Состоялось третье заседание Совета по научно-промышленной и инновационной политике

11 января 2010
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий провел третье заседание Совета по научно-промышленной и инновационной политике города. Участники обсудили ход разработки комплексной программы "Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности Новосибирска до 2020 года".
Стенограмма выступления председателя Совета, мэра Новосибирска В.Ф. Городецкого:

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!
В августе прошлого года мы начали совместную работу над программой «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года». Для принятия такого решения у нас были, да и сегодня не утрачены все необходимые основания и предпосылки. Промышленное производство в городе в направлениях, определенных Стратегическим планом устойчивого развития Новосибирска, росло нарастающими темпами, превышающими среднероссийские. Ряд наших крупных предприятий, таких, как Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова, Новосибирский завод химконцентратов, объединение «ЭЛСИБ» и другие, получили и имеют серьезные государственные и корпоративные заказы, успешно с ними справляются. Высокотехнологический сектор экономики, представляемый у нас в основном средними и малыми предприятиями демонстрирует высокие темпы развития, превышающие по приросту производства общие показатели промышленности более чем в 2,5 раза, а по приборостроению почти в 7 раз. Достижения новосибирских ученых и разработчиков, получившие широкое признание в мире, прежде всего в таких областях, как лазерная техника, электронно-лучевые, нано и биотехнологии, информационная индустрия, являются основой для создания новых наукоемких производств. Для дальнейшего развития наукоемкой промышленности и перехода к инновационному типу экономики Новосибирск обладает в целом необходимым потенциалом — высокопрофессиональными кадрами, мощным научным и образовательным комплексами, высокотехнологичной промышленностью, развитой финансовой инфраструктурой и таким важным фактором, как толерантные производственные и деловые отношения в городе.
Чтобы оптимально использовать наш потенциал, получив тем самым выигрышные позиции в жесткой конкуренции городов и регионов за инвестиции, человеческий капитал, ресурсы и лидерские позиции в стране и мире, а все это необходимо для достижения главной нашей стратегической цели — улучшения качества жизни новосибирцев, нам и требуется названная комплексная программа.
Поэтому мы создали Совет по научно-промышленной и инновационной политике из первых лиц промышленных предприятий, научных учреждений, вузов, общественных научно-производственных объединений и представителей руководства властных органов. Для работы над программой в Совете образованы рабочие органы. В их числе семь комиссий для подготовки прогнозно-аналитических материалов и разработки предложений по развитию инновационного потенциала промышленности и научно-образовательного комплекса города Новосибирска. По основным наукоемким отраслям промышленности и инновационным направлениям намечена работа большого количества (почти 20-ти) секций, задачами которых является целевой прогноз будущего инновационного развития соответствующих отраслей либо направлений и разработка программных мероприятий, обеспечивающих это развитие.
Как вы помните, на первых заседаниях Совета мы намечали получить исходную версию комплексной программы уже в первом квартале 2009 года. Однако нарастание кризисных явлений в ноябре-декабре, выразившихся, прежде всего в снижении, по отношению к сентябрю, объемов в обрабатывающих производствах города, приостановке выполнения контрактов с основными потребителями машиностроительной продукции и резком росте кредиторской задолженности предприятий, привело к коррекции наших текущих задач. Для большинства членов Совета, в том числе департамента промышленности инноваций и торговли мэрии более важной проблематикой в конце года стала разработка и реализация антикризисных мер. Работа в этом направлении отодвинула на второй план все остальное. Хотя задержка, может быть, и оправдана форс-мажорными обстоятельствами, но Совету требуется попытаться наверстать упущенное время, и ускорить разработку комплексной программы, так как ее принятие и реализация, несомненно, наметит основные пути преодоления кризиса.
