В отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций за указанный период поступило 437 обращений, из них по товарам — 308, по услугам — 129.
По товарам:
эл. бытовые машины и приборы — 80, в т.ч.: холодильники — 16, стиральные машины — 15
радиоэлектронная аппаратура — 36, в т.ч. телевизоры — 16
компьютерная техника — 21
мебель —9
телефонные аппараты — 50
одежда — 27
обувь — 21
продукты — 3
автомобили — 1
объекты недвижимости — 0
и другие — 60
По услугам:
жилищно-коммунальные — 11 (установка индивидуальных приборов учёта, исполнение управляющими компаниями договоров по содержанию жилья, оказание услуг по вывозу ТБО, ненадлежащее качество работ по замене кровли и др.);
ремонт бытовой техники — 34 (нарушение срока и ненадлежащее качество ремонта);
почта — 2 (ненадлежащее исполнение услуг);
связь — 9 (ненадлежащее качество услуг);
медицинские — 3 (ненадлежащее исполнение услуг);
изготовление мебели — 9 (нарушение сроков изготовления, ненадлежащее качество изготовления);
изготовление и установка окон — 11 (нарушение сроков доставки, ненадлежащее качество монтажа окон, лоджии);
дверей — 3 (ненадлежащее качество услуг);
финансовые — 8 (отказ в одностороннем порядке потребителя от исполнения договора страхования, незаконное взимание комиссий, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, предоставление ненадлежащей информации об услуге);
пошив и ремонт одежды — 1 (ненадлежащее качество услуг);
туристские — 1 (ненадлежащее исполнение услуг);
услуги химчистки — 4 (некачественно оказанные услуг);
СТО — 0
риэлтерские — 2 (ненадлежащее качество услуг);
культурно-развлекательные — 3 (ненадлежащее исполнение услуг);
транспортные — 6 (ненадлежащее исполнение услуг);
общественное питание — 0
образовательные услуги — 0
прочие — 22 (ненадлежащее качество услуг по ремонту квартиры, парикмахерских услуг, юридические услуг, услуг по доставке цветов).
Пример обращения граждан.
Потребитель приобрел электрический водонагреватель. В течение 15 дневного срока потребитель обнаружил в товаре недостаток. Потребитель обратился к продавцу по телефону с требованием заменить товар аналогичной модели. Продавец направил представителя, который осмотрел водонагреватель и предложил устранить недостаток. Потребитель не согласился и обратился в отдел по защите прав потребителей департамента по социальной политике для получения консультации. Специалист отдела предоставил потребителю правовую консультацию и оказал помощь в составлении претензии.
В силу ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон) продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, при отсутствии в договоре условий о качестве товара, товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
. На основании ч. 1 ст. 21 Закона в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
В соответствии с п.1 ст. 24 Закона при замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится.
Продавец, получив претензию от потребителя, в