла Маркса.

Ремонтируются и расширяются прилегающие дороги, строятся спуски и пешеходный переход, коллектор и очистные сооружения. Они будут принимать поверхностные воды не только со спортивной площадки, но и со всей прилегающей территории. Это серьёзно оздоровит экологическую ситуацию. Весной начнётся благоустройство парковой зоны вокруг ЛДС — это отдельный большой проект, имеющий перспективы развития на всей территории от моста до моста.

В 2020 году пришлось быстро перестраиваться под новые вызовы всей социальной сфере. Справедливое спасибо новосибирским врачам за их тяжёлый труд. Но не надо забывать, что на переднем крае находились и наши социальные работники. Они тоже приняли удар на себя. Выполнили поставленную задачу.

Было принято много решений по совершенствованию управления. Вклад отрасли «Социальная политика» в противодействие пандемии составил более 100 млн рублей. Меры социальной поддержки мы сохранили в полном объеме. Серьёзную помощь оказывали муниципальные социальные центры. Они смогли перестроиться, не останавливаясь, и найти новые формы работы. Из шести обсерваторов в регионе ­пять — муниципальные социальные и образовательные учреждения. Они приняли более 1700 человек, вернувшихся из-за границы. Сегодня на базе наших учреждений организована реабилитация прежде всего для врачей, переболевших коронавирусом и пневмонией.

Нам удалось скоординировать усилия здравоохранения и медицинских специалистов социальной отрасли. Организовано дистанционное сопровождение пациентов с подозрением или диагнозом «коронавирус», находящихся на лечении на дому. Порядка тысячи человек находились под наблюдением.

Напомню, что в 2019 году по своей инициативе мы создали Городскую социальную справочную службу. И убедились в правильности этого решения. С начала пандемии она была переведена на круглосуточный режим работы — специалисты приняли более 130 тысяч звонков. В том числе заявки от пожилых и одиноких новосибирцев на доставку продуктов и товаров первой необходимости, лекарств. Был создан городской штаб помощи пожилым и маломобильным людям, к которому подключились волонтёры. Новосибирцы оказались очень отзывчивыми на эту беду. Предложений на волонтёрство было очень много, не все были допущены, нужно было пройти обучение, пройти тестировании, чтобы получить право заниматься волонтёрской деятельностью.

Продолжена работа по предоставлению жилья льготным категориям граждан. В прошлом году 65 человек обеспечили жильём, в том числе 29 квартир приобрели для сирот. У нас есть задел, который нужно использовать — это 206 муниципальных жилых помещений. Из них 98 квартир будут предоставлены для расселения аварийных домов, оставшиеся 108 после ремонта распределим между очередниками. Пока в бюджете заложено 5 млн рублей на ремонт этих квартир, а нужно более 60 млн. Я поставил задачу департаменту строительства изыскать недостающую сумму.

Пандемия стала настоящим испытанием и для отрасли образования. Школьники месяцами находились на дистанционном обучении. Учителям пришлось перестраивать программы, внедрять цифровые технологии, искать новые формы подачи материала. Непросто было и родителям, которым пришлось включиться в процесс обучения, как никогда раньше. По результатам итоговых выпускных экзаменов ЕГЭ очевидно, что новосибирская система образования справилась с профильными задачами в сложный период (120 человек получили 133 стобалльных результата, что на 52 результата больше 2019-го).

В 2020 году в Новосибирске построено 14 объектов образования по трём национальным проектам. Это новые корпуса для трёх школ и 11 детских садов — общей вместимостью 5 тысяч мест. Сухие цифры, но за ними — напряжённый труд специалистов мэрии. Подготовка участков и проектов для получения финансирования, своевременная подготовка конкурсной документации, работы по оснащению новых зданий, получение лицензий, подбор кадров и программ обучения, перераспределение детей между учреждениями и многое другое. Продолжается решение сложной задачи оптимизации структуры образовательных учреждений. В новых зданиях размещаются филиалы уже действующих учреждений, и это позволяет не расширять управленческий штат.