Разумеется, наша программа не сможет устранить негативное влияние финансово-экономического кризиса. На смягчение и отвод его ударов направлены особые антикризисные меры на всех уровнях: муниципальном, областном, федеральном. Понимаю, что члены нашего Совета хорошо информированы об этом и знают о разработанных планах, постановлениях и распоряжениях местной и региональной власти, обращениях в федеральные органы, образовании отраслевых и межведомственных комиссий по поддержанию в условиях воздействия кризисных явлений финансовой стабильности в промышленности и обеспечению устойчивого социально-экономического развития как города Новосибирска, так и Новосибирской области. Поэтому не буду здесь снова рассказывать о них, так как они, как говорится, относятся к другой ипостаси.
Однако хочу сказать подробно о том, почему разработка программы может помочь использовать положительные моменты финансово-экономического кризиса. Не секрет, что в трудные времена любое сообщество мобилизуется и ищет выходы из кризисных ситуаций. При этом основные пути, как правило, находятся в режиме экономии ресурсов, в качественных преобразованиях технологий производства, обеспечивающих рост производительности, улучшение качества продукции, повышение конкурентоспособности. Программа, которую мы разрабатываем, должна наметить такие мероприятия, которые обеспечили бы в Новосибирске интенсивное научно-промышленное развитие, причем, подчеркну, не только в традиционных направлениях, но и главным образом в новых прорывных. Если мы активно и по-деловому осуществим это, то сможем превратить начавшийся трудный 2009 год в год мобилизационный, Уверен, что научно-техническая общественность города способна это сделать, и тогда мобилизационный 2009 год станет трамплином для дальнейшего бурного промышленного роста.
Необходимо также сказать и о том, что сегодняшняя фаза мирового финансово-экономического кризиса является самой благоприятной для восприятия экономикой прорывных инноваций. Сегодня, как никогда, актуальна теория больших циклов, или длинных волн экономической конъюнктуры замечательного русского ученого Николая Дмитриевича Кондратьева (в прошлом году, кстати, исполнилось 70 лет со времени его трагической гибели). Согласно этой теории существует закономерная связь «повышательных» и «понижательных», как писал Кондратьев, стадий этих циклов с волнами технических изобретений и их практического использования, в современной терминологии, волнами инноваций.
Повышательная и понижательная стадии большого цикла, продолжающиеся каждая от 20-ти до 30-ти лет, обычно делятся на фазы, как показано на слайде: в повышающей части цикла выделяются оживление и подъем, в понижающей — спад и депрессия. В повышательной стадии в мировой экономике преобладает мощная хозяйственная конъюнктура, при понижательной — вялая деловая активность, экономика развивается неустойчиво, нередко впадая в глубокие кризисы, как сегодня. Но что очень важно, фаза депрессия заставляет мировое сообщество искать возможности для выживания. Это и запускает инновационный процесс. Время запуска такого процесса всегда охватывает фазу депрессии и частично начало фазы оживления, а распространение нововведений четко приходится на стадию роста и достигает насыщения в области наивысшего пика цикла Кондратьева. При этом, как правило, нововведения появляются друг за другом и параллельно в системе сопряженных производств, формируя так называемый технологический уклад, вызывающий синергетический эффект роста производительности и резкое усиление экономического развития.
За нескольких столетий технологической эволюции прошло пять кондратьевских больших циклов и соответственно сложилось пять технологических укладов. Технологическим укладам, порождаемым большим циклом Кондратьева, принято присваивать номер этого цикла. На слайде представлены календарные диапазоны смены технологических укладов и поколений техники в развитых странах. Можно видеть, что четвертый цикл Кондратьева приходится на период с 30-х годов до 1980 года, пятый с 80-х годов до начала третьего десятилетия XXI века. В настоящее время мы находимся в фазе депрессии пятого большого цикла Кондратьева. Идет процесс формирования и запуска базисных инновационных кластеров шестого технологического уклада, которыми, по-видимому, станут нанотехнологии, в том числе наноэлектроника, биотехнологии и генная инженерия, мультимедиа, включая глобальные интеллектуальные информационные сети, робототехника, сверхпроводники, экологически чистая, вероятно, водородная энергетика (см. слайд).
