Связь с мэрией

Отчет мэра перед Советом депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2017 год

12 февраля 2018 года мэр Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть выступил на сессии Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва с отчетом о результатах деятельности мэра и мэрии города Новосибирска за 2017 год перед депутатами Совета депутатов города Новосибирска:

Уважаемые депутаты!

Сегодня я представляю вам отчет о результатах деятельности за 2017 год. Традиционно в начале года мы подводим итоги, оцениваем наши планы и достижения.

Две недели назад у вас была возможность заслушать заместителей мэра с подробными отчетами. Обширный документ с информацией о работе структурных подразделений направлен в Совет депутатов. Сейчас подробнее остановлюсь на тех результатах, которые считаю наиболее значимыми.

Подчеркну, все задачи развития города в последние четыре года мы решаем в условиях серьёзного ограничения в ресурсах. Предварительные данные по исполнению бюджета вы видите на экране. По сравнению с 2016 годом объём поступлений по собственным доходам вырос на 850 млн рублей.

По неналоговым доходам недополучено 800 млн рублей. Отрицательным фактором остается отставание от плана по сбору доходов от аренды земли из-за задолженности застройщиков. Проблема не нова. Горсовет в нее глубоко погружен, действует совместная рабочая группа. Благодаря претензионно-исковой работе в бюджет города в 2017 году поступило более 550 млн рублей. По некоторым арендаторам мы инициировали процедуру банкротства, расторгаем договоры. Эта работа будет продолжена: мы учитываем ситуацию на строительном рынке, но мы не будем снижать требовательность в отношении неплательщиков.

Бюджет города, как и все последние годы, сохраняет свою социальную направленность. Самые объемные направления расходов: образование — 56 %, национальная экономика — 14 %, социальная политика — 7%.

Чтобы не останавливать Новосибирск в развитии, мы пошли на увеличение дефицита бюджета. В 2017 году он составил 2,5 млрд рублей. Увеличился внутренний долг города. Одновременно с этим ведется взвешенная политика, направленная на снижение расходов на обслуживание долга. В прошлом году удалось сократить эти расходы на 124 млн рублей. Хочу подчеркнуть, что решения о займах помогает нам участвовать в крупных федеральных проектах. Все проекты требуют софинансирования со стороны местного бюджета.

Новосибирск, как и многие крупные города, является заложником сложившейся системы межбюджетных отношений, чрезмерно централизованной и инертной. Будучи бюджетным донором Новосибирской области, город не может выполнить самостоятельно практически ни одну серьезную программу.

В последние годы мы с вами очень активно обозначали эту проблему, поднимали вопрос о возврате части отчислений по НДФЛ. Благодаря принципиальной позиции депутатов, в прошлом году нам удалось выстроить диалог с регионом в рамках рабочей группы по межбюджетным отношениям. Новосибирск получил дополнительные средства на развитие, а областные власти публично признали проблему перекоса в распределении налогов. Сегодня мы уже не слышим категоричного «нет» на проблемы городского бюджета, как это было год назад.

Для себя мы ставим цель — упростить, ускорить все процедуры для инвесторов, обеспечить им благоприятные условия. Создано управление предпринимательства и инвестиционной политики. Исключено дублирование функций. Приняты меры по снижению административных барьеров, порядок сопровождения инвестпроектов выстроен по принципу «единого окна». Важное направление работы — механизмы муниципально-частного партнерства.

Новосибирск является лидером по количеству заключенных концессионных соглашений, которые затрагивают все социальные и хозяйственные отрасли города. Один из успешных примеров — реконструкция муниципальной бани № 8. Бывшее аварийное здание превращено в современный социальный объект, сохранены все льготы, понятны экономические результаты. У нас 10 таких объектов. В этом году, чтобы повысить эффективность работы и найти средства на модернизацию муниципальных банных комплексов, в концессию будут переданы еще два. Совокупный экономический эффект в этой сфере может достигнуть 20 млн рублей.

В 2018 году продолжим развивать муниципально-частное партнерство. На рассмотрении находится 16 предложений.

Ограниченность бюджетных ресурсов поставила перед нами задачу концентрации усилий. Всегда непросто принимать решения о сокращении расходов, о переносе исполнения наказов и важных проектов. Защищая интересы новосибирцев, своих избирателей, депутаты часто не соглашаются с позицией мэрией. Мы вместе искали компромиссы, которые позволяют принимать взвешенные решения. Уверен: такое конструктивное взаимодействие продолжится в этом году. Конечно, нам хотелось бы иметь больше возможностей для решения городских проблем здесь и сейчас. Но мы работаем в таких экономических и бюджетных условиях, когда приходится определять приоритеты.

Именно на реализации городских приоритетов развития Новосибирска остановлюсь подробнее.

Это:

развитие дорожно-транспортной сферы,

строительство социальной инфраструктуры,

создание комфортной городской среды и зеленых зон.

