RAEX «Эксперт РА» подтвердил рейтинг Новосибирску на уровне ruА-

9 марта 2022 года рейтинговое агентство RAEX «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Новосибирску на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу «Стабильный».

Новосибирск является административным центром Новосибирской области. По численности населения на 01.01.2022 город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт и наука. В отраслевой структуре промышленного производства обрабатывающие производства формируют порядка 78%. Одним из динамично развивающихся секторов экономики города является торговля, на ее долю приходится более трети совокупного объема отгруженных товаров и услуг по хозяйственным видам деятельности. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и, как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70 %.

Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета муниципалитета по итогам 2021 года составила 51,5%, что на 2,1 п. п. выше уровня 2020 года. В структуре налоговых доходов в 2021 году наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц и земельный налог. За отчетный год доходы бюджета муниципалитета выросли на 12,8% по сравнению с 2020 годом. По налоговым доходам положительная динамика поддерживалась увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Увеличение поступлений по НДФЛ обусловлено ростом заработной платы по ряду отраслей экономики. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы города: доля крупнейшего налогоплательщика составила 2,3% в налоговых доходах.

Расходы города в 2021 году выросли на 11,1% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов муниципалитета преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 38,8 млрд рублей (или 67,7% от всех расходов), что выше уровня 2020 года на 9,6%. Положительно оценивается высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 8,4% в отчетном году. По итогам 2022 года ожидается рост расходов на 7,3%, в том числе по капитальным затратам на 15,2%, что связано с планируемым увеличением расходов капитального характера на жилищное строительство и строительство автомобильных дорог.

В 2021 году городской бюджет впервые с 2007 года был исполнен с профицитом в 0,4 млрд. рублей или 1,2% ННД.

Долговая нагрузка города находится на умеренном уровне. Совокупные обязательства города на 01.01.2022 составили 22,9 млрд рублей, что соответствует объему долга на 01.01.2021. Долговая нагрузка на отчетную дату составила 77,0%, что на 13,6 п. п. ниже, чем годом ранее, что связано с увеличением поступлений по ННД в отчетном году. Долговой портфель сформирован из облигационных займов, банковских кредитов и бюджетных кредитов. По итогам 2022 года существенных изменений в структуре долга не ожидается. График погашения обязательств оценивается как комфортный. Ликвидность поддерживается остатками средств на счетах, доступностью к казначейским и банковским кредитам, предназначенными для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.