Прошу извинить за сделанное теоретическое отступление. Но оно показалось мне необходимым, поскольку представления, о которых я говорил, были положены в основу проектирования стратегии обеспечения роста экономического потенциала города в «Стратегическом плане устойчивого развития Новосибирска». Это обоснование можно увидеть на страницах 62-63 нашего основного стратегического документа, там же показана схема технологических укладов. Такие представления дали нам возможность еще в 2000 году понять, каким образом вести промышленную политику, какие технологии являются ключевыми и требуют поддержки. На основе этого понимания были поставлены задачи в Стратегическом плане, обеспечивающие устойчивый рост промышленности, а для решения стратегических задач в тот же период муниципалитетом была разработана одна из первых в стране послереформенных концепций научно-промышленной политики в крупном городе. При этом мы ориентировались на развитие базовых технологий ядра четвертого и пятого технологических укладов, представленных на слайде.
Сегодня инновационная стратегия промышленного роста в Новосибирске, закладываемая в комплексную программу, на мой взгляд, также должна вырабатываться с учетом рассмотренных закономерностей. Тем более, что эти закономерности проявляются во всем мире в четком соответствии с основными положениями теории. Кондратьевские большие циклы приходят, словно, по расписанию, точно в то время, которое указывал еще в 1926 году Николай Дмитриевич, а вместе с ними, повторю, в фазе депрессии мировой экономики начинается технологическое обновление. Поэтому теория дает нам хорошую основу, я бы даже сказал, шкалу, для оценки приоритетов развития производств на долгосрочную перспективу, что собственно и является нашей задачей при разработке комплексной программы. С этой точки зрения и предлагается рассматривать закладываемые в программу приоритетные направления и мероприятия в них.
Если обратиться к тематике фундаментальных и прикладных исследований в институтах Новосибирского научного центра и ведущих университетах города, то можно убедиться, что она в немалой степени соответствует ядру шестого уклада. При этом уже сейчас можно назвать множество результатов, которые находятся буквально на пороге коммерциализации. Например, технологии направленного изгиба и сворачивания пленок для получения нанообъектов с высокой воспроизводимостью и точностью, созданные в Институте физики полупроводников СО РАН используются уже для изготовления макетов наношприцев, нейрозондов, наноанемометров и т.д. Другой пример, нанопорошки, технология получения которых из двуокиси кремния разработана в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН, в настоящее время целыми бочками изготавливаются на опытно-промышленной установке. До промышленного освоения выпуска этого ценного сырья для производства красок, чернил цветных принтеров, керамики, автомобильных шин и многих других приложений, даже не шаг, а полшага. Не могу не сказать также об огромном потенциале новосибирской науки в области био- и медицинских технологий, который уже при нашей поддержке служит для создания новых уникальных производств.
В этой связи просьба к исполнителям, разрабатывающим подпрограмму «Ученые СО РАН — новосибирской промышленности». Пожалуйста, обратите особое внимание на представление прорывных проектов, относящихся к шестому технологическому укладу. Набор решений, полученных вчера, а то и позавчера, часто уже неактуален. Важно встроиться в систему обновления технологической базы промышленности с новыми результатами. Нужно также учесть рыночные реалии и перспективы, ресурсную обеспеченность, интересы и возможности действующих или организуемых предприятий. В данной подпрограмме целесообразно также выстроить цепочки взаимодействия науки и производственных систем по внедрению инновационных проектов на действующих крупных предприятиях города непосредственно либо через федеральные корпоративные структуры. Для сокращения инновационного цикла могут использоваться мини-технопарки на производственных площадях промышленных предприятий. В августе мы достаточно много говорили об этом, и некоторые руководители крупных предприятий подтвердили свою заинтересованность в такой форме сотрудничества с наукой. Впрочем, совместно можно найти немало подходов, ускоряющих процесс реализации научных достижений. Главное, чтобы внедрялись новые прогрессивные и эффективные технологии. Тогда новосибирская промышленность сможет решать задачи, которые ставит наше непростое и трудное время.