Мы вложили в эти направления более 3 миллиардов рублей из бюджетов всех уровней.

ПРИОРИТЕТ «ТРАНСПОРТ И ДОРОГИ». Работу профильных подразделений сосредоточили на нескольких направлениях. Первое — ремонт дорог. Вы знаете, что Новосибирск вошёл в долгосрочный федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». За прошедший год специалистами мэрии и муниципальных предприятий разработана необходимая проектно-сметная документация на объекты 2017 и 2018 года, получены экспертизы. Профильный департамент сработал на опережение и, по сути, обеспечил включение в эту масштабную федеральную программу. Работу по этому направлению я оцениваю наиболее высоко, что подтверждено проверками Росавтодора и контрольно-счетных палат города и области.

Мы обеспечили: комплексный ремонт 9 улиц протяженностью более 20 км, ликвидация 15 мест концентрации ДТП, реконструкция 45 светофорных объектов и установка 9 комплексов фотовидеофиксации.

Ежегодно город совместно с областью стараются выделять порядка 100 млн. рублей на ремонт дорог в частном секторе. За последние 4 года обновили более 360 участков улиц. Мы не намерены останавливаться в решении этих проблем, особенно понимая, как это востребовано жителями.

Подводя итог ремонтной кампании 2017 года отмечу, что в сумме на городские дороги и тротуары направлено 1,5 млрд рублей. Впервые за последние семь лет в Новосибирске выполнен необходимый норматив по ремонту — почти 1,3 миллиона квадратных метров дорожного полотна.

Второе важное направление — расширение дорожно-транспортной сети. Нам пока не удаётся изыскать дополнительных средств на крупные проекты. Главная задача — завершение уже начатых.

В 2017 году продолжалось строительство второй очереди дороги по улице Георгия Колонды, в этом году подрядчики приступят к реализации третьего завершающего этапа. Таким образом, мы сможем разгрузить выезды из отдаленных районов Калининского района.

Повышение доступности отдаленных микрорайонов — это в целом ориентир, который мы ставим перед собой в последние годы. В 2017 году построена дорога по улицам Порт-Артурской и Спортивной в Ленинском районе. Она послужит транспортным узлом, где будет разворачиваться транспорт, идущий по Титова. Подготовлены планы по транспортному развитию «Чистой Слободы». Разработан и защищён проект продления улицы Титова от нового трамвайного кольца до улицы Бийской — это 1,2 км дорожного покрытия.

Не самый затратный, но важный пример — добились передачи дорог военного городка. Решили вопрос финансирования и занялись благоустройством, которого люди ждали 30 лет. В результате открыта для движения новая автодорога по ул. Василия Старощука (от Бориса Богаткова до Тополёвой). В дальнейшем с выходом на Ипподромскую дорога фактически станет дублёром Военной и должна разгрузить её.

Третье направление — повышение качества и доступности общественного транспорта. Здесь также внимание уделялось отдаленным жилым районам. Велась «перенастройка» работы общественного транспорта: на 7 маршрутах продлены или изменены схемы движения, открылось движение общественного транспорта по новому участку Порт-Артурской, Старощука, ряд маршрутов продлили до Южно-Чемского.

В полную силу заработал участок новой трамвайной линии до «Чистой Слободы». Два маршрута, запущенные по этой ветке, перевезли за год 1,5 млн новосибирцев.

Поэтому для города особое значение имеет совместное новосибирско-белорусское производство по сборке трамваев «БКМ Сибирь». В 2017 году предприятие модернизировало 12 вагонов, которые вышли на городские маршруты.

Мы напряженно ищем ресурсы для сохранения муниципального общественного транспорта. Новое производство позволяет экономить на обновлении подвижного состава. В полной мере эффект от новой техники проявился и на «ПАТП-4», куда мы закупали 18 автобусов для междугородних перевозок. Доходность этих маршрутов повысилась за год на 11% и занимает в структуре доходов предприятия около 50% от общего объема перевозок предприятия. Тем самым мы компенсируем убытки от нерентабельных социально-значимых городских маршрутов. Кроме того, существенную поддержку в конце года мы получили из бюджета региона для повышения финансовой устойчивости ГЭТ и ПАТП-4.

Относительно стабильно чувствует себя «Новосибирский метрополитен». По итогам года пассажиропоток незначительно, но вырос. Предприятие капитально отремонтировало 8 вагонов — эти объемы удается выдерживать ежегодно. Но старение подвижного состава этим не остановить, учитывая жесткие требования к состоянию поездов метро, проблема в скором времени встанет в полный рост. И, безусловно, нам необходимо завершить строительство начатых линий, а также строить новые станции метро.

