Методические рекомендации по проведению проверок состояния антитеррористической защищенности объектов

8 сентября 2010

Такое сложное и общественно опасное явление как терроризм требует всестороннего подхода при организации противодействия ему. В этих целях, в частности, приняты Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающие основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии со ст.3. Федерального закона № 35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по следующим направлениям:

а) предупреждению терроризма, в т.ч. выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика);

б) выявлению, предупреждению пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

При этом органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. С учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» они принимают участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» в качестве приоритетных определены: меры предупреждения, системность и комплексное использование мер противодействия. В связи с этим в вопросах профилактики терроризма, устранения условий, способствующих совершению террористических актов, большое значение имеют проверочные мероприятия. При этом проверке подлежит состояние безопасности всех организаций и предприятий на поднадзорной территории независимо от форм их собственности.

Для реализации мероприятий в области профилактики терроризма органы местного самоуправления имеют право создавать межведомственные рабочие группы (МРГ) по проверке состояния антитеррористической защищенности населения, объектов экономики и территорий, в состав которых в обязательном порядке должны включаться представители силовых и контрольных органов, располагающих соответствующими полномочиями.

Основной формой работы МРГ являются проверки, сопровождающиеся анализом состояния антитеррористической защищенности, ознакомлением с конкретными материалами и выработкой рекомендаций.

Проверочные мероприятия проводятся членами МРГ с учетом их компетенции.

Результаты работы межведомственной рабочей группы оформляются соответствующим актом и представляются для оценки и организации контроля за устранением недостатков в антитеррористическую комиссию. В тех случаях, когда выявленные недостатки отмечены на объектах федеральной или областной собственности и имеют принципиальное значение для обеспечения защищенности населения, соответствующая информация представляется также в антитеррористическую комиссию Новосибирской области. В необходимых случаях работа комиссии сопровождается принятием мер прокурорского реагирования.

Профилактика терроризма, устранение условий, способствующих совершению террористических актов

1. На критически важных объектах.

Под критически важными объектами (КВО) понимаются объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени (распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 г. № 1314-р).

Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на КВО предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенной характера, в том числе вызванных террористическими проявлениями на КВО, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаро- взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также возможно влияние поражающих факторов на большое количество людей.

Перед проверкой в обязательном порядке следует установить какими контролирующими органами и сколько раз за последнее время проводились проверки, выдавались ли руководству предприятия соответствующие предписания, устранены ли к моменту контрольной проверки нарушения, изложенные в таких предписаниях.

При выявлении фактов неисполнения предприятиями требований контролирующих органов, направленных на обеспечение безопасности объектов и людей, наряду с мерами административного воздействия (ст.cm 19.4-19.6 КоАП РФ), необходимо инициировать обращение в суды общей юрисдикции с исками о признании бездействия органов управление предприятиями и обязанности последних совершить определенные действия. Обращения в суд обосновывать защитой прав и интересов неопределенного круга лиц (как работников предприятия, так и тех, кто может пострадать вследствие незаконного бездействия, например граждан, проживающих либо работающих на сопредельной с опасным производственным объектом территории).

Деятельность администрации объекта контролируется по выполнении основных требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее ЧС). К таковым относятся:

— разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения ЧС;

— разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению ЧС;

— прогнозирование ЧС техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска ЧС для производственного персонала и населения на прилегающей территории;

— обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС;

— подготовка персонала к действиям при ЧС, проведение эвакуационных мероприятий;

— сбор, обработка и выдача информации в области предупреждена ЧС, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;

— декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;

— создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов.

КВО подлежат обязательной оценке с точки зрения готовности к предупреждению и ликвидации ЧС (в дальнейшем — оценке готовности объектов). Обязательными показателями являются: оснащенность средствами предупреждения и локализации ЧС и способность объектовыми силами ликвидировать локальную ЧС, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения о ЧС, резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения.

При проверке необходимо выяснить, выдавалось ли органом ГО и ЧС Заключение о готовности проверяемого объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС. Данное заключение отражает:

— обеспечение выполнения действующего законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС;

— соблюдение нормативных правовых актов, правил и норм по вопросам зашиты населения и территорий от ЧС;

— обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС.

Для оценки готовности КВО комиссия проверяет наличие следующих обязательных для такого рода объектов документов:

— план действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

— паспорт безопасности (форма паспорта безопасности опасного объекта утверждена приказом МЧС России от 04.11.2004 № 506);

— декларацию безопасности объекта;

— план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.

Наряду с этим оценка готовности КВО должна включать в себя:

— проверку выполнения ранее принятых решений территориального органа управления МЧС России, решений органов исполнительной власти Новосибирской области по вопросам готовности КВО к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от них;

— проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на промышленном объекте (при их наличии);

— проверку наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и локализации ЧС;

— наличие и состояния систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение персонала аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами;

— оценку наличия, мест размещения и надежности резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации ЧС;

— анализ наличия и состояния систем оповещения о чрезвычайных ситуациях (на КВО создается система оповещения, которая должна соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. № 178 «С создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»).

— анализ готовности сил и средств КВО к локализации и ликвидации возможной ЧС (укомплектованность аварийно-восстановительных подразделений личным составом, приборами и оборудованием, подготовка руководящего, производственного персонала и личного состава аварийно-восстановительных подразделений по действиям при ЧС);

— контроль за соблюдением установленных сроков разработки декларации безопасности промышленного объекта;

— анализ выполнения рекомендаций экспертной организации по вопросам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях (при их наличии);

— проверку наличия и размещения резервов финансовых и материальных средств для ликвидации возможной ЧС (из декларации безопасности);

— контроль наличия договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, порядок возмещения ущерба в случае аварии (из декларации безопасности).