Локомотивом высокотехнологического инновационного развития промышленного производства в Новосибирске, безусловно, является малый и средний научно-производственный бизнес. Сегодня в городе работает более 400 малых и средних предприятий, занимающихся производством наукоемкой продукции, более всего фирм специализируется в отраслях информатики, биотехнологий, электроники, автоматизации производственных систем, приборостроении и т.д. Многие фирмы работают в сфере высоких технологий, коммерциализируя достижения связанны с ними научно-исследовательских организаций. Нередко малые компании осваивают зарубежные рынки, а некоторые фирмы, владеющие уникальными технологиями, благодаря ноу-хау становятся мировым лидерами. Названия наших самых успешных в этом отношении малых научно-производственных фирм, таких как Тайрус, Гранч, Алекта и т.д., известны во всем мире. Понятно, что основным источником возникновения, развития и становления малых фирм должны стать технопарки. Однако, обобщая опыт работы научно-производственных компаний, полезно рассмотреть и другие нетрадиционные механизмы поддержки их систематического роста. В этом отношении надеюсь на руководителей «СибАкадемИнновация» и «СибАкадемСофт».
Хочу особо подчеркнуть, что базовым сектором промышленности Новосибирска было и остается машиностроение. Именно машиностроение обеспечивает городу наибольшие приросты объемов производства. За счет машиностроителей в значительной мере формируется доходная часть нашего бюджета. Ряд машиностроительных предприятий выпускает продукцию, обладающую высокой конкурентоспособностью. Поэтому в комплексной программе инновационное развитие машиностроительного блока должно быть уделено подобающее место.
Задачи устойчивого развития машиностроительного комплекса были поставлены в Стратегическом плане еще 7 лет назад. Предприятия были ориентированы этим документом на исполнение госзаказов ВПК, производство продукции для финансовоемкого рынка ТЭК и другие сферы использования машин и оборудования, производимого в Новосибирске. Стратегической целью объявлялись технологическое перевооружение за счет привлечения инвестиций и перевод предприятий на интенсивный, опережающий путь развития путем внедрения инноваций и повышения производительности труда. В определенной степени в до конца прошлого года эта цель достигалась, несмотря на остающиеся на предприятиях тяжелые проблемы, связанные с моральным и физическим износом оборудования до критического уровня, острейшим дефицитом квалифицированных кадров, низкой кредитной и инвестиционной привлекательностью, наличием избыточных производственных мощностей с морально устаревшей конфигурацией производственных зданий, устаревшей инженерной инфраструктурой, недостаточно развитой системой производственной кооперации и т.п. Важно, чтобы в условиях финансово-экономического кризиса стратегические цели не были забыты, а напротив стали приоритетными и послужили коллективам для обновления, освобождения от неэффективных активов.
Замечу, что и на федеральном уровне задачи ускоренного промышленного развития, несмотря на финансово-экономический кризис, остаются актуальными. Они ставятся, как высшими руководителями страны, так и общественными структурами. Например, Российским Союзом машиностроителей в осенью прошлого года был разработан проект «Концепции формирования государственной комплексной программы развития машиностроения России». Разработкой руководил председатель этого Союза, генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Викторович Чемезов.
Любопытно, что поставленные в стратегическом плане Новосибирска цели и задачи по развитию машиностроительного комплекса города практически один к одному корреспондируются с проектом Союза машиностроителей. Процитирую главные программные цели развития машиностроительного производства в стране, указанные в этом профессиональном документе: «в период до 2015 года создать материальную, социальную и организационно-экономическую базу, позволяющую выйти на траекторию полного освоения постиндустриальных технологий, путем поддержания технологий четвертого уклада и распространения наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов, а в период до 2025 года обеспечить выход на траекторию постиндустриального развития на основе пятого технологического уклада с одновременным формированием и развитием наиболее эффективных направлений шестого технологического уклада». Как видите, эти цели по содержанию идентичны нашим.
