85 лет зданию железнодорожного вокзала «Новосибирск-Главный»

25 января 2024 г. исполняется 85 лет зданию железнодорожного вокзала «Новосибирск-Главный».

Здание, являющееся на сегодняшний день одной из главных достопримечательностей Новосибирска, было возведено в конце 30-х гг. XX в., в период, когда старый пассажирский вокзал давно перестал соответствовать статусу растущего города и его потребностям. Работа по проектированию здания вокзала началась в конце 1920-х гг. Первую премию на конкурсе эскизных проектов новосибирского вокзала, организованном Московским архитектурным обществом в 1929 г., получил проект архитектора Н.Г. Волошинова. 

На выставке же в Новосибирске премированный проект получил множество критических замечаний: камеры хранения были расположены далеко от входов, площади кассового зала, вестибюля и багажного отделения были признаны недостаточными, архитектурное оформление - неподходящим. Разработка эскизного проекта была передана киевскому отделению Гипротранса, в результате чего проект серьезно изменился. Именно по этому проекту был заложен фундамент здания, однако, за этим последовали дальнейшие изменения проекта по требованию технического руководства «Сибстройпути». Коррективный эскизный проект вокзала разработал архитектор Б.А. Гордеев. После рецензирования и корректировки проекта архитекторами Г.Б. Бархиным и А.З. Гринбергом был составлен окончательный проект здания новосибирского вокзала.

Эскизный проект здания Новосибирского железнодорожного вокзала, подготовленный Сибирским отделением Стандартгорпроекта. Передний фасад.

Эскизный проект здания Новосибирского железнодорожного вокзала, подготовленный Сибирским отделением Стандартгорпроекта. Вид справа.

Несмотря на остроту вопроса о необходимости нового здания, добиться его постройки удалось с большим трудом. После утверждения конкурсного проекта-схемы постройки вокзала в газете «Советская Сибирь» осветили планы о постройке здания из нескольких этажей общей площадью 9 000 м2 и об оформлении привокзальной площади, для которого необходимо было снести городские и железнодорожные постройки. По информации из статей "Советской Сибири", к концу первого квартала 1930 г. была начата подвозка строительных материалов к месту постройки нового вокзала, а стоимость предстоящего строительства оценена в 4 млн. руб. Тем не менее, вопрос сроков и финансирования не был решен на правительственном уровне.

В феврале 1930 г. Окрисполкомом и Новосибирским Горсоветом в адрес Сибкрайисполкома, Наркома путей сообщения, Правления Омской железной дороги была направлена Докладная записка о недопустимости в дальнейшем равнодушного отношения к вопросу постройки вокзала. 

Докладная записка с ходатайством Окрисполкома и Горсовета перед Сибкрайисполкомом о поддержке перед Наркомом путей сообщения их прошения о необходимости строительства здания железнодорожного вокзала в Новосибирска, февраль 1930 г., МКУ «Горархив». Ф.331. Оп.1. Д.337. ЛЛ.1, 1об., 2.

19 мая 1931 г. Советская Сибирь в заметке «Третий в СССР» проинформировала о закладке 16 мая нового здания новосибирского вокзала и состоявшейся по этому поводу торжественной церемонии. Примечательно описание масштабности сооружения, использованное автором заметки: «Новый вокзал будет в 12 раз больше старого, в 5 раз больше Доходного дома».

Советская Сибирь активно освещала ход грандиозной городской стройки. 

Заметки в газете «Советская Сибирь» о ходе строительства здания Новосибирского вокзала, 1931-1935 гг.

Фрагмент стенограммы заседаний пленума Горсовета от 22.02.1932 г. МКУ Горархив.Ф.33.Оп.1.Д.297.Л.13.

Фрагмент протокола заседания Стройсекции Горсовета на 4 кв. 1937 г. . МКУ Горархив.Ф.33.Оп.1.Д.377.Л.17.

Возведение здания вокзала заняло несколько лет и было наконец принято в эксплуатацию 25 января 1939 года. 

В результате многочисленных пересмотров проекта окончательный вид здания приобрел черты разных архитектурных стилей. Будучи на момент постройки одним из немногих зданий Новосибирска такого масштаба, вокзал имел в своей основе железобетонные монолитные конструкции. Наиболее запоминающейся деталью здания стала центральная часть в виде триумфальной арки, которую увенчивал аттик - стенка над карнизом, призванная скрыть снаружи железобетонную конструкцию свода кассового зала. 

Благоустройство привокзальной площади, 1946 г.  МКУ Горархив.Ф.584.Оп.1.Д.18.Л.30.

Здание до сих пор является сооружением, формирующим облик центральной части Новосибирска. Отрадно, что благодаря колоссальной работе, проделанной более 80 лет назад, город обрел новое здание вокзала, признанное в 1960 году памятником архитектуры регионального значения и вошедшее в число наиболее примечательных городских объектов.