Неисполнение названных требований (регулируются соответствующими нормами федерального законодательства) помимо включения в акт должно влечь применение к виновным мер прокурорского реагирования.

К предприятиям, эксплуатирующим критически важные объекты, должны предъявляться повышенные требования по соблюдению федерального законодательства о гражданской обороне.

В соответствии с п.4 Положения о гражданских организациях гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.1999 № 620, предприятия и учреждения относятся к организациям, создающим формирования, при наличии хотя бы одного из четырех условий:

а) наличие объектов, отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов;

б) отнесение организации в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.09.1998 г. № 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;

в) подготовка организации к переводу на работу в условиях военной времени;

г) размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или возможного катастрофического затопления.

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химической наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

На КВО, обслуживаемых вневедомственной охраной, следует оценить полноту и достаточность мер, принимаемых подразделением вневедомственной охраны к обеспечению защиты охраняемого объекта.

В частности, в соответствии с п.3 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 г. № 589, вневедомственная охрана согласно возложенным на нее задачам:

— обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги предусмотренные договорами с собственниками;

— участвует в подготовке и выполнении государственных региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;

— осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

Ненадлежащее исполнение охранной службой возложенных на неё задач в первую очередь по обеспечению антитеррористической защищенности охраняемого объекта, является основанием для внесения руководителю подразделения вневедомственной охраны представления, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности.

При проверке предприятий, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, также обратить внимание на соблюдение положений Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В ст.9 данного Федерального закона закреплены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, которые, в частности, должны:

— обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

— обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности;

— обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

— обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

— создавать финансовые и материальные резервы для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

— создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;

— финансировать мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий;

— совместно с органами местного самоуправления информировать население по вопросам безопасности гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст.10 Закона собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обязаны на каждом этапе (проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, консервация и т.д.) составлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Декларация утверждается органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на территории Новосибирской области, что является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и выдачи соответствующего разрешения.

Проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений целесообразно проводить с привлечением специалистов органов по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора РФ в Новосибирской области).

При выявлении фактов неисполнения предприятиями требований контролирующих органов, направленных на обеспечение безопасности объектов и людей должны приниматься меры административного воздействия (ст.ст.19.4-19.6 КоАП РФ), а также могут быть инициированы обращения в суды общей юрисдикции с исками о признании бездействия органов управление предприятиями и обязанности последних принять необходимые меры.

2. На объектах с массовым пребыванием людей.

Объекты с массовым пребыванием людей являются наиболее характерными объектами, подлежащими контролю со стороны антитеррористических комиссий муниципальных образований. К ним относятся все организации и учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты (интернаты, детские дома, дома престарелых и др.), рынки и т.п.

Безопасность таких объектов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и ведомственными нормативными документами МЧС РФ в области пожарной безопасности, целевыми федеральными программами (например, ФЦП «Безопасность образовательного учреждения»), нормативными правовыми актами Новосибирской области.

В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 02.12.2004 № 703 «Об организации системы антитеррористической деятельности на территории Новосибирской области» на таких объектах должны быть приняты необходимые организационные меры по противодействию терроризму и разработана соответствующая документация.

На всех объектах должны быть созданы постоянно действующие группы либо назначены конкретные работники, ответственные за организацию и осуществление антитеррористических мероприятий. В их задачи входят:

— разработка документов по вопросам антитеррористической защищенности объекта;

— мониторинг обстановки и состояния безопасности на объекте;

— организация взаимодействия с правоохранительными органами;

— определение порядка действий персонала в случае террористического акта или возникновения иных ЧС, в том числе по локализации их последствий;

— проведение предупредительно-профилактической работы в коллективах (создание уголков безопасности, проведение разъяснительной работы, организация тренировок и т.п.);

— представлять администрацию объекта (наряду с руководителем) в оперативном штабе по проведению контртеррористической операции.

На объектах должны быть разработаны и утверждены руководителями следующие документы:

— паспорт безопасности;

— документы по организации и порядку охраны объекта;

— должностные инструкции руководящему составу объекта, дежурно-диспетчерским службам и всему персоналу объекта по порядку действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера.

К числу первоочередных мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей относятся также:

— организация физической защиты объекта, предполагающая строительство ограждения территории (для образовательных учреждений), установку технических систем контроля (сигнализация на проникновение, видеоконтроль), обеспечение охраны объекта и т.п.

— оснащение объекта кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт органа внутренних дел;

— оборудование объекта автоматической системой пожарно-охранной сигнализации;

— разработка планов эвакуации.

Помимо изложенного, на отдельных объектах, прежде всего с неорганизованным посещением гражданами, следует контролировать исполнение положений п.2. распоряжения Правительства РФ от 14.10.2004 г. № 1327-р, а именно:

— установку и (или) предоставление участков для установки в местах массового пребывания людей современных технических средств массовой информации;

— предоставление имеющихся технических средств массовой информации и времени для распространения соответствующей информации антитеррористического характера.

В ходе проверки объектов с массовым пребыванием людей следует выяснять вносились ли руководству организаций предписания органов пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Новосибирской области, устранены ли замечания, изложенные в предписании. Неисполнение указанных требований является основанием для внесения руководству организации представления и привлечения к административной ответственности по ст.20.4 КоАП РФ.