Как и в Российской Федерации в целом, в Новосибирске на крупных и средних машиностроительных предприятиях сегодня доминирует четвертый технологический уклад. По экспертной оценке его доля составляет около 58%. Доля технологий пятого уклада оценивается в 12%. На слайде показан экспертный прогноз изменений удельного веса технологических укладов к 2020 году. Для разработки комплексной программы «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года потребуется » все же провести, пусть укрупнено, инвентаризацию технологического состояния машиностроительного комплекса. У нас есть две комиссии: по технологическому аудиту промышленных предприятий и созданию реестра технических и технологических проблем в промышленном производстве города. Они способны выполнить эту работу. В данной связи просьба к руководителям машиностроительных предприятий: несмотря на трудности, вызванные финансово-экономи­ческим кризисом, помочь этим комиссиям, ответить на вопросы их анкет, предоставить нужную информацию. Результаты обработки данных по группе предприятиям будут полезны, прежде всего, для создания информационной базы организации кооперативных связей. На прошлом заседании нашего Совета генеральный директор НЗКХ Владимир Петрович Разин уже рассказывал о создании и организации работы центра субконтрактации, в сущности, первой ласточке. У комиссии по развитию системы субконтрактации и аутсорсинга нашего Совета есть предложения по интенсификации работы в данном направлении, а это явно в русле антикризисных мер.
Должен отметить хорошую и грамотную работу комиссии по формированию организационно-финансовых механизмов обеспечения инновационной деятельности в Новосибирске, координатором которой является молодой доктор экономических наук Александр Юрьевич Рыманов, молодой, чуть за 30-ть по возрасту, но не стажу научной работы (уже 4 года назад получил докторскую степень). Эта комиссия предложила систему мер по финансовой поддержке инновационной деятельности, четко состыкованную с действующим законодательством. Теперь задача комиссии широко обсудить эти предложения и начать вместе с нами реализацию предложенных механизмов.
Далее я хочу еще раз сказать о самой ключевой проблеме, подходы к решению которой должны обязательно быть тщательно разработаны и представлены в комплексной программе. Речь идет о систематической подготовке кадров для наукоемкой промышленности и инновационной сферы. Понимаю, что в нынешних условиях, когда и общеобразовательная школа, и профессиональная всех уровней сами по себе находятся в окружении сложнейших проблем, постановка такой задачи может показаться нереалистичной. Но я не считаю, что это так. Если взяться, так или иначе решить можно любую проблему. Хотя, конечно, для комиссии Совета, координатор которой председатель Совета ректоров вузов Николай Васильевич Пустовой, это очень сложная задача. Сегодня, по-видимому, будут доложены какие-то подходы. Но я заранее хочу Вас попросить, Николай Васильевич, не останавливаться и продолжать работать над этой задачей.
Для меня лично проблема обучения и воспитания детей, молодежи, поддержка социализации и становления молодых людей самая животрепещущая. Поэтому всегда поддерживаю любые инициативы, сулящие успех в этом деле. Мы уже дважды в этом десятилетии проводили в городе год семьи, активно включились в нынешний год молодежи. В мэрии уже десятый учебный год работает студенческий семинар для хорошо успевающих студентов, на котором рассматриваются перспективы Новосибирска, разрабатываются проекты. В прошлом году я подписал распоряжение о создании в форме муниципального автономного учреждения Центра молодежного проектирования, в основу которого положены инновационные технологии совместного творчества при решении сложных проблем. И обратите внимание, кураторство над этим работающим со школьниками, по сути, обучающим учреждением, я передал не Управлению образования, а Комитету по труду, входящему в департамент промышленности, инноваций и предпринимательства. Центр молодежного проектирования призван в какой-то мере закрыть разрыв между общим и профессиональным образованием. Наконец, который год мы проводим конкурсы на гранты для молодых ученых. Николай Васильевич, готов Вам и Вшей комиссии оказывать всяческое содействие. Давайте привлечем широкую общественность, специалистов. Проведем слушания, организуем семинары, устроим дискуссию в СМИ. Мы уже во многом потеряли одно поколение. Потерять еще одно — смертельно опасно.
