Связь с мэрией

Нормативно-правовые акты по вопросам оплаты труда

  • Методические разъяснения по применению положений Постановления мэрии от 26.04.2013 г. № 4153 «Об утверждении Положения об установлении систем оплаты труда»

    Настоящие Методические разъяснения разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р и постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 в целях обеспечения единого подхода к определению среднесписочной численности, средней заработной платы и других показателей при разработке и применении отраслевых систем оплаты труда.
    1. Расчет средней заработной платы регламентируется ст.139 ТК РФ и По-становлением Правительства РФ ОТ 24.12.2007 г. № 922. При расчете учитываются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда и применяемые у конкретного работодателя вне зависимости от источников указанных выплат.
    Выплаты, находящиеся за рамками системы оплаты труда, не включаются в расчет средней зарплаты, а именно:
    — оплата отпусков, учебных отпусков, зарплата за период обучения работников, направленных на повышение квалификации;
    — выплаты пособия за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя;
    — выплата компенсации за неиспользованные отпуска;
    — материальная помощь, пособия и другие единовременные выплаты;
    — любые другие вознаграждения, не имеющие отношения к системе оплаты труда.
    Средняя заработная плата работников учреждения определяется путем деления суммы начисленной заработной платы за отработанное время на сумму среднемесячной численности работников учреждения.
    1.1. Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее од-ной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица). При этом работник, состоящий в списочном составе организации и выполняющий работы на условиях внутреннего совместительства, учитывается один раз по месту основной работы, в фонде заработной платы показывается сумма заработной платы с учетом оплаты труда по совместительству (приказ федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013 № 428).
    1.2. Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.
    Следует иметь в виду, что работники, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, в среднесписочной численности учитываются как целые единицы.
    2. Определение предельного фонда оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера
    Предельный фонд оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера учреждения рассчитывается по формуле:
    ПФОТ = (ЗП + 90% ЗП x k) x 12,
    где: ПФОТ — предельный фонд оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера учреждения, рублей;
    ЗП — заработная плата руководителя учреждения по трудовому договору на момент расчета предельного фонда, рублей;
    k — количество заместителей руководителя учреждения с учетом главного бухгалтера учреждения.
    Доплаты заместителям руководителя, главным бухгалтерам учреждений за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и выплаты по внутреннему совместительству не включаются в расчет данного фонда и выплачиваются сверх его пределов.
    Заработная плата руководителя включает в себя все выплаты, предусмотрен-ные отраслевой системой оплаты труда.
    Предельный фонд оплаты труда руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения рассчитывается ежегодно и утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств и комитетом по труду мэрии. Предельный фонд оплаты труда руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера подлежит корректировке только в случаях:
    — индексации заработной платы в учреждениях в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска;
    — изменения (уменьшения, увеличения) объема предоставляемых учреждением услуг.
    3. Среднемесячная начисленная заработная плата руководителя учреждения с учетом вознаграждения от дохода, полученного от предпринимательской деятельности, не должна превышать среднемесячную начисленную заработную плату работников учреждения в зависимости от фактической численности работников:
    Фактическая численность
    работников учреждения,
    человек Превышение среднемесячной заработной платы руководителя над среднемесячной заработной платой работников, раз
    до 100 до 3,0
    101 — 200 до 3,5
    201 — 300 до 4,0
    301 — 1000 до 4,5
    более 1000 до 5,0
    В расчет среднемесячной заработной платы работников учреждения не включается заработная плата руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения.
    Фактическая численность — списочная численность фактически занятых работников в соответствии с утвержденным штатным расписанием учреждения на 1 число текущего месяца. Фактическая численность работников не должна превышать штатную численность.
    Работники, принятые на неполный рабочий день, или неполную рабочую не-делю, включая работников, принятых на половину ставки (оклада), учитываются пропорционально отработанному времени.
    Работник, совмещающий другую профессию (должность), или оформленный в одном учреждении как внутренний совместитель, а также переведенный на часовую оплату труда и нормированное задание учитывается в фактической численности работников как один человек (целая единица).
    Не включаются в фактическую численность:
    женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, а также в от-пуске по уходу за ребенком;
    работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера.