Это результат работы взаимодействия департаментов образования и строительства, администраций районов, депутатов. Результат, который даёт значительный эффект. Всего с 2014 года система образования Новосибирска увеличилась на 50 детских садов и 16 школ. Достаточно ли это для решения проблемы переполненных классов и очереди в детсады? Нет. Потому что за этот же период число учеников школ и воспитанников детсадов города в сумме выросло на 70 тысяч. Нужно строить не менее 5-6 зданий школ в год. Новосибирск максимально задействует средства разных программ и бюджетов. В целом, как вы знаете, более половины расходов городского бюджета ежегодно направляется в сферу образования — порядка 30 млрд рублей на этот год.

Ещё одна точно выполненная задача системой образования — это поручение Президента Российской Федерации, дети начальной школы полностью обеспечены бесплатным горячим питанием. Это 87 тысяч учеников! Не все регионы оказались к этому готовы. Новосибирск подготовился лучше многих: за несколько лет мы существенно обновили пищеблоки школ и улучшили работу комбинатов питания. У нас есть уникальный опыт работы системы качества детского питания. Поэтому с 1 сентября смогли решить этот вопрос.

Теперь о транспорте и дорогах. Как я уже сказал, ограничительные меры в период пандемии нанесли урон финансовому состоянию предприятий общественного транспорта, так как существенно сократились объёмы пассажиропотоков и соответственно доходы муниципальных предприятий.

За 2020 год общее падение пассажирских перевозок составило 30% как у коммерческих перевозчиков, так и у муниципальных. При этом добавились расходы на соблюдение санитарных мер — дезинфекция, соблюдение масочного режима, различные контрольные мероприятия. Понёс потери и Новосибирский метрополитен. Пассажиропоток метро по сравнению с 2019 годом снизился на 26 млн человек. Это отразилось на доходах, год завершили с убытками, и намеченное приобретение нового состава нам пришлось отложить.

В то же время, несмотря на все эти сложности, важные шаги сделаны в сторону обновления наземного общественного транспорта. Акцент делаем на экологически чистые виды — приобретаем автобусы на газомоторном топливе, продолжаем модернизировать парк трамваев и троллейбусов. Приобрели 15 автобусов МАЗ для муниципального предприятия. Да, это пока первые робкие шаги в общем масштабе проблемы, но самые крупные закупки подвижного состава за последние годы. Ещё 40 автобусов НЕФАЗ поступят в город в 2021 году — торги уже завершены, договор подписан.

Вроде бы незаметно, но продолжается обновления парка трамваев. За 4 года предприятие «БКМ Сибирь» выпустило на маршруты левобережья 32 современных вагона — это почти треть трамвайного парка ГЭТ. Дополнительно 10 вагонов мы получили из Москвы и 14 троллейбусов из Твери. После ремонта они прослужат городу не менее 10 лет.

Упор на развитие пассажирского транспорта — это очень важное направление. Наш город приближается к отметке полмиллиона единиц личного транспорта: на 1 января 2021 года в Новосибирске зарегистрировано 467 тысяч машин. За шесть лет количество автомобилей возросло на треть. Конечно, за такими темпами роста автомобильного парка сложно угнаться. Транспортный каркас города не рассчитан на такое число автомобилей.

Необходимо развивать транспортный каркас в направлении отдалённых районов комплексной застройки и выездов из города, и мы это делаем. Сдан новый участок дороги на ул. Титова, ведётся строительство дороги по ул. Петухова, в марте был открыт для движения железнодорожный переезд на улицах Фадеева-Гребенщикова. Это были, в том числе, наказы депутатов в Калининском районе. Выполнен ремонт дороги по ул. Оловозаводской для обеспечения двустороннего движения.

В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и с учётом городских программ за сезон отремонтирован 41 участок дорог. Общая протяженность — почти 45 км. В сумме на все виды ремонта и строительство направлено более 2,5 млрд рублей (БКАД — 1,7 млрд).