Уважаемые коллеги, чтобы наша комплексная программа могла быть разработана, мы с Александром Леонидовичем и Президиумом Совета по научно-промышленной и инновационной политике ожидаем от каждого члена Совета, прежде всего координаторов комиссий и секций, конкретных предложений с изложением видения перспектив инновационного развития промышленного производства в Новосибирске и мероприятий, обеспечивающих. Хотелось, чтобы дали предложения и привлеченные к участию в этой работе ученые и специалисты. Предложения можно давать по электронной почте, что наиболее желательно, или факсу. Все ваши материалы будут с благодарностью приняты и использованы рабочей группой при написании программы.
И в заключение сделаю несколько замечаний по структуре и содержания документа, который все мы должны разработать. Структура программы стандартная. Поскольку комплексная программа по статусу будет являться приложением к Стратегическому плану устойчивого развития, инструментом его реализации, форма и разделы определяются «Методическими рекомендациями по разработке комплексных целевых программ реализации Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска», принятыми еще в 2003 году.
Структура комплексной программы по этим рекомендациям включает элементы, показанные на слайде. Первые четыре раздела технические, но в обязательном разделе, который называется «паспорте программы», есть некоторые пункты, требующие обсуждения, по крайней мере, на заключительном этапе подготовки проекта.
Далее на слайде представлены разделы, которые предлагается включать в «Основное содержание программы».
Первый прогнозно-аналитический раздел, определяющий стартовые позиции и перспективы развития наукоемкого производства и инноваций в промышленности, предлагается назвать «Концепция инновационного развития промышленности Новосибирска до 2020 года» и представить в нем:
во-первых, тенденции развития промышленности Новосибирска, оценку стартового состояния, инновационно-технологического уровня и конкурентоспособности действующего промышленного производства города,
во-вторых, оценку состояния и перспектив развития научного и образова­тельного комплекса Новосибирска,
в третьих, концептуальную модель программы наукоемкого производства и инноваций в промышленности города (она была принята за основу на первом заседании нашего Совета в августе 2008 года),
в-четвертых, обоснование инновационного прорыва в промышленности и целевой прогноз инновационного развития промышленного производства в городе.
Не буду комментировать пролистываемые слайды, в них предлагается содержание каждого из названных мною разделов Концепции. Эти предложения обсуждались на семинаре в НГТУ и в департаменте промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии. Считаю, что их можно рекомендовать рабочей группе, которая будет готовить тексты. Однако это не означает, что все решения по содержанию уже приняты. Любые предложения будут приниматься и публично рассматриваться. Могут быть и серьезные, даже кардинальные изменения планов каждого раздела и подраздела. Все это должно обсуждаться.
Тем не менее, хотелось бы иметь Концепцию к маю, чтобы представить ее на Дне науки города, который мы будем проводить второй раз.
Следующий обязательный раздел: цели и задачи программы, или дерево целей. Он структурирован в соответствие с моделью, которая рассматривалась и одобрена в августе на заседании Совета в Президиуме СО РАН. Мы готовы принимать и выносить на обсуждение предложения по изменению данной структуры.
Далее идут разделы по подпрограммам. Они будут формироваться главным образом на основе предложений секций в соответствии с установленными приоритетами инновационного развития. Чтобы попасть в программу, каждой секции требуется представить целевой прогноз развития направления, предложить мероприятия и проекты, обеспечивающие достижения целей, сделать необходимые обоснования для каждого проекта. Надеюсь, что все комиссии и секции Совета будут работать успешно. Пожелаю всем нам успеха в этой работе.
Благодарю за внимание!

Выступление председателя Президиума СО РАН, директора Института физики полупроводников, академика РАН А. Л. Асеева

Протокол и решение третьего заседания Совета по научно-промышленной и инновационной политике города