    Руководитель учреждения, выполняющий работы на условиях внутреннего совместительства, учитывается один раз по месту основной работы, в фонде заработной платы показывается сумма заработной платы с учетом оплаты труда по совместительству (приказ федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013 № 428).
    4. Численность заместителей руководителя учреждения устанавливается с учетом особенностей отрасли, видов деятельности учреждения и организации управления этой деятельностью в зависимости от фактической численности работников учреждения.
    При наличии в учреждении филиалов и (или) иных обособленных структурных подразделений численность заместителей руководителя учреждения увеличивается на 1 единицу.
    Филиалы выполняют те же функции, что и головная организация, указаны в учредительных документах организации (уставах) и действуют на основании положения, которое утверждается создавшим их юридическим лицом.
    5. Предельный норматив доли расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал
    Согласно Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы предусмотрена оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда не более 40% от общего фонда заработной платы.
    Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема ассигнований бюджета города Новосибирска и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
    Если расходы на административный и обслуживающий персонал составляют долю, превышающую рекомендуемые проценты (либо не превышают этой доли, но учреждение считает целесообразным и дальше ее снижать), следует обратить внимание на имеющиеся непрофильные подразделения.
    Численность работников столовых, котельных, иных технических и административных работников, объем выполняемых ими работ, а также затраты на оплату их труда должны стать основой для комплексного анализа ситуации и принятия последующих решений. Например, если выяснится, что объем работ, производимых тем или иным подразделением, не позволяет обеспечить его работникам полную загруженность в течение рабочего дня, рекомендуется сократить часть этих сотрудников, и перераспределить объем работ (и денежного вознаграждения за них) между оставшимися работниками. Если же рабочая нагрузка соответствует норме, но совокупные затраты на конкретное подразделение велики, рекомендуется рассмотреть вариант передачи выполнения этой работы на аутсорсинг. Например, сторонним организациям рекомендуется передать функции по уборке помещений, техническому обслуживанию зданий и др.
    6. В случае, если учреждению в соответствии с учредительными документа-ми предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход, размер выплат стимулирующего характера в пределах фонда оплаты труда, сформированного из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, руководителю учреждения не может превышать среднего размера выплат руководителям структурных подразделений и специалистам более чем на 30 процентов.
    В данном случае под специалистами подразумеваются все работники учреждений, оказывающие платные услуги.
    При разработке отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, необходимо предусмотреть в выплатах стимулирующего характера (надбавке за качество, премиальных выплатах по итогам работы) в качестве одного из критериев оценки — организацию деятельности по оказанию платных услуг.
    7. Достижение целевых показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации по отдельным категориям работников социальной сферы.
    Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением (приложение № 5 к программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы «Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597»).
    8. Применение часовой оплаты труда.
    Часовая оплата труда устанавливается руководителем учреждения отдельным низкоквалифицированным работникам, которые качественно выполняют установленный объем работы за меньшую продолжительность рабочего времени, не более 4 часов в день.
    Перечень профессий (должностей) работников муниципальных учреждений, которым может быть установлена часовая оплата труда, утвержден постановлением мэрии от 26.04.2013 № 4153 и не подлежит расширенному толкованию и включает в себя:
    — Уборщик производственных и служебных помещений
    — Уборщик территорий
    — Дворник
    — Гардеробщик
    — Кастелянша
    — Кладовщик
    — Курьер
    — Садовник
    — Грузчик
    — Мойщик посуды
    — Горничная
    — Кухонный рабочий
    — Подсобный рабочий
    — Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
    — Рабочий по стирке и ремонту спецодежды
    — Сестра-хозяйка
    — Вахтер
    Условие об установлении часовой оплаты труда предусматривается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к нему.
    Размер минимальной часовой оплаты труда ежегодно утверждается постановлением мэра в январе текущего года.
    За выполнение большего объема работы, чем предусмотрено трудовым договором, и высокое качество выполняемой работы руководитель муниципального учреждения бюджетной сферы может устанавливать работникам более высокий раз-мер часовой оплаты труда в пределах фонда оплаты труда.
    9. Руководителями учреждений в пределах фонда оплаты труда устанавливаются повышенные оклады отдельным высококвалифицированным рабочим учреждений, выполняющие важные (особо важные) и ответственные (особо ответственные) работы.
    При отсутствии в отраслевом Положении о системах оплаты труда работников муниципальных учреждений города Новосибирска, утвержденном постановлением мэрии, перечня высококвалифицированных рабочих и перечня важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ, повышенные оклады работникам учреждений не устанавливаются.