Прокуратура города разъясняет: установлена административная и уголовная ответственность за дачу заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок

31 января 2019

В соответствии с ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за заведомо ложное заключение эксперт, экспертная организация или ее должностные лица несут ответственность, однако в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) корреспондирующие данной норме положения об ответственности экспертов и экспертных организаций отсутствовали.

07.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 510-ФЗ, который дополнил КоАП РФ ст. 7.32.6, устанавливающей административную ответственность за дачу экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Одновременно в ст.ст. 2.4 и 3.11 КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.32.6 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. При этом к должностным лицам может применяться дисквалификация в виде лишения их права осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.32.6 КоАП РФ, относятся к подведомственности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово­бюджетной сфере, контрольных органов в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа (ст.ст. 23.7, 23.71, 23.66, 23.82 КоАП РФ).

Кроме того, предусмотрено право инспекторов Счётной палаты Российской Федерации, уполномоченных должностных лиц контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных должностных лиц органов муниципального финансового контроля составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.32.6 Кодекса. При этом дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 7 ст. 28.3, ч. 11 ст. 23.1 Кодекса).

С 08.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 520-ФЗ, которым установлена уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 200.6 УК РФ). Уголовная ответственность наступит в случае:

‑ причинения крупного ущерба (до 1 года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового);

‑ причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека (до 3 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового);

‑ причинения смерти двум и более лицам (до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового).

Предварительное следствие по указанным делам производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.

Внесение изменений обусловлено тем, что предоставление заведомо ложного экспертного заключения способствует совершению других, более опасных деяний, в частности, хищений при осуществлении госзакупок. Кроме того, такие действия могут причинить вред жизни и здоровью граждан, например, в случае, если предметом экспертизы являются лекарственные средства.