Связь с мэрией

АСДГ: муниципалитеты нуждаются в четком разграничении полномочий и их финансовом обеспечении

В Новосибирске проходит XXXV Общее собрание Ассоциации сибирских и дальневосточных городов и конференция руководителей муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока. По мнению участников совещания, самым проблемным был и остаётся вопрос распределения полномочий, вопрос их финансового обеспечения.

Участие в общем собрании и конференции АСДГ в этом году принимают представители 58 сибирских и дальневосточных городов, в том числе из Хабаровска, Иркутска, Новокузнецка, Томска, Абакана, Братска, Красноярска, Омска, Мирнинского района, Улан-Удэ, Комсомольска-на-Амуре, Читы, Южно-Сахалинска, Якутска, Дудинки.

Как отметил председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы РФ Алексей Диденко, для того, чтобы муниципалитеты эффективно выполняли свои полномочия, необходимо их устойчивое финансирование. В частности, по его мнению, необходимо перевернуть фискальную пирамиду основанием к местному самоуправлению, во-вторых, можно передать муниципалитетам от 1 до 1,5 процентов налога на прибыль (сейчас такое право есть у регионов, но это именно право, а не обязанность), в-третьих, пополнению муниципальных бюджетов могут способствовать курортные сборы, которые могут вводить многие города. Еще одним средством стабильного пополнения местных бюджетов может быть «расщепление» транспортного налога с тем, чтобы отчисления физических лиц оставались на муниципальном уровне, а с юридических лиц шли в бюджет субъекта федерации.

В докладе мэра Новосибирска Анатолия Локтя, говорится о том, что «наметившееся перераспределение сфер ответственности зачастую приводит к нарушению разумного баланса между местными интересами и интересами органов государственной власти. Среди полномочий, которые не только размыты, но и постоянно перемещаются с одного уровня на другой, особо можно выделить общее образование, первичное здравоохранение (поликлиники) и социальную защиту».

В частности, речь идет о передаче на уровень субъекта федерации полномочий в сфере образования. «В результате такой оптимизации в сфере здравоохранения качественных изменений в системе охраны здоровья не произошло. Сокращение первичного звена учреждений на местах, особенно в сельских поселениях, снизило доступность медицины для населения. И даже в крупных городах, в Новосибирске, мы чувствуем, что поликлиническое звено выпадает из первоочередного внимания региональных властей. Очередей меньше не стало, проблема кадров не решена, качество обслуживания вызывает массовые нарекания».

«Аналогичная ситуация может сложиться в связи с предлагаемой реформой в образовании. Инициатива по передаче школ с местного на региональный уровень — пожалуй, самое спорное решение за последнее время. Может быть, для небольших дотационных муниципалитетов, у которых нет необходимых средств на школы, это позволит улучшить условия обучения. Но в крупных городах с развитой сетью образовательных организаций возникнут сложности. В Новосибирске сегодня работает более 200 школ. Нет сомнений, что управление из единого центра будет затруднено. Появятся неизбежные трудности с решением бытовых, организационных, кадровых вопросов, что в конечном итоге может отразиться на качестве образования. К тому же останется вопрос, а как быть с детсадами, которых в городе 250, с учреждениями дополнительного образования? — убежден мэр Анатолий Локоть. — Не менее важен вопрос финансирования. Сейчас образование — самая большая статья расходов в бюджете Новосибирска — 57 %. Город вкладывается в строительство и реконструкцию школ и детских садов, укрепление, модернизацию и развитие материально-технической базы. Кроме того, функционирование школ невозможно рассматривать без расходов на строительство дорог и тротуаров, содержание зданий и их ремонт, организацию питания и т.д. Если забрать у городов эти полномочия, то нам останется только подметать дворы и заниматься освещением улиц. Поэтому Новосибирск выступает однозначно против образовательной «сверхцентрализации».

«У нас формально отсутствуют полномочия в промышленной политике. Сама постановка вопроса о том, нужно ли мэрии крупного мегаполиса заниматься развитием предприятий, науки и высокотехнологичных производств кажется мне лишенной здравого смысла, — подчеркивает Анатолий Локоть. — Власти города, который называется научной столицей России, не могут отстраняться от вопросов в этой сфере. Так мы лишаем себя будущего. У города фактически нет полномочий в формировании промышленной политики и по налогу на прибыль предприятий, который в основном собирается именно здесь».

«Считаю, что крупным городам, таким как Новосибирск, городам-миллионникам нужно добавить полномочий, поддержать их стремление к самостоятельности, укреплять бюджетную политику на местном уровне. Крупные города должны выступать драйвером развития территорий, обладать особым статусом в системе местного самоуправления. Возможно выделение их в отдельную группу муниципальных образований с расширенным кругом полномочий, дополнительными источниками доходов и иным взглядом на межбюджетные отношения», — убежден мэр Анатолий Локоть.