В последние два года город поступательно готовится к реформе общественного транспорта, которая произойдет с вступление в силу 220-ФЗ в 2020 году. Но здесь есть свои сложности. В 2017 году работа была направлена на развитие системы безналичных расчетов. Разработаны необходимые технические требования для модернизации системы, которые внедрены частью перевозчиков. В итоге прирост доли пассажиров, перевезенных по безналичной оплате составил 2% и достиг 167 млн. человек за год. Однако для полного перехода коммерческих перевозчиков необходимо создать условия. А именно принять на областном уровне решение по изменению тарифа на проезд в общественном транспорте, предусмотрев дифференцированную плату при наличной и безналичной оплате. Без этого шага кардинально изменить ситуацию не представляется возможным. Мы рассчитываем на поддержку депутатского корпуса в решении этого вопроса.

ПРИОРИТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА». Нет необходимости объяснять депутатам актуальность этого направления.

Но благодаря системному подходу удалось добиться серьезных сдвигов в решении этой сложной и запущенной проблемы. Напомню, что Совет депутатов утвердил программу комплексного развития социальной инфраструктуры на 2017-2030 годы. Город при поддержке Новосибирской области активно включается в федеральные программы, работает с застройщиками, привлекает инвесторов, ищет нестандартные решения.

К 1 сентября 2017 года открыли две новые школы: школа № 155 на Ключ-Камышенском плато и школа № 213 в микрорайоне «Березовое». Таким образом, всего за последние четыре года 6 городских школ отремонтировано, реконструировано либо построено.

В течение этого года стоит задача завершить работы по строительству и открыть еще пять школ в разных районах города.

Хочу подчеркнуть, что такого количества строящихся школ в Новосибирске не было с советских времён.

Важно и создание новых мест в детских садах. Масштабная федеральная программа помогла нам добиться прорывных результатов. Однако программа завершена два года назад, а в ряде жилмассивов вопрос переполненности садов ещё не снят с повестки. Поэтому мы продолжаем по максимуму использовать собственные ресурсы, чтобы создавать новые места. Завершена реконструкция двух зданий бывших детских домов под детские сады, которые мы вернули в нашу дошкольную систему. Это здания в Ленинском районе и в Центральном округе. По такой же схеме планируем сдать детсад на ул. Макаренко. За последние годы в Новосибирске построено, реконструировано, возвращено в систему дошкольного образования 28 детсадов. Мы изучили возможность создания пристроек с ясельными группами. 7 объектов запланированы на 2018 год — рассчитываем попасть в федеральную программу и начать строить.

После капремонта открыт корпус повышенной комфортности и доступности для маломобильных групп населения в центре «Обские зори». Для граждан пожилого возраста добавили 56 мест. Оздоровление прошли более двух тысяч человек.

Впервые за многие годы произошло укрепление материальной базы городских театров. В новое помещение переехал театр «На левом берегу». Театр Сергея Афанасьева получил долгожданную собственную площадку в здании бывшего кинотеатра «Пионер». Особую гордость вызывает начало работы в отношении двух исторически значимых объектов культуры. Во-первых, это восстановление конторы инженера Будагова. Во-вторых, будет реконструирован филиал Музея Новосибирска на ул. Обской, 4 рядом с парком «Городское начало». Оба здания преобразятся к 125-летию Новосибирска.

Для развития спорта важным достижением я считаю открытие 7 залов самбо. В 2017 году, на мой взгляд, заложена основа для формирования полноценного спортивного кластера в Новосибирске. Я говорю о проектах строительства новой ледовой арены, волейбольного комплекса, центра спортивной гимнастики. Речь также о концессионных соглашениях на реконструкцию бывшего кинотеатра «Космос» под центр хоккейного мастерства, о бассейнах «Дельфин» и «Фламинго». Эффект от партнёрства государства, муниципалитета и частных инвесторов будет заметный — массовый и профессиональный спорт получат новую динамику развития.

ПРИОРИТЕТ «ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД И КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ». Благодаря вовлеченности депутатов с 2014 года идет работа, в которой активно участвуют и сами жители. В федеральных структурах Новосибирск сегодня приводится в качестве успешного примера реализации проектов комфортной среды. Для меня важно, что в 2017-м мы перешли от «латания дыр» к созидательным задачам развития.

Самым знаковым и долгожданным стало благоустройство Михайловской набережной. Сделан огромный объем работы. В этом году предстоит второй этап реконструкции. Эту площадку увидят все горожане — в июне тысячи людей соберутся на трансляцию матчей чемпионата мира. Затем набережная примет основные мероприятия празднования юбилея Новосибирска.

Заметны изменения в парках и скверах. Преобразился Центральный парк, велось благоустройство и высадка деревьев в других зеленых зонах. Мы стремимся сохранить все зеленые уголки — начато благоустройство будущего сквера на площади Маркса, зарезервированы участки на площади Труда и в Советском районе на ул. Демакова, продолжаем отстаивать право на организацию сквера на Челюскинцев, 50.