Велась и продолжается реконструкция и расширение трёх выездов из города — на Гусинобродском шоссе, 2-й Станционной и ул. Кедровой. Завершён капитальный ремонт ещё нескольких крупных магистралей. Список дорожных объектов на этот год также определён, почти все контракты заключены. Мы готовы приступить к работам с начала сезона.

Принципиальные изменения за последние два года произошли в организации нашей работы в рамках концепции «Зелёный Новосибирск» — за основу взят принцип защиты зелёных зон и создание комфортной городской среды. В Новосибирске долгое время не уделялось этому вопросу достаточного внимания, так как были другие задачи — экономические, социальные и другие. В последнее время проблемы озеленения стали выходить на первый план, и мы сделали эту задачу одной из приоритетов развития города Новосибирска.

И эти подходы были заложены при разработке Генерального плана города до 2030 года. Проделана большая и важная работа, проделана не зря. Как вы знаете, ведется доработка. Необходимо в сжатые сроки устранить разногласия, связанные с его принятием. Документ закрепит выбранный нами долгосрочный «зелёный» вектор развития Новосибирска. В 2020 году проведена полевая часть работ по кадастрированию лесов, границы лесничества и участков запроектированы. Очень важно продолжить эту работу. Генеральный план и лесохозяйственный регламент определят развитие Новосибирска на ближайшие 10 лет.

Комфортная городская среда имеет приоритетное значение для будущего Новосибирска. Мегаполисы страны во многом конкурируют именно в этой плоскости. В прошлом году средствами трёх бюджетов в городе обновили 292 дворовые территории. Все проекты сделаны в соответствии с наказами избирателей. Оформлены удобные проезды и тротуары, отремонтированы лестничные спуски, подпорные стенки, высажены деревья, установлены лавочки и фонари. Кроме того, в городе создано 27 новых детских и спортивных площадок в парках и общественных зонах. В этом направлении мэрия всегда плотно сотрудничает с депутатами, поэтому не буду останавливаться подробно на результатах и сложностях этой работы.

Реализован ещё один масштабный проект, из выбранных новосибирцами на голосовании в 2018 году, — благоустройство Затулинского парка. Работу высоко оценили и депутаты, и жители Кировского района. Практически в каждом районе Новосибирска есть зеленые зоны, в которых в минувшем году велась работа.

Отмечу, что именно в 2020 году полноценно заработала новая система управления зелеными зонами. Начало работу управление по благоустройству общественных пространств. Сформирована единая дирекция парков. Итогом стала принятая муниципальная программа «Зеленый Новосибирск», которая консолидировала наши усилия по благоустройству и зоны ответственности.

Важным событием 2020 года стало празднование 75-летия Победы Советского народа и Красной Армии в Великой Отечественной войне. Приведено в порядок немало памятных мест. Самое знаковое из них — Монумент Славы и сквер, где к 9 мая были завершены все работы.

В этот юбилейный год Новосибирск был удостоен почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести». В знак этого признания на площади Калинина будет установлена памятная стела.

Уважаемые депутаты!

Завершая выступление, хочу сказать ещё несколько слов. Мы прошли сложный путь. Минувший год стал особым. Он потребовал консолидации усилий разных уровней власти, разных политических и общественных сил для защиты нашего города, его жителей от пандемии. Необходимость защищать город о пандемии сохраняется, риски остаются. Очень важно этот опыт слаженной работы сохранить. Предстоит, возможно, еще более напряженный период. Трудно сказать, как будет развиваться ситуация. В предстоящей трехлетке сохраняются риски недополучения доходов. Бюджетные возможности города будут зависеть от темпов восстановления экономики. Но я уверен, если мы вместе скоординировано будем работать, искать оптимальные решения в интересах жителей города Новосибирска — у нас всё получится!


Спасибо всем за работу!