Решалась масштабная задача благоустройства дворовых территорий. За короткое сибирское лето отремонтировано 306 дворов на сумму 450 млн рублей. Это в 4 раза больше, чем в 2016 году.

Кроме того, проведена инвентаризация дворовых и общественных территорий города, оформлены паспорта благоустройства. По результатам проведенной паспортизации сформирован адресный перечень территорий, нуждающихся в благоустройстве.

В разделе городской среды, я бы хотел сказать ещё про несколько направлений. Два года мы не могли выделить ресурсы для решения проблемы тротуаров. В этом году более 100 тыс. кв. метров отремонтировано по БКД. Благодаря муниципальной программе привели в порядок ещё 43 тротуара. На этот год сумма заложена в бюджете с увеличением, и конкурсы уже отыграли. И без этой работы нам не изменить городскую среду.

Летняя и зимняя уборка города: состоялись аукционы по приобретению 48 современных машин на сумму 348 млн. рублей. Серьёзно обновляем парк техники ДЭУ — таких закупок муниципалитет не осуществлял последние несколько лет. Кроме того, организован пилотный проект по аутсорсингу на уборку снега в Пашино. Эксперимент продолжается, если он будет признан успешным экономически и по качеству, подумаем о тиражировании.

Прежде всего — строительный комплекс. На особом контроле — вопрос расселения ветхого и аварийного жилья. Мы по-прежнему ждем решений федерального центра о продлении федеральной программы, здесь позиция мэрии и депутатов была выражены консолидировано и была услышана. В минувшем году мы завершали выполнение своих обязательств по действующим программам. Результаты вы видите на экране. 

Еще одна болевая точка для Новосибирска — объекты с обманутыми дольщиками. В прошлом году завершили строительство 13 объектов.

В жилищно-коммунальном комплексе стабильно решаются текущие задачи жизнеобеспечения города. Системно решается вопрос по переводу потребителей с локальной котельной мясокомбината на центральное теплоснабжение. В 2016 году завершён первый этап, в 2017 — шло строительство теплотрассы. Работы по переключению будут завершены уже в этом году. В рамках подготовки к отопительному сезону отремонтировано более 70 км теплосетей.

Магистральное направление — капитальный ремонт многоквартирных домов. Программа реализуется в Новосибирске с 2014 года. За это время отремонтировано 1112 домов с ежегодным увеличением объемов. Из них в 2017-м — в 522 домах. В этом году департаменту энергетики и ЖКХ нужно обеспечить план по 628 домам. Это более 1200 различных видов работ, которые должны выполнить подрядчики.

Уважаемые депутаты! С учетом серьезных бюджетных ограничений темпы развития Новосибирска будут во многом зависеть от того, насколько эффективно мы используем внутренние ресурсы, развиваем конкурентные преимущества города. Безусловное преимущество Новосибирска — мощный научно-производственный потенциал и перспективная промышленность, в том числе, наукоемкая. Индекс промышленного производства продемонстрировал рост на 3%. И хотя это данные в целом по Новосибирской области, значительный объем обеспечили предприятия города.

В 2017 году профильный департамент продолжал решать задачу поиска новых эффективных решений для городского хозяйства. Один из последних примеров — первая «умная остановка», которая появилась в Новосибирске на остановке транспорта «Дом Ленина». Сформирован план на этот год — инвестор данного проекта установит около 10 таких остановок.

Огромный пласт задач решала система социальной поддержки. Услугами учреждений социального обслуживания воспользовались 70 тысяч новосибирцев. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, мы сохранили льготный проезд по социальной транспортной карте на всех видах общественного транспорта.

Благодаря вашему ответственному подходу мы очень взвешенно прошли стрессовую ситуацию для муниципальной аптечной сети. Правовая коллизия целый год решалась на федеральном уровне, но нам удалось сохранить предприятие. Продолжила развиваться сеть «филиалов социальных цен», и мы открыли еще два филиала. Сумма предоставленных скидок составила более 60 миллионов. Я благодарен депутатам за поддержку. Работа предприятия носит крайне важный социальный характер.

Уважаемые депутаты! 2017 год был динамичным и насыщенным, многое сделано, а предстоит ещё больше. Стратегическим основанием развития Новосибирска останутся городские приоритеты. Особый акцент будет сделан на повышении эффективности управления и результативности наших решений.

Центральным событием года станет 125-летие Новосибирска.

Хочу ещё раз вас заверить, что мэрия сохранит базовый принцип работы — открытость к диалогу с депутатским корпусом и общественностью, привлечение активных новосибирцев к принятию решений.

Спасибо за внимание!

Скачать презентацию "Отчет о результатах деятельности мэра и мэрии Новосибирска за 2017 год"




Скачать информацию к отчету за 2017